Мастер-класс для педагогов «Карта моей жизни»

Татьяна Щербакова
Мастер-класс для педагогов «Карта моей жизни»

Цель: исследование сфер жизненного пространства: семьи, работы, общения; их соотношение и гармонизацию.

- Я рада приветствовать вас на мастер – классе. Сегодня каждый из вас сможет осознать, сформулировать свои личные и профессиональные цели.

1 часть

1. «Приветствие»

Цель: создание в группе благоприятного микроклимата

Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

Здравствуй друг! (Здороваются за руку)

Как ты тут? (Хлопают по плечу друг друга)

Где ты был? (Дергают за ушко друг друга)

Я скучал! (Кладут руки себе на сердце)

Ты пришёл! (Разводят руки в стороны)

Хорошо! (Обнимаются).

[2 раза]

2. Упражнение «Имя»

Цель: развитие позитивных взаимоотношений, знакомств с особенностями характера участников мастер- класса.

Каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя, его первой буквой. Например, Лена – ласковая и т. д.

А теперь я предлагаю вам занять свои места.

Эмоциональное благополучие малышей напрямую зависит от психоэмоционального состояния педагогов. Насколько будет комфортно чувствовать себя малыш в детском саду, каков будет его эмоциональный фон в течение дня, зависит от нас взрослых. Поэтому каждый из нас должен осознавать важность настроения, с которым мы идем на работу.

Каждая профессия, так или иначе, влияет на здоровье человека. Воспитывать детей – дело сложное: постоянные стрессы, необходимость сдерживать собственные чувства – все это воздействует на психику, а в конечном итоге и на физическое состояние педагога.

У многих педагогов со временем возникают два взаимосвязанных психологических состояния: «эмоциональное сгорания» и «профессиональная усталость».

«Феномен профессиональной усталости» проявляется в стремлении снять напряжение и обеспечить собственный внутренний покой любыми средствами. Одна из форм снятия напряжения – прямое «бегство» от детей, предоставление их самим себе. Можно наблюдать воспитателей, которые в свободное от организованных занятий время занимаются хозяйственными делами, мастерят какие – либо пособия. Причины подобного «перегорания» кроются либо в том, что руководство не мотивирует его для достижения хороших результатов, либо в отсутствии повышения и профессионального роста, т. е. человеку необходимо сменить либо работу или кардинально сменить деятельность (человек вырос из нее).

Синдром «эмоционального сгорания» определяется как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной нагрузки и неадекватных межличностных отношений. «Сгоранию» подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом. Долгое время «вкладываясь» в других, они начинают испытывать разочарование, так как не всегда удается достичь желаемого результата или эффекта. Как результат – беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка, нарушение сна.

Как видно эти два синдрома тесно взаимосвязаны, одно вытекает из другого. Психологи призваны научить педагогов переосмысливать свое отношение к жизни к гармоничному соотношению всех сфер жизненного пространства. Постоянный анализ своей жизнедеятельности позволит педагогу оценить успехи и неудачи, в какой-то сфере, скорректировать их и таким образом добиться гармонии не только с окружающими его людьми, но и с самим собой. Это поможет снизить эмоциональное напряжение. Предлагаю вам выполнить ряд упражнений. которые помогут в этом.

Упражнение «Карта моей жизни»

Я предлагаю каждому из вас создать карту своей жизни. Исследовать, из чего состоит ваша жизнь, и понять, устраивает ли вас эта картина.

Процедура: Визуализация проводится на стульях.

Ход работы

1. Визуализация.

Закрой глаза и представь себе, что вся твоя жизнь на настоящий момент — это большой город, в котором есть все, что бывает в обычном городе: жилые дома, дороги, предприятия, стадионы, парки и детские площадки. Представь себе, что ты поднимаешься над этим городом на высоту птичьего полета. Отсюда весь город виден как на ладони. Ты не можешь разглядеть мелкие детали и подробности, но зато тебе видны районы этого города, магистрали, которые их соединяют. Вот, к примеру, ты пролетаешь над районом, который называется «Моя семья». Какую площадь он занимает в городе твоей жизни? Что он в себя включает? Где находится? А вот еще один район — «Моя работа». Он отличается от предыдущего, не правда ли? Из каких сооружений он состоит? Что в нем примечательного? Ты отправляешься дальше и видишь часть города, которая символизирует твое общение, — «Друзья и знакомые». Исследуй ее как можно подробнее. Какие наиболее примечательные сооружения есть в твоем городе? Может быть, здесь есть стадионы или зоопарк, памятники, фонтаны, театры, предприятия, больницы, магазины? Ты видишь город своей жизни — он лежит как на ладони. Какие чувства вызывает у тебя это зрелище? Что бы тебе хотелось изменить в этом городе? Запомни все увиденное и, когда посчитаешь возможным, возвращайся и открывай глаза.

Участникам предлагается нарисовать карту Города своей жизни. При этом, обращается их внимание, что город рисуется таким, какой он есть в настоящее время.

По мере окончания работы участникам необходимо дать возможность

побеседовать в парах об образах визуализации и их рисунка.

Вопросы к участникам:

• Из чего состоит город моей жизни, каково мое отношение к нему?

• Что меня устраивает и вызывает радость?

Примечание. Как и в любом метафорическом упражнении, важно, чтобы участники от образа перешли к анализу соотношения сфер своей жизни. Если в результате работы возникнет желание что-то поменять в рисунке, это можно сделать, но обязательно осознать, как в реальной жизни можно осуществить это изменение.

Часть 2

1. Упражнение «Коллаж мечты» – техника работы с целями

Упражнение поможет осознать, сформулировать свои личные профессиональные цели.

Цель: сформировать для себя образы желаемого, чтобы точнее навести подсознание на желаемую цель.

Процедура:

1. Подумай, о чем ты мечтаешь в разных сферах жизни. Обрати внимание, должны быть учтены, по меньшей мере эти области: общение (друзья, близкий, семья, работа.

2. Теперь из разных картинок создай коллаж, который отразит это. Если не найдешь подходящей иллюстрации – дорисуй, чего не хватает. Дай название готовому произведению.

Проанализируй, в какой из сфер у тебя максимальное количество пробелов: больше всего мечтаний будет связано именно с ней. Но не стоит забывать и об остальном.

Вопрос для обсуждения:

-Теперь ты понимаешь, куда движешься?

2. Тест-игра «Змея, Парусник и Море»

Цель: Поможет скорректировать жизненный путь к цели.

Инструкция: Выберите для себя образ "Змеи" или "Парусник и море". Затем задайте себе вопрос, например, "Как мне осуществить свои мечты? ". Затем посмотрите на свой "экран", что делает "Змея" или «Парусник», если вы выбрали тот или иной образ. Зарисуйте увиденное и посмотрите интерпретацию.

Змея (ум, логика, интуиция; символ мудрости, страха). Вам нужно научиться смотреть своей цели в «глаза». Понимать, что к чему вы так стремимся, вы либо уводите себя из-за страха в сторону, и поэтому так быстро не получаете того, чего очень хочется; либо идете напролом и теряете свои силы, что затягивает исполнение нашего желания.

Парусник и море (взаимосвязь). «Парусник» - это вы. «Море» - это социум, это атмосфера в которой вы находитесь.

Море спокойное – все вами довольны, у вас доброжелательные взаимоотношения со всеми и с собой. Вы живете на уровне интуиции, умеете считывать информацию.

Море не спокойное – наблюдается волнение в вашем окружении. Будьте внимательны и осторожны.

Шторм – будьте особо бдительны! Вам необходим срочный выход из трудностей, в которых вы оказались.

Рекомендации:

• обратись к своим энергетическим и психологическим ресурсам;

• постарайтесь пока ничего не приобретать (материальные ценности, знакомства);

• освободитесь от старых вещей; от взаимоотношений с людьми, которые вас сильно угнетают;

• задумайтесь об укреплении своего здоровья, о восстановлении своих психических и физических сил;

• применяйте «спасательные» средства:

• остановите ход своих мыслей;

• съешьте что-нибудь вкусное;

• съездите в другой город к друзьям;

• скажите себе: «Все, остановись! С меня хватит!»

Действие "Змеи" и движение "Парусника" вам помогут в определении ваших действий относительно вашей цели.

Вверх – вы идете к своей цели, но испытываете трудности.

В сторону (в право, влево) – вы уходите от цели, избегаете встречи с трудностями или нуждаетесь в отдыхе. Используйте время остановки мыслей на размышление и поиск ответа на свой вопрос.

На встречу к вам – возможно, скоро вы увидите результат своих действий, свою цель.

От вас (змея, парусник очень далеко) – эта цель вам пока не нужна. Пусть уходит. Попробуйте пересмотреть эту цель. Может вам, пока нужна "подцель"? Но уже не такая глобальная, какая была ранее.

Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то мечты, цели или проблемы, задайте себе следующие вопросы:

- Это действительно так важно?

- Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя?

3 часть

2. «Дерево достижений»

Психологический смысл упражнения: эта игра способствует развитию рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать.

Согласно легенде, в мире существуют чудесные деревья, приносящие удачу и исполняющие желания. Многие храбрецы пытались найти их, но возвращались ни с чем. Тогда они объявили историю о чудесных деревьях выдумкой и перестали искать их. Но людям так хотелось верить в легенду! И они стали наделять особыми способностями обычные деревья, веря, что те принесут им удачу. А чтобы закрепить свое желание, люди привязывали к деревьям кусочки ткани. Но вскоре выяснилось, что многие деревья от этого гибнут. То ли узелки оказывались слишком крепкими, и это мешало течь древесным сокам; то ли желания людей были такими неуемными, что дерево не справлялось с ними… Люди забыли самый главный секрет легенды, который гласил: «И дерево сие человек сам делает, а питает его успехами и достижениями своими».

Сегодня я предлагаю всем нам вырастить такое чудесное дерево и разместить его в центре листа. (Психолог обращает внимание присутствующих на листочки трех цветов). Каждое ваше достижение или успех поможет дереву покрыться разноцветной листвой. Если вы достигли успехов в профессиональной деятельности – появится зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом – красный. Если вы достигли успехов в личном семейном плане – желтый.

Дерево помогает осознать, что получается лучше всего, а над чем еще надо поработать. При обсуждении успехов важно помнить главный смысл притчи – все в твоих руках.

Спасибо за участие, я всем вам желаю гармонии с самим собой и с окружающими.

Публикации по теме:

Дракончик из капронаДракончик из капрона Девочки, нашла замечательный мастер-класс по изготовлению чудесного дракончика из капрона. У нас на сайте много рукодельниц, творческих.

Мой тортик из гофротрубочек (первая работа)Мой тортик из гофротрубочек (первая работа) Спасибо всем за коментарии,я очень рада что вам понравилось. Сразу расскажу о мастер - классе. Я работала по интернетовскому мастер - классу.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Насекомые и пауки
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Карта моей жизни»
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 15:38
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...