МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Практикум создания куклы-марионетки»

Наталья Кацевалова
Мастер-класс для педагогов «Практикум создания куклы-марионетки»

Цель: заинтересовать и побудить творческих людей к изготовлению кукол-марионеток, с последующим их использованием в воспитательной и театрализованной деятельности с дошкольниками. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта изготовления и управления куклой-марионеткой.

Задачи:

учить педагогов создавать куклу-марионетку из нескольких лоскутов ткани, соединяя их при помощи ниток;

развивать эстетический вкус, фантазию, творческие способности;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Практикум создания куклы-марионетки“» размещена в разделах

укрепить эмоционально-позитивные межличностные отношения педагогов;

получить эмоциональное удовольствие от работы в коллективе;

создание куклы-марионетки по нетрадиционной технологии.

План проведения мастер-класса:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово ведущего;

3. Практическая работа (изготовление).

4. Обсуждение впечатлений.

5. Подведение итогов.

Материалы и инструменты:

Бусина, капсула от яйца «Киндер» или капсула от фотопленки, вата 50-100 г; плотный чулок или колготы (чулка определяет лица и ладоней); белая ткань на нижнее платье (50х50 см); цветная ткань на верхнее платье (60х60 см); пряжа на волосы; пуговицы из которых можно сделать глаза, рот (это необязательно, может быть и без проявленного лица); прочная нить для подвязки; длинная игла с широким «ушком»; любые украшения (бусины, тесьма и прочее, нитки, иголка, ножницы. Карточки «Сокровищница жизненных сил». Колокольчик или бубен.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Для начала ответьте на вопрос: когда вы слышите слово «марионетка», какие ассоциации у вас возникают? …

Для большинства людей – это разновидность управляемой куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. Она ассоциируется с театром…

А, возможно, вы сами чувствуете себя «куклой» (тем, кто слепо подчиняется чужой воле, является послушным орудием в чьих-либо руках).

А может, вы сами играете жизнями других, считая себя великим кукловодом…

А если вы педагог, то кукла-марионетка для вас удобный инструмент для работы с детьми и взрослыми…

Создание куклы-марионетки - это тонкий процесс. Мы совершаем символическое действие по актуализации собственного ресурса. Создавая куклу, мы символически прорабатываем то, что закрывает от нас наш собственный ресурс, символически можем проработать внутреннее сопротивление к развитию, собственную инерционность, нетерпение. Процесс создания куклы требует большого внутреннего труда, и на бессознательно-символическом уровне формируется настройка, привычка трудиться таким образом. В сказках все положительные герои, прежде всего, труженики. А волшебство - это большой труд. Только в этом случае у других людей может сложиться впечатление, что все «происходит само», как будто по мановению волшебной палочки.

Кукла может стать символическим Помощником, сакральным или социальным. Сакральный помощник настраивает тонкие внутренние процессы, и такую куклу автор может не захотеть показывать кому-то, стремится спрятать от посторонних глаз. Социальный помощник активизирует социальные силы человека, с этой куклой хочется играть публично, показывать ее другим, вступать в отношения с другими куклами, участвовать в спектаклях.

Прежде чем приступить к изготовлению куклы, важно ответить себе на вопросы: В какой помощи я нуждаюсь сейчас? Для чего она мне нужна? Какую именно жизненную силу мне нужно активизировать в себе? Фактически, в процессе изготовления куклы мы символически актуализируем в себе некоторую жизненную силу, необходимую нам в данный период жизни. Она может быть спрятана под спудом внутренних инерционных механизмов, которые символически прорабатываются в процессе создания марионетки. Управляя марионеткой, в этом случае, мы учимся взаимодействовать с этой внутренней силой, способностью.

Поэтому, прежде чем создать куклу, полезно вытащить из колоды карточек «Сокровищница жизненных сил» одну, поразмышлять об этой силе, о ее участии в жизни, о том, как она может повлиять на события и отношения. Размышляя об этом полезно держать в руках бусину, которая затем окажется в голове у куклы.

Важное предостережение. Не стоит закладывать в голову куклы некоторое желание, особенно, если оно материально окрашено, или связано с потребностью управлять поведением или отношением другого человека. Если мы закладываем в голову куклы некоторое активное желание, процесс создания куклы может превратиться в «магический», что не станет полезным для развития человека в долгосрочной перспективе. Важно понимать, что любое страстное, активное желание, которое подчиняет себе все внутренние наши процессы, может нас разрушать, даже если в основе своей весьма невинно и позитивно. Главная движущая сила реализуемых планов - это не страстное желание, а Вера. «По вере вашей и будет вам». Если человек глубоко уверен в том, что задуманное, действительно, является благом для него, для других, для мира, и доверяет потоку жизни, верит, что все сложится в положенный срок, совершает необходимые поступки спокойно и без суеты, - в этом случае работает его Вера. И все складывается так, как должно быть. Мы же, создавая куклу, укрепляем свою веру благодаря активизации некоторой важной жизненной силы. Именно эта сила, ее смысл, символизм действия закладывается в голову куклы.

3. Практическая работа – изготовление куклы.

1. Закладка бусины. Из колоды карточек «Сокровищница жизненных сил» (или колоды для женщин «Таны женской силы») вытягивается одна карточка. В процессе размышлений бусина держится в руках. Затем бусина помещается в капсулу. Можно послушать ее звук. Символически некий внутренний процесс получил голос. Этот голос можно послушать.

2. Оборачивание. Капсула оборачивается ватой. Это заготовка головы куклы. Заготовка головы должна быть достаточно упругой и объемной. Размер головы каждый выбирает индивидуально.

3. Голова. Нужно взять кусок чулка длиной около 20 см, на одном конце завязать узелок и вывернуть наизнанку. Место, где был завязан узелок - символический «родничок». Далее заготовка головы вкладывается в чулок («обтягивается символической кожей»). Голову нужно «вылепить»: вата в чулке лепится хорошо. Важно создать рельеф лица. Когда процесс будет закончен, нужно завязать второй узел на символической кукольной коже. Если первый узел - это символический родничок. То второй узел это символическая шея. Итак, голова готова.

4. Соединение головы и символического тела. Нужно взять ткань на нижнее платье, сложить ее как носовой платок вчетверо и отрезать от вершины 1 мм. Таким образом, легко получить в центре ткани на нижнее платье миллиметровую дырочку. В эту дырочку нужно аккуратно продеть «хвостик» чулка, который остался после символической шеи. Узелок-шея оказывается сверху ткани. Далее завязывается третий узелок так. Чтобы ткань нижнего платья оказалась между двух узелков - шеи и последнего, фиксирующего узелка.

5. Одевание куклы. В центре ткани, предназначенной для верхнего платья, также делается разрез, в который продевается ткань нижнего платья и закрепляется несколькими стежками.

6. Ладони. Изготавливаются две символические ладошки и пришиваются к платью. Пришивать ладошки нужно крепко, так как к символическим запястьям куклы в будущем крепится подвязка.

7. Образ куклы. Когда основа куклы готова, можно куклы отвести в парикмахерскую - сделать ее прическу из пряжи. Также можно сделать лицо. Но это необязательно. Заняться отделкой платья, пришить символические ноги (это не обязательно).

8. Подвязка. Подвязка состоит из двух частей - отдельно подвязывается голова и руки.

9. Оживление. Кукла начинает двигаться, ей нужно научиться управлять, помочь ей выражать свои чувства.

10. Коммуникация с другими куклами. Куклам важно пообщаться друг с другом. Важно узнать у создателей, откуда пришли их куклы, каким образом они будут помогать своим создателям.

4. Обсуждение впечатлений.

• Что вы испытывали в процессе создания куклы?

• Возникали ли у вас какие-либо сложности?

• Какие чувства вызывает у вас ваша кукла?

•Какие цели и задачи можно решить с помощью куклы-марионетки? И т. д.

5. Подведение итогов.

1. Занятия по изготовлению куклы-марионетки и игре с ней могут быть полезны в работе с детьми:

- они развивают мелкую моторику и координацию движений,

- активизируют личные ресурсы,

- помогают снимать эмоциональное напряжение,

- активизирует процесс самосознания личности,

- развивают коммуникативные навыки, речь, фантазию, креативность, позволяют осознать ролевой репертуар личности и т. д.

2. Кукла-марионетка как символический помощник в воспитательно-образовательном процессе, улучшение психологической атмосферы в детском коллективе.

3. Актуализация собственного ресурса, символическая проработка внутреннего сопротивления к развитию, собственной инерции, нетерпения, настройка тонких внутренних процессов, актуализация социальных сил человека.

4. Постановка кукольных спектаклей.

Литература.

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб. : «Златоуст», 1998.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. -- СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. - 96 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Санкт-Петербург в цвету». Приемы создания художественного фона. Мастер-класс от группы «Солнышко»«Санкт-Петербург в цвету». Приемы создания художественного фона. Мастер-класс от группы «Солнышко» 27 мая Санкт-Петербург празднует День своего рождения. Готовясь к этому замечательному празднику, мы с детьми создавали аппликации и рисунки.

Изготовление театральной куклы-марионетки «Медуза»Изготовление театральной куклы-марионетки «Медуза» Уважаемые коллеги предлагаю Вашему вниманию материал по изготовлению театральной куклы. Кукла марионетка «Медуза» для детей 3-7 лет Необходимые.

Мастер-класс «Куклы в национальных костюмах»Мастер-класс «Куклы в национальных костюмах» Решила в своей группе сделать куколок в разных национальных костюмах, так как я живу в Чувашии то начинать надо с куколки в чувашском и.

Мастер-класс для педагогов «Я сам мастер декоративно-прикладного творчества» «Если вы сумеете научить ребёнка в детские годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красотой природы, то вырастите.

Мастер класс для педагогов по теме: Повышение экологической компетенции педагогов. Тема: Повышение экологической компетенции педагогов. Програмное содержание: Расширять и систематизировать экологические знания педагогов.

Мастер-класс по изготовлению куклы би-ба-боМастер-класс по изготовлению куклы би-ба-бо Владимир миодушевский:Театр – это мысли свободный полет, Театр - здесь фантазия щедро цветет. В театре сердец расплавляется лед. И чудо.

Мастер-класс по изготовлению куклы-мотанкиМастер-класс по изготовлению куклы-мотанки Мастер – класс по изготовлению куклы – мотанки (Невесты). 1. Для головы куклы длинную полоску полотна скручиваем в тугой рулончик. 2. Заворачиваем.

Мастер-класс по изготовлению куклы-пеленашки Мастер класс по изготовлению куклы-пеленашки Цели: знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой; показ и изготовление.

Мастер класс по изготовлению куклы-топотушкиМастер класс по изготовлению куклы-топотушки Мастер класс по изготовлению куклы-топотушки. Подготовила воспитатель Абдуллина Наталья Анатольевна, МАДОУ Детский сад №7, корпус 2, п.

Мастер класс для родителей «Тряпичные куклы» Тема является актуальной, так как в каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Тряпичная кукла - это наша история, традиции,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Практикум создания куклы-марионетки»
Опубликовано: 26 сентября 2015 в 00:06
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД