Получи документы

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание условий для поддержки детской инициативы»

Наталья Степанова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание условий для поддержки детской инициативы»

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ.

«Создание условий для поддержки детской инициативы».

Цель:

Повышение профессиональной грамотности педагогов дошкольных организаций в вопросах создания условий для поддержки детской инициативы.

Задачи:

1. Познакомить с методическим обеспечением, способами, факторами, принципами, приемами работы по данной теме;

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Создание условий для поддержки детской инициативы“» размещена в разделах

2. Познакомить с вариантами создания условий для поддержки детской инициативы;

3. Представить опыт педагогической деятельности

МДОУ «Детский сад № 42» по созданию условий для поддержки

детской инициативы;

4. Создать условия для проигрывания педагогических ситуаций с

участниками мастер-класса.

Ход мероприятия:

Уважаемые коллеги! Мы очень рады видеть Вас на нашем мероприятии. Предлагаем вам встать в круг. Мы предлагаем найти себе пару по определенному принципу: цвету волос, возрасту, цвету глаз, цвету одежды и осуществить свой выбор, бросая мяч своему оппоненту, проговаривая критерии выбора.

Игра «Мой игровой партнер».

А теперь повернитесь друг к другу лицом и сделайте два шага назад. Мы разделились на команды. Давайте одну команду назовем «оптимисты», а другую – «пессимисты».

(Предлагаем тянуть жребий названия команды)

Игра «Оптимисты-пессимисты»

Первый игрок (оптимист) : «Как хорошо, что на улице зима!»

Второй игрок (пессимист) : «Хорошо-то, хорошо, только очень холодно!» и т. д.

Предпоследний игрок (пессимист) : «Ох, уж больно далеко к вам добираться»

Последний игрок (оптимист) : «Добираться далеко, это, конечно, не очень хорошо, но как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Предлагаем Вам еще поиграть. Вы не против?

В руке у меня чудесный клубок, передавая его, я предлагаю назвать те качества, которые вы бы хотели видеть в своих детях».

Игра «Чудесный ковер»

Вот видите, как много качеств, которые вы бы хотели видеть в своих воспитанниках. Пожалуйста, опустите свой ковер на пол. Это будет ковер желаний, направленных на воспитание, развитие наших детей.

(Сажаю в середине ковра куклу).

Эта кукла олицетворяет тех, на кого направлена наша деятельность - наших воспитанников.

Предлагаем Вам пройти на свои места.

Приветственное слово старшего воспитателя

МДОУ «Детский сад № 42» Мухановой Е. В.

Презентация

«Создание условий для поддержки детской инициативы»

1 слайд:

Мастер-класс

«Создание условий для поддержки детской инициативы»

2 слайд:

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

и других нормативных документах РФ сформулирован социальный заказ государства системе образования:

воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

3 слайд:

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности.

Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

4 слайд:

Целевые ориентиры, определенные ФГОС ДО.

Ребенок:

проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

способен к волевым усилиям;

пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

способен к принятию собственных решений.

5 слайд:

Вопросы для обсуждения:

Что такое «Детская инициатива и самостоятельность

Как развивать инициативность и самостоятельность у дошкольников?

Как создать условия для поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности?

6 слайд:

В литературе сформулированы следующие понятия:

Самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение;

Инициативность – это частный случай стремления к самостоятельности, изменения форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается и как волевая характеристика поведения человека;

7 слайд:

Инициатива от латинского initium (начало) это почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях.

8 слайд:

Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения

Формирование установок «Я могу», «Я сумею»;

Создание ситуации успеха для каждого ребенка: Это очень просто, я тебе помогу;

Предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится»

9 слайд:

Для поддержки детской инициативы необходимо :

Предоставить детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия;

Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

10 слайд:

Для инициативной личности характерно :

Произвольность поведения;

Самостоятельность;

Развитая эмоционально-волевая сфера;

Инициатива в различных видах деятельности;

Стремление к самореализации;

Общительность;

Высокий уровень творческих способностей;

Творческий подход к деятельности;

Познавательная активность

11 слайд

Основные виды деятельности,

в которых ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность

Общение;

Игра;

Познавательно-исследовательская деятельность;

Проектная деятельность;

Продуктивная деятельность;

Коммуникативная и другие.

12 слайд:

Инициативная личность развивается в деятельности!

А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности

13 слайд:

Инициативный дошкольник стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения. Он умеет выбирать деятельность, соответствующую собственному желанию, включаться в разговор, предлагать интересное дело.

В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.

Инициативное поведение дошкольника проявляется, прежде всего, в том, как он планирует свои действия, ставит перед собой задачи и последовательно решает их. Способность планировать свою деятельность развивается постепенно.

14 слайд:

Методы и приемы поддержки детской инициативы :

Картосхемы;

Алгоритмы;

Модель обследования предмета;

Моделирование ситуаций с участием персонажей;

Индивидуально-личностное общение с ребенком;

Поощрение самостоятельности;

Побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности;

Оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка

15 слайд:

Для поддержки детской инициативы и творчества необходимо создать условия, учитывающие следующие факторы:

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

Образовательная и игровая среда должны стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей;

Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка.

16 слайд:

При организации работы в этом направлении необходимо придерживаться следующих принципов:

Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности со взрослым, в игре и самостоятельной деятельности;

Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации;

Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.

17 слайд:

Наиболее эффективными формами работы для поддержки детской инициативы являются :

Познавательные занятия;

Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование;

Наблюдение и труд в уголке природы;

Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы;

Самостоятельная деятельность детей.

18 слайд:

Представление опыта педагогической деятельности

МДОУ «Детский сад № 42»

по созданию условий для поддержки детской инициативы.

19 слайд

Видеоролик «Полечим книжки».

Воспитатель Тихонова О. Е. - 1 квалификационная категория;

20 слайд:

Видеоролик «Зимний пейзаж»

Воспитатель Степанова Н. В. ;

21 слайд:

Видеоролик «Домик для удава»

Воспитатель Машкина Ф. Д. - 1 квалификационная категория.

22 слайд:

В развитии детской инициативы и самостоятельности важно:

Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов;

«Дозировать» помощь детям. Достаточно просто намекнуть;

Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка

Ситуативный разговор

«Инициативный ребенок. Какой он?»

Слайд 23:

Педагогическая технология «Детский совет» Как важнейшая форма поддержки детской инициативы

Цели:

Создать эмоциональный настрой на весь день;

Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

А теперь предлагаю гостям обсудить нашу тему на основе практической работы. Участникам мастер-класса предлагается материал по инновационной педагогической технологии «Детский совет», разработанный старшим воспитателем МБДО «Детский сад № 53» «Росинка» г. о. Химки Приказчиковой Светланой Владимировной.

Слайд 24:

Проигрывание педагогических ситуаций с участниками мастер-класса :

Уважаемые коллеги, мы с вами обсудили приемы, методы, способы и условия работы по поддержке детской инициативы, а теперь предлагаем вам проиграть следующую ситуацию. Перед этим, мы предлагаем вам разделиться на 4 команды. Попробуйте самостоятельно объединиться в команды, объяснив свой выбор варианта. Теперь, мы хотим вам предложить разделиться на команды по подсказке, которая таится на вашем стуле.

Участники делятся на команды.

(предлагается объяснить, почему они разделились так, а не иначе).

К нам сегодня пришли два персонажа, они не помнят из каких они сказок.

(Показываем куклы бабки и деда).

Пожалуйста, вспомните сказку, с участием этих персонажей и обыграйте их. Весь материал, который вам нужен, вы можете выбрать на нашем столе. Вы можете назвать сказку, а можете предложить догадаться, что это за сказка и назвать её своим оппонентам.

(Идет обсуждение по выбору сказки, подбор материала 5-10 минут)

Команды представляют свои творческие работы.

Подведение итогов.

Уважаемые коллеги, сейчас мы с вами практически проиграли ситуации, требующие творчества и инициативы.

Давайте проговорим позиции, которые мы использовали.

На слайде 25 выведены следующие позиции:

1. сам педагог;

2. инициатива педагога;

3. условия, созданные для осуществления коллективного проекта;

4. творчество при создании и демонстрации своей работы;

5. удовлетворение от полученного результата.

Слайд 26:

Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Слайд 27:

Требования к педагогу, осуществляющему педагогическую поддержку :

• Доброжелательное отношение взрослого к положительной инициативе;

• Постоянное одобрение и развитие инициативности;

• Предоставление ребенку возможности действовать самостоятельно, по-своему;

Создавать условия для самоутверждения ребенка.

В самом начале нашего мастер-класса мы с вами создали ковер желаний, в центре которого ребенок, на него и направлена вся наша деятельность. И только тогда, когда мы создадим условия для развития его самостоятельности, инициативы, проявления внутренней мотивации к той или иной деятельности, мы увидим в нем желаемые нами всеми качества.

Закончить наше выступление мы бы хотели мыслью о том, что детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником (субъектом) социальных отношений.

Слайд 28:

Педагогическое кредо нашего учреждения: «Научить ребенка – это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями».

Слайд 29:

Благодарим за внимание!

Уважаемые коллеги, мы надеемся, что материал, предложенный нами, будет полезен для вашей работы и предлагаем оставить отзыв о нашем мероприятии.

Участникам мастер-класса выдаются анкеты

на выявление удовлетворенности в проведенном мероприятии.

Рефлексия.

Кофе-пауза. Свободное общение мастер-класса.

Публикации по теме:

Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха «Создание условий для развития детской одаренности, посредством этнокультуры народа Саха» Руководитель инновационной площадки: заведующая.

Консультация для педагогов «Создание условий для различных видов деятельности детей раннего возраста» В современном обществе все чаще отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. И одной из мер,.

Консультация для воспитателей и родителей: «Способы и направления поддержки детской инициативы» СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору.

Методическая разработка мастер-класса «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы» Целевая аудитория: педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей дошкольного возраста. Цель: Повышение.

МК «Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы детей»МК «Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы детей» Уважаемые коллеги! Приветствую Вас на мастер-классе «Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы.

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды как условие поддержки детской инициативы и творчества "Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от.

Опыт работы «Технология лэпбук как эффективное средство поддержки детской самостоятельности и инициативы» Речь к презентации Слайд 1 Здравствуйте коллеги. Мне хочется представить вашему вниманию свой опыт работы «Технология лэпбук как эффективное.

Пример совместной образовательной деятельности и поддержки в ней детской инициативы на занятии по рисованию «Спрячь зайку» Пример совместной образовательной деятельности и поддержки в ней детской инициативы на занятии по рисованию «Спрячь зайку» с детьми 2.

Создание атмосферы радостного проживания периода детства в дошкольном учреждении, способы поддержки детской инициативы В программе «Радуга» впервые прозвучала задача создания в детском саду атмосферы психологического комфорта для детей, условий для радостного.

Создание условий для формирования компетенций педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС до «Создание условий для формирования компетенций педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» В условиях реализации Федерального государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание условий для поддержки детской инициативы»
Опубликовано: 21 января 2017 в 16:36
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД