Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов МДОУ «Экологическое воспитание средствами опытно-исследовательской деятельности «Воздух-волшебник»

Светлана Кириченко
Мастер-класс для педагогов МДОУ «Экологическое воспитание средствами опытно-исследовательской деятельности «Воздух-волшебник»

Мастер – класс для педагогов МДОУ.

Тема: «Экологическое воспитание через – опытно – исследовательскую деятельность». «Воздух волшебник»

Автор: Кириченко Светлана Викторовна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ д/с №4.(сайд№1)

"Расскажи - и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать –

и я пойму".

Публикация «Мастер-класс для педагогов МДОУ „Экологическое воспитание средствами опытно-исследовательской деятельности „Воздух-волшебник“» размещена в разделах

Китайская пословица. (сайд№2)

Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.

Задачи: Показать, как можно использовать опыты в экспериментально – исследовательской деятельности детей.

Развивать познавательный интерес, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми. .(сайд№3)

Материалы и оборудование: мыльные пузыри, цветная плотная бумага, полиэтиленовый пакет.

Участники мастер-класса : Педагоги ДОУ г. Дивногорска.

Содержание:

1. Определение понятия детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Овладение способностями практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировоззрение ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет опытно - исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме опытов и экспериментальных действий.

Занимательные опыты, эксперименты пробуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Для участия в этой деятельности приглашаю пройти 6 человек.

Ведущий: А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование, ну, что ж уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детское экспериментирование.

Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент — это метод исследования некоторого явления в управляемых условия. С активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

По определению Н. Н. Подъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний. (слайд№4)

Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры, предложенной авторскими коллективами Ивановой А. И. и Прохоровой Л. Н. .(сайд№5)

Тему для экспериментирования я всегда выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта.

Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой Лунтика, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле пробности, например, что бы определить из какого материала Чиполино можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.

Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».

Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности, а помогают мне в этом сказочные герои. Использование различных сказочных героев способствует проведению эксперимента в игровой форме. (слайд 6.)

Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.

Далее мы учимся планированию, с помощью наводящих вопросов дети описывают какие действия они будут выполнять, планируют ход проведения эксперимента. (слайд 7.)

Ведущий пускает мыльные пузыри.

Я пускаю пузыри, как салют летят они.

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.

И так откуда берутся пузыри и как они получаются и как они летают?

Какой он воздух? Моно ли почувствовать и увидеть воздух?

На вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.

1. «Воздух существует

- Существует ли воздух вокруг нас?

- Как можно это определить?

- А определить поможет нам наш эксперимент.

-Предлагаю сложить веер и помахать им.

- Что вы почувствовали?

- Какой вывод можно сделать?

(воздух окружает нас со всех сторон, он везде)

2.«Воздух – невидимка»

Мы определили, что воздух существует, он по - всюду со всех сторон.

- Можно ли почувствовать воздух?

- Как можно это сделать?

- А я предлагаю сделать третий эксперимент.

положат ладошку на грудь и почувствуют, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим. Воздух есть везде : и в группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка».

- Какой вывод можно сделать? (воздух невидим, но мы его чувствуем внутри себя)

3.«Воздух не имеет вкуса»

Мы с вами определили, что воздух существует, невидим и мы его можем почувствовать.

– Как вы думаете, имеет ли он вкус?

- Как можно это определить?

- А я предлагаю вам следующий эксперимент.

Вдохните ртом воздух. Что вы почувствовали, какой воздух на вкус? Имеет ли он вкус? Воздух – безвкусный.

- Какой вывод можно сделать?

(воздух не имеет вкуса)

4.«Поймаем воздух»

И так мы с вами уже знаем, что воздух существует, мы его можем почувствовать внутри себя, не имеет вкуса.

- А можем ли мы его увидеть?

- Как мы это можем сделать?

- Предлагаю четвертый эксперимент.

Дайте возьмём полиэтиленовый пакет откроем его и закроем. Что увидели? Пакеты становятся похожи на подушечки. Действительно пакет стал выпуклым, что в нем?

Какой вывод можно сделать?

(Воздух не «невидимка», его можно увидеть, заключив в оболочку).

5. «Поиграем с воздухом»

Мы выяснили, что воздух существует, он не имеет вкуса, он не видим, но если его заключить в оболочку, то можно увидеть.

Предлагаю поиграть с воздухом, возьмите мыльные пузыри и подувайте их. Как вы считаете, поиграв с воздухом, какой он? Почему подлетает? (этим вы докажите, что воздух легкий). Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием.

Вывод: Воздух очень лёгкий.

Так какой мы можем сделать вывод?

В таких экспериментах дети самостоятельно планируют деятельность, находят способы деятельности, делают вывод на основе самостоятельных действий. Слайд №18

Сегодня мы с вами познакомились с тем, что при организации детского экспериментирования важно придерживается следующих условий:

- выбор темы и объекта исследования осуществляется с учетом интересов и жизненного опыта детей;

- необходимо создание мотивации у детей к деятельности

- использование проблемных ситуаций, поля пробности.

- ведение диалога с детьми.

- поощрение выдвижения детьми гипотез.

- осуществлять по мере возможности проверку всех предположений.

и формулировать выводы.

А теперь Уважаемые коллеги, проведем рефлексию:

1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.

2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.

3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.

Ведущий: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.

Открылся нам сейчас секрет,

Как детский организовать эксперимент.

Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательной активности и координации движений у дошкольников средствами ритмопластики» Тема:«Развитие двигательной активности и координации движений у дошкольников средствами ритмопластики»Цель:повысить профессиональную компетентность.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности» Задачи: 1. Систематизировать знания педагогов о театрализованной деятельности в ДОУ. 2. Повысить профессиональную компетентность педагогов.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыки» Творческие задания для педагогов ДОУ по теме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальной.

Мастер-класс для педагогов по познавательно исследовательской деятельности Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри. Сегодня вашему вниманию, я представляя мастер – класс по познавательно исследовательской деятельности.

Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство с листом Мебиуса» Цель: Познакомить педагогов с математической технологией «Лента Мебиуса». Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитие.

«Отважный пингвинёнок исследует мир». Мастер-класс для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников». «Отважный пингвинёнок исследует мир» Задачи: 1. Показать, как можно использовать.

Мастер-класс для педагогов «Развитие двигательной активности и координации движений у дошкольников средствами ритмопластики» Мастер-класс для педагогов Тема: «Развитие двигательной активности и координации движений у дошкольников средствами ритмопластики» Цель:повысить.

Мастер-класс с педагогами МДОУ «Воспитание сказкой» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 27 «ТЕРЕМОК» п. ЗАГОРОДНЫЙ КРАСНОКУТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

Экологическое воспитание детей средствами фольклора Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей – средствами фольклора» Воспитатель:Сустайкина Е. Л Человечество стоит перед лицом экологической.

Экологическое воспитание учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности Экологическое воспитание учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности Ратушная Наталья Юрьевна, заведующая краеведческо-экскурсионным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов МДОУ «Экологическое воспитание средствами опытно-исследовательской деятельности «Воздух-волшебник»
Опубликовано: 13 мая 2018 в 12:37
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД