МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок

Лилия Терентьева
Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок

Мастер-класс «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников мастер-класса.

Задачи:

1. Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по расширению и уточнению представлений о безопасном поведении.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Осторожные сказки“, Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок» размещена в разделах

2. Построить модель познавательной беседы при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

Материал: ребусы, иллюстрации к сказкам, листы для бесед, карточки для рефлексии.

Предполагается, что в процессе обсуждения и выполнения заданий участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения с помощью сказок, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка.

План проведения мастер класса.

I. Обоснование темы.

II. Вопросы к участникам, выполнение заданий.

III. Совместное моделирование.

IV. Рефлексия.

Организация мастер-класса

Первый этап. Обоснование темы.

Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги.

Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится весьма небезопасной для него.

Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека. Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.

Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.

Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но сказки выполняют не только развлекательную роль и несут воспитательную функцию. Сегодня мы с вами поговорим о том, что сказки могут выполнять не только развлекательную роль и нести воспитательную функцию, но и обучают безопасности.

Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.

Второй этап. Вопросы к участникам, выполнение заданий.

Мастер: И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, на практике попробуем убедиться в том, что сказки выполняют не только воспитательную роль, но и обучают безопасности.

Упражнение «Мозговой штурм».

У каждого из вас есть картинки. Разделитесь, пожалуйста, на подгруппы по одинаковым картинкам (Пера-Богатырь, Зарни-Ань)

Задание подгруппам: вам нужно по представленным словам угадать название сказки. (Участники мастер-класса, по словам называют сказку.)

Слова 1 подгруппе.

1. Волк, три, кирпичи. («Три поросенка»);

Три брата, сестра, Экса. («Три брата и сестра»);

2. Заяц, лиса, мука. («Колобок»);

Мышь, сорока, лодка. («Мышь и сорока»);

3. Собака, лиса, коса. («Заюшкина избушка»);

Лиса, заяц, плот. («Лиса и заяц»);

Слова 2 подгруппе.

1. Маша, короб, пирожки. («Маша и медведь»);

Три сестры, чучело, сундук. («Медвежьи няньки»);

2. Огонь, кошка, ведро. («Кошкин дом»);

Фома, Ёма, лиса. («Фома»);

3. Мачеха, ведро, колодец. («Мороз Иванович»);

Клубок, Ёма, две сестры. («Ёма и две сестры»);

Мастер: Молодцы, вы все правильно назвали сказки.

Мастер: Перед вами, уважаемые коллеги, названия сказок.

- Как вы думаете, на какие группы по правилам безопасности можно разделить эти сказки?

Участники называют правила безопасности. Если нужно, я уточняю.

1. Опасные контакты с незнакомцами.

(«Колобок», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка»)

2. Один дома.

(«Кот, петух и лиса»)

3. Пожарная безопасность.

(«Кошкин дом», «Фома»)

4. Безопасность на воде.

(«Пузырь соломинка и лапоть», «Мышь и сорока», «Мышь, лапоть и пузырь», «Лиса и заяц», «Ема и две сестры», «Мороз Иванович»)

5. Безопасность в лесу.

(«Три брата и сестра», «Маша и медведь», «Медвежьи няньки»)

Мастер: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ». Вы должны ответить на вопрос, выбрав правильный ответ.

Вопросы к участникам.

Мастер: Скажите:

1. команда - Какой сказочный герой совал свой нос, куда ни попадя?

Емеля. Буратино. Пьеро.

2. команда- Какой сказочный персонаж поджег соломенный сноп и ведьма сгорела?

Лиса, Марпида-царевна, Гундыр.

1. - От чего подешевела лисья шкура?

От линьки, от голода, от березовых прутьев.

2. - Чем укололась принцесса из сказки «Спящая красавица»?

Гвоздем. Шилом. Веретеном.

1. - По какой причине произошел пожар в доме кошки?

Уголек из печки упал на пол. Играла со спичками. Забыла выключить утюг.

2. - Какую ошибку по безопасному поведению совершили три брата?

Напились из лужицы, залезли на березы, прыгали через костер.

1. - Какие сказочные герои пытались помочь сестрам убежать от медведей?

Баран, лошадь, кот, бычок.

2. - Какую ошибку по безопасному поведению совершил Кай?

Разбил зеркало. Принял угощение от королевы. Привязал свои сани к саням незнакомки.

1. - Каким образом ведьма заманила к реке сестрицу Аленушку?

Сообщила, что с козленочком что-то случилось.

Позвала ее ласковым голосом.

Предложила угощение.

2. - Какая птица перенесла Марпиду через море?

Голубь, орел, ворон.

Мастер: Из предложенных найдите те приметы, по которым в коми сказке «Медвежьи няньки» старшая сестра предчувствовала беду и просила сестер не ходить в лес? (совы радовались, кричали, волки выли, медведи ревели, т. к. Ема-баба беду людям готовит).

Из предложенных примет, найдите те, по которым в сказке «Царевна-лягушка» Иван-Царевич должен был догадаться, что это едет его жена? (ветер завыл, великий стук и гром, забушевало море)

Мастер: Дорогие воспитатели, продолжим работу по подгруппам. Вспомните, пожалуйста, сказку: 1 подгруппа «Колобок», 2 подгруппа «Красная шапочка», и напишите, в какие неприятные ситуации попали ее герои, и какие правила безопасности они нарушили. (Участники перечисляют правила безопасности, нарушенные героями сказок).

Мастер: Молодцы.

Каждой подгруппе даются названия сказок и их текст. («Мышь, лапоть и пузырь», Мышь и сорока»).

Дети очень любят переделывать сказки на новый лад. Предлагаю и вам придумать такой вариант сказки, где герои соблюдали бы правила безопасного поведения и обходили стороной все опасные ситуации. Каждой подгруппе даются названия сказок («Мышь, лапоть и пузырь», Мышь и сорока»).

Мастер: Молодцы. Безопасные сказки получились у вас. А сейчас предлагаю вам сказки, которые получились, рассказать с помощью бросового материала.

Четвертый этап. Рефлексия.

Мастер: Уважаемые, коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии и вложите её в конверт.

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Публикации по теме:

Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Путешествие в мир волшебных сказок» Цель: - Формировать внутреннюю психическую активность, уметь мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия.

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Тема: Современные подходы к формированию навыков безопасного поведения у дошкольников. Цель: Совершенствование работы детского сада и семьи в формировании осознанного безопасного поведения дошкольников. Задачи: 1. Обеспечить.

Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой Задачи: - обобщать.

Мастер класс для педагогов «Путешествие в мир волшебных сказок» Цель: - Формировать внутреннюю психическую активность, уметь мысленно действовать в воображаемой ситуации, умение предвидеть последствия.

Мастер-класс по изготовлению атрибутов из бросового материала для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движенияМастер-класс по изготовлению атрибутов из бросового материала для ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения Мы будем изготавливать нагрудные знаки, демонстрационные знаки, юбочки и шляпки. Для этого нам понадобятся: мелкие пластиковые одноразовые.

Мониторинг по теме «Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе»Мониторинг по теме «Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе» Мониторинг. Тема «Ознакомление старших дошкольников с правилами поведения в природе» Методика ознакомления старших дошкольников с правилами.

Конспект НОД по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения в быту. Подготовительная группа Тема: «Уроки осторожности» Интеграция образовательных областей: Познание, Социализация, Здоровье, Безопасность, Музыка. Форма проведения:.

Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий.

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» 2014-2015 гг. Содержание проекта: 1. Анализ ситуации. 2. Проблема. 3. Планируемые результаты. 4. Этапы реализации проекта 5. Диагностический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок
Опубликовано: 10 августа 2015 в 10:52
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД