Приёмы и методы развития творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе

наталья барсукова
Приёмы и методы развития творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе

Мастер – класс теме

«Моё творчество в рамках школьного образования».

Я предлагаю Вам обмен опытом в форме мастер класса по теме «Моё творчество в рамках школьного образования». Вначале мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли. Предлагаю вам выбрать один из трёх цветов. Выберите наиболее подходящие для вас и вашего настроения.

Я рада, что у вас веселое настроение, доброжелательное отношение к окружающим и хочу, чтобы это настроение длилось весь день.

Ещё В. А. Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти. хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М. М. Поташник) Таким образом,. педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Творчество - процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота.

Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет”

(Н. Рерих).

Сегодня я хочу вам предложить приёмы и методы развития творческих способностей учащихся непосредственно, применяемые мною на уроках.

- Начнём работу. У вас на столах лежат карточки со словами

Чёрный, летает, трусливый, ползёт, заяц, прекрасная, жук, стрекоза, скачет.

- Разложите их на 3 группы.

- Давайте обобщим, что же это за слова?

- Составьте с этими словами предложения.

- Молодцы!

Задание «Новое применение»

Называется какой-либо хорошо известный предмет. Надо назвать как можно больше необычных способов его применения.

У меня в руках загадочная шкатулка. В этой шкатулке находится предмет, при помощи которого открою небольшой секрет. Я загадаю вам загадку об этом предмете, а вы попробуйте отгадать, что находится в этой шкатулке.

Загадка

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,

Где пройдется,

Там след остается. (карандаш)

Учитель

Что можно делать при помощи карандаша?

Участники

Необходимо записывать свои мысли, свои мечты.

Мы с вами возьмем этот карандаш и посмотрим, на что он способен, попробуем стать поэтами? Вы скажете у нас нет таких способностей. Вы не правы. Ведь все мы с вами творцы, только надо прислушаться к своему сердцу. Я раскрою вам уже всем известный приём, написания синквейна, который я использую в своей работе с детьми.

Вы знаете, что основа стихотворения Синквейн.

Порядок написания Синквейна

• Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное, определяющее содержание синквейна.

• Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

• Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

• Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.

• Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Сейчас мы попробуем составить синквейн.

Учитель

– Пусть первой строкой в вашем стихотворении станет слово творчество.

(Участники пишут синквейн)

– Прочитайте, что у вас получилось.

Участники

- творчество.

Нестандартное, уникальное.

удивляет, развивает, открывает.

Система обучающих технологий.

Мастерство.

Учитель. Мы с вами стали мастерами - поэтами.

С 1 класса помощью, чистоговорок ученики знакомятся с понятием «рифма». И уже к концу первого класса они сами могут составить чистоговорки.

Ша – ша – ша – Та – та – та-

Мама моет малыша. У нас в доме чистота.

С большим удовольствием дети выполняют задание, в котором надо продолжить стихотворение.

По силам ученикам предлагаю задания на подбор рифмы.

В нашем доме на окошке Мышка плачет и ревёт:

Сидят серенькие ___. Проси пчёл чтоб дали.

На уроках развития речи сами дети составляют загадки о временах года, о животных, о предметах быта. На открытом уроке мы с детьми из предложений составляли стихотворение, подбирая их по рифме.

И вы сейчас попробуйте составить загадку или стихотворение. Для этого в словаре омонимов выберите 2 омонимичные пары и зарифмуйте их, создав стихотворный текст.

Образец: ходят-ходят; косы – косы

По селу девчонки ходят,

И у всех девчонок косы.

А под ветром травы ходят:

Наточили парни косы.

На классных часах при беседе на тему «Мои обязанности в классе», придумывали прибор для мытья доски.

И мы сейчас побудем в роли детей. Вы должны изобрести технологию, которая учит детей, а чему вы сами подумайте. Технология состоит из трёх частей. Чтобы назвать эти три части и саму технологию, вам необходимо придумать неологизмы

Вы сделали научное открытие по технологии.

Кроме этого в своей работе часто использую различные технологии изображения, например, лепку из пластилина, работу с природным материалом, рисование кисточкой, пальцем, инсценированные произведений и рисуем рисунки к ним.

С самого начала урока, беру нестандартные задания, для устного счёта.

Например, такие задания:

Разноцветное коромысло над рекой повисло. Что это

8 9 10 2 4 5

2 4 5 6 8 9 10

у г а а Р а д

Даны примеры, ответ которых соответствует определённой букве.

Использую и такие задания.

Задание.

Реши выражения первого и второго столбиков. Закончи пословицы (соедини выражения с одинаковыми значениями):

4 * 3 18: 3

(Много снега-) (Мало леса – посади)

12: 2 42 – 22

(Много леса-береги,) (брат и сестра)

5 * 4 2 * 6

(Лес и вода -) (много хлеба)

Решение.

4 * 3 = 12 2 *6 = 12

Много снега – много хлеба.

Ещё одним из приёмов в моей работе являются

«Друдлы»

Основой друдла (головоломки для развития воображения и креативности) могут быть любые каракули и кляксы. Друдл - это НЕ совсем законченная картинка, которая требует ответа на вопрос: «Что здесь нарисовано?» .

Каждый ответ развивает фантазию и творческое мышление.

При проведении экскурсий мы обращаем внимание на небо, по которому плывут облака. В них дети видят различные предметы.

На уроках математике чертим геометрические фигуры и представляем, на что она похожа.

У вас на столах лежат облака попробуйте представить, на, что они похожи.

Рефлексия. на листе бумаги обведите свою ладошку.

Каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.

• большой - для меня это важно и интересно …

• указательный - я получил конкретные рекомендации, я была удивлена

• средний - мне не понравилось, мне понравилось

• безымянный - моя оценка психологической атмосферы

• мизинец- для меня было недостаточно, у меня возник вопрос

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-uchashchihsya_dfid4.pptx | 4752,56 Кб | Скачан: 227
 
Публикации по теме:

Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание»Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание» Идея проведения мастер-класса для воспитателей нашей территории (военного городка) по айрис - фолдингу у меня появилась после посещения.

Мастер-класс для родителей «Куклы из бабушкиного сундука»Мастер-класс для родителей «Куклы из бабушкиного сундука» В нашем центре, в рамках недели по патриотическому воспитанию посвященной народной игрушке мной был дан мастер-класс для родителей который.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Приёмы и методы развития творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе
Опубликовано: 11 июня 2013 в 04:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...