Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Опыт гендерного воспитания дошкольников через приобщение к художественной литературе»

наталья винокурова
Мастер-класс для педагогов «Опыт гендерного воспитания дошкольников через приобщение к художественной литературе»

ЦЕЛЬ: оказание практической помощи педагогам в использовании художественной литературы как средства гендерного воспитания дошкольников.

ЗАДАЧИ:

1. Способствовать формированию у участников мастер- класса умения

определять особенности гендерных ориентаций и ценностей детей с помощью художественной литературы.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Опыт гендерного воспитания дошкольников через приобщение к художественной литературе“» размещена в разделах

2. Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением художестственной литературы в гендерном воспитании детей.

Материалы и оборудование: ноутбук, диапроектор, экран, презентация, картинки с изображением мальчика и девочки, 2 стола, стулья по количеству участников фокус-группы, листочки и ручки, распечатанное задание на листе формата А4 в 2-х экземплярах.

Ход мастер-класса

«Через книгу происходит «врастание» ребенка

в гендерную культуру того общества,

где он живёт и развивается»

(с позиции концепции Л. С. Выготского)

Слайд №1

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер - класса

«Опыт гендерного воспитания дошкольников через приобщение к художественной литературе».

Слайд №2

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом принадлежности к определенному полу.

Слайд №3

Социальные изменения условий жизни, изменения психологических установок общества привели к тому, что многие зарубежные и отечественные ученые рассматривают процесс гендерного воспитания детей как актуальную проблему современного общества.

Слайд №4

Главная задача гендерного воспитания в детском саду - это улучшение взаимоотношений между мальчиками и девочками, формирование у них адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность.

Одним из наиболее эффективных средств передачи духовных ценностей, отражающих гендерную социализацию дошкольников, является художественная литература.

Слайд №5

Работа по гендерному воспитанию детей посредством художественной литературы ведется ежедневно, в специально организованной самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей и предполагает создание предметно-развивающей среды. Это, прежде всего, оформление книжного уголка с произведениями для мальчиков и девочек и с возможностью самостоятельных театрализованных игр и драматизаций.

Читая художественные произведения, мы обращаем внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов. Через гендерные образы любимых литературных персонажей мальчики и девочки приходят к соответствующему пониманию самих себя. Дети любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их поведение и не хотят быть похожими на них.

Слайд №6

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что с самого рождения в русской семье учитывались гендерные особенности ребёнка. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Всё накопленное передавалось устно от человека к человеку. Становилось достижением многих. Так возникло устное народное творчество.

Рассмотрим некоторые его жанры, которые наиболее ярко отражают гендерную принадлежность.

Слайд №7

Пестушки и потешки – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни. В соответствии с тем, кому именно была адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозировалось их будущее.

Труд девочек был связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, мальчиков- с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными.

Ой, Ванюша,

Ой, родной

Скоро будешь ты большой,

Будешь рыбку ловить,

Будешь лес рубить,

Татку, мамку кормить.

.

Большое внимание в пестушках и потешках уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.

Как у доченьки моей

Ворох золотых кудрей!

А в очах - озера синь,

А стан будто у осин!

При этом очевидно, что в данных традициях был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской - стойкость, мужество, ответственность.

Слайд №8

Даже в колыбельных песенках присутствует обращение не просто к ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «А баиньки, баиньки качаю дочку маленьку».

Вы, конечно же знаете как красочно иллюстрированы данные жанры народного творчества. Такие книжки дети с большим удовольствием подолгу рассматривают, а произведения воспитатель предлагает детям для прослушивания и заучивания, затем дошкольники применяют элементы русского фольклора в в сюжетно – ролевых играх, в театральной деятельности, на праздниках и развлечениях.

Слайд №9

Неисчерпаемый источник гендерного воспитания представляют пословицы и поговорки. В изумительной мудрости русских пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к матери, уважение к старшим, почитание родителей, народные мысли о воспитании мужских и женских качеств.

«Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит».

«Мужик хлопочет – добротный дом себе построить хочет»

Слайд №10

Одной из самых драгоценных жемчужин гендерного воспитания, доставшихся нам в наследство являются сказки. Как в народных, так в авторских сказках в художественной форме даны образцы гендерного поведения. В полоролевом отношении все сказки, мифы, легенды, притчи, можно условно разделить на три группы:

«мужские», где главный герой – мужской персонаж. К «мужским» сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу. («Три Поросёнка», «Мальчик – с- пальчик» и другие);

«женские», где главная героиня – персонаж женского пола («Красная шапочка», «Золушка», «Дюймовочка» и другие);

«смешанные», где есть два главных героя обоих полов («Царевна – Лягушка»)

Слайд № 11

При работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Это будет способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

Слайд № 12

При подборе художественных произведений необходимо также учитывать, что девочкам нужны литературные произведения, способствующие развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке.

Мальчикам нужны произведения, которые формируют представления о мужестве, смелости и отваге, находчивости, необходимо, чтобы была выделена общественная значимость и нравственная направленность этих качеств. Смелость и сила нужны только при защите слабых и обиженных, а также при определённой работе.

Таким образом, художественная литература и устное народное творчество - это кладезь мудрости, неиссякаемый источник воспитания детей, которые способствуют формированию представлений дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек.

Практическая часть

Слайд № 13

А сейчас, уважаемые коллеги, для того, чтобы на практике убедиться в эффективности использования художественной литературы как средства гендерного воспитания дошкольников, я предлагаю вам принять участие в практической части мастер-класса.

Я приглашаю фокус группу, которая разделится на 2 команды и займет места за столами.

Задания для команд:

1. Команде «А ну-ка, девочки» предстоит сочинить колыбельную для девочки, а команде «А ну-ка, мальчики»- сочинить колыбельную для мальчика.

2. Из предложенных произведений художественной литературы команде «А ну-ка, девочки» выбрать те, которые освещают женский и мужской труд, а команде «А ну-ка, мальчики» выбрать те, которые освещают тему: «Мальчки и девочки-будущие мужчины и женщины» и обосновать свой выбор.

А пока фокус-группа работает, всем остальным участникам я предлагаю обратиться к пословицам.

Слайд № 14

1. А сейчас внимание на экран:

составьте по предложенным картинкам пословицы о мужских и женских качествах, о семье, о почитании родителей, о любви к детям.

Слайды № 15-№ 20

2. Давайте мы с вами назовем сказки, в которых отражены идеалы женственности, так называемые «женские» произведения, затем назовем сказки для мальчиков, в которых отражены идеалы мужественности.

Слайд № 21

Я вижу, что фокус-группа закончила работу и готова озвучить то, что у них получилось.

- Спасибо всем участникам, вы прекрасно справлялись с заданиями и я думаю, что этот мастер-класс помог вам убедится в том, что художественная литература помогает ребёнку освоить гендерную культуру общества, в котором он живёт и развивается. И мы очень надеемся, что из наших мальчиков и девочек вырастут настоящие защитники и хранительницы семейного очага.

Публикации по теме:

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Формирование патриотического воспитания младших дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» Формирование патриотического воспитания дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» От прошлых дней – до вечности – И.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

НОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗНОД по художественной литературе «Друг детства» В. Драгунского в средней группе детей с ОВЗ Чтение и обсуждение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая.

Педагогический проект по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе «Сказки А. С. Пушкина» Актуальность: Сказка – это необходимый элемент жизни ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Дети стремятся.

Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО»Презентация «Повышение интереса дошкольников к художественной литературе в семье и ДОО» (выступление на «Педагогических чтениях») В конце апреля у нас проходили ежегодные районные Педагогические чтения, на которых я выступала.

Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДОПриобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста как к виду деятельности в соответствии с ФГОС ДО Елена Владимирова..

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Опыт гендерного воспитания дошкольников через приобщение к художественной литературе»
Опубликовано: 30 июня 2020 в 19:17
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД