Дарина Коньшина
Мастер-класс для педагогов «Расширение сенсомоторных способностей в процессе развития речи у дошкольников»
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, качестве, величине предметов, их расположении в пространстве. А это значит, что ребенок овладевает таким интегративным качеством как «имеющий первичные представления о мире и природе».
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Расширение сенсомоторных способностей в процессе развития речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Известно, что в последние 5 – 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – видео) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно.
Специалисты бьют тревогу – в последнее десятилетие детей, страдающих нарушениями речи различной степени тяжести, стало на порядок больше, чем тридцать — сорок лет тому назад. Главная причина этой проблемы — общее сенсомоторное, речевое отставание и снижение уровня развития общей и кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: завязывать шнурки, застёгивать пуговицы и бантики, стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т. д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Многие мамы и папы стараются оградить детей от домашних дел — сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали.
Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания — заменили шнурки и застежки (которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать) удобными липучками и «молниями». Мамы обрадовались и перестали учить малышей с года завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей.
Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией их обстановки. Нужно организовать обстановку так, чтобы дети из нее могли свободно черпать представления, понятия, образы; создавать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое и наблюдаемое в речь. Ощущения и восприятие - первая ступень в познании мира, речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания и в развитии речи ребенка они играют главную роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.
Речь- это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает слова другого человека, но и отвечает, когда он сам активен и включен в диалог: причем участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.
Развитие речи ребенка тесно связано с одной стороны, с развитием всех его компонентов: фонетико-фонематического и грамматического строя речи, а с другой стороны, с развитием мышления и других психических процессов. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.
В онтогенезе, прежде чем ребенок начнет заучивать цвета, формы, называть и различать запахи и т. д., он проходит, как известно, период практической деятельности. Ребенок манипулирует предметами, играет с водой, песком, мелкими предметами. Все это, естественно, создает сенсорную базу, необходимую для познания мира, для речевого развития. В процессе действий с предметами у ребенка появляется побудительный мотив для собственных высказываний.
Сенсорное недоразвитие выражается в том, что даже в предметной деятельности дети с трудом учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться поисковой, результативной пробой, затрудняются в выделении нужных свойств предметов, а главное – в обозначении этих свойств словом. Даже повзрослев, дети путают названия цветов, геометрических фигур, не всегда используют те возможности восприятия, которыми обладают. При сохранности первичного слуха и хорошей реактивности на звуки вообще, у детей с общим недоразвитием речи наблюдается низкий уровень сформированности звучащего образа, т. е. недоразвиты символьные способности аудиального языка. Этот недостаток лежит в основе недоразвития фонематического слуха. Существенное недоразвитие, таким образом, касается не только функционирования отдельных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического, но, главное, и: слаженной работы, что составляет основу сенсомоторной деятельности. Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения, в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребенком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а впоследствии – чтением и письмом. Такие дети в быту моторно неловки, у них обычно все падает, разрушается. Как правило, они плохо рисуют, не замыкают линии, недостаточно соединяют части в целое, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не выполняют работу по аппликации.
Развитие лексики обусловлено развитием представлений об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Л. С. Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессом словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования.
В этом возрасте предусматривается работа по формированию у детей представлений о цвете, форме и величине предметов как в предэталонном, так в нормативном назывании. Детей учат определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного, двигательного обследования, сравнения. Учат понимать и использовать слово – названия сенсорных эталонов, описывать реальный предмет по результатам обследования. Таким образом, учитывая, что одной из предпосылок развития речи детей дошкольного возраста является предметная неречевая деятельность самого ребенка, когда расширяются связи с окружающим миром через чувствительное восприятие его, поэтому необходимо использовать воспитание сенсомоторной сферы ребенка для обогащения и активации его словаря и лексико-грамматической стороны речи.
Обобщая вышесказанное можно обозначить задачи расширения сенсомоторных способностей в процессе развития речи у дошкольников.
Задачи развития сенсомоторной сферы.
Задачи развития импрессивной и экспрессивной речи
- Совершенствовать чувственный опыт детей, формировать перцептивную, моторную деятельность.
- Формировать точные и координированные движения, учитывая форму и величину предметов, при их захвате.
- Знакомить с разными способами обследования предметов и объектов (примеривание, прикладывание, наложение).
- Учить сравнивать и различать контрастные по величине (большой - маленький, форме (круглый – квадратный, цвету (красный – желтый – зеленый – синий) предметы.
- Учить навыкам обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признаком среди нескольких, выстраивать сериационный ряд (по величине) из 3-4 предметов.
- Учить группировать предметы по цвету (красный – желтый – зеленый – синий, форме (круг, квадрат, треугольник, овал) и величине.
- Обучать умениям при рисовании выполнять формообразующие движения.
- Стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий.
- Расширять понимание речи. Накапливать пассивный словарь. Закреплять понимание слов, обозначающих названия предметов, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов.
- Обучать пониманию обобщающих слов цвет, форма, величина.
- Развивать понимание грамматических форм речи.
- Обучать выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
- Активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, цвет, форма).
- Пополнять словарь за счет прилагательных, обозначающих цвет, величину, форму предметов (круглый – квадратный, большой - маленький, синий, желтый, зеленый, красный).
- Активизировать в речи указательные наречия (вот, здесь, тут, там, наречия, обозначающие сравнение (больше, меньше) и количества (много - мало).
- Учить образовывать и использовать в речи форм единственного и множественного числа имен существительных (круг – круги, квадрат – квадраты).
- Формировать умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительными в роде и числе в именительном падеже: один круг, два квадрата, три круга, синий квадрат, красный мяч, маленькая груша.
- Учить образованию и использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (квадратик, кружочек, кубик, шарик).
- Учить отвечать на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам (Что это? Он какой).
- Учить составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом. (Дети играют. Коля взял кубик.)
Исходя из задач мною были подобраны и разработаны игровые упражнения, основной целью которых является развитие речи, а второстепенно решаются задачи сенсомоторного развития. Таким образом представленные игры и пособия носят многофункциональный характер, что отвечает принципу системного подхода. Материал систематизирован исходя из основных задач по развитию речи. Форма реализации проект «Говорунишка» в первой младшей группе и занятия на логопункте для детей с ОВЗ (умственная отсталость).
Развитие пассивного и активного словаря, а также формирование слоговой структуры слова.
1. Вызывание звукоподражаний. Используем сенсорную стимуляцию для эмоционального отклика и поддержания интереса: сенсорные игры, игры-эксперименты (вода – окрашиваем воду и с помощью баночки ищем картинки; кинетический песок, тесто для лепки – прячем в них или находим там игрушки и картинки; в различные крупы прячем картинки и с помощью пальца или кисточки откапываем и называем.
Игра «Башенка». Строим или разбираем башню из стаканчиков с сюрпризами-игрушками под ними; сортируем по цвету или размеру помпоны в баночки для воды).
Активно используются игры на липучках, направленные на развитие речи и сенсомоторной сферы. Они помогают развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику руки, развивают психические функции и привлекают детей, поддерживая интерес и мотивацию (созданы альбомы таких игр).
Камни марблс отлично подходят для использования в играх, созданы фоны, в которых их можно использовать, а также выкладывать различные ряды и отрабатывать звуки, слоги, слова. Незаменимы и тактильные дорожки, по которым герои или фигурки добираются домой. Дорожки и игры на межполушарное взаимодействие, к которых необходимо действовать двумя руками одновременно, при этом проговаривая слова.
Также используются восковые мелки (гномы или пони, можно выкладывать по образцу взрослого или укладывать их самостоятельно обеими руками одновременно и проговаривать слова или короткую фразу (например, «деда спи», «пони спи»).
Карандаши-башенки собираем по образцу и проговариваем речевой материал.
Синельная проволока и корзинки с дырками: туда просовываем проволоку и проговариваем материал. Ленты и крышка: тянем и поём звук, слоги, слова, произносим фразу: тяну ленту. Растущие трубочки: с её помощью можно переговариваться, использовать в качестве телефона и слушать себя, контролируя звукопроизношение, её можно превратить в горку и катать мелкие фигурки, проговаривая фразу «качу дядю» и т. д.
Бумажные колпачки и стаканчики: ими можно прятать картинки, фигуры и развивать понимание речи, образовывать Р. п. существительного, развивать память.
Можно использовать разноцветные присоски для отработки слов и фразы (созданы шаблоны) ими также можно ловить (присасывать) картинки.
Для мотивации и поддержания интереса у детей можно прятать фигурки в фольгу, ребёнок может развернуть её или наоборот заворачивать их в неё. Актуальны и интересны детям игры с фонариком. С их помощью можно отрабатывать слова и фразы разной слоговой структуры. Можно использовать разноцветные изоленту или скотч: полоски приклеиваются не до конца на стол или зеркало, тянем и проговариваем звук, слог или слово или фразу (тяну, клею).
Играем с ватой. Вату можно отрывать (проговаривая, тяну вату, класть на картинки или игрушки, а потом сдувать и проговаривая «дую на вату», «дую на дядю». Игра со стаканчиками и помпонами (ребёнок дует на помпон, взрослый ловит помпон в стаканчик, потом наоборот) – активизируем слова «дуй», «кати», «лови», развиваем воздушную струю и координацию движений. Стикеры интересны тем, что ими можно заклеить картинки, а ребёнок должен потянуть его и назвать кто там спрятался. Ритмические моторные и звуковые дорожки. На них изображены простые действия (например, хлопни – хлоп, топни – топ, стукни – тук). Необходимо последовательно выполнить действия и озвучить звукоподражания. Или дорожка звукоподражаний: отстукиваем и проговариваем в соответствии с символом звукоподражания, для многократной отработки дорожек можно предлагать отстукивать различными предметами палочками, молоточком, ложками. кисточкой.
Игра «Стучалка». Стучим по схемам-карточкам и проговариваем слоги, слова, контролируем последовательность выполнения, движения и речь.
Игра «Колпачки». Строим башенку по схемам и проговариваем слова различной слоговой структуры, контролируем последовательность выполнения, движения и речь.
Мозаика «Заплатки». Вставляем «заплатки» нужного цвета и в соответствии с сюжетом проговариваем фразы или слова (например, «лева лови», «лети» и т. д., или любой речевой материал).
2. Вызывание звуков, слогов. Подкрепляем вызывание зрительным образом и моторным. Сначала используем их в совокупности. Одновременно проговариваем звук с опорой на зрительный и моторный символ. Например, звук К. На картинке кубики, и перед ребёнком кубики, сбиваем кубик кулаком и произносим звук, указывая на картинку. Постепенно уходи от зрительного образа, оставляем моторный – стучим кулаком по ладони. Его удобно использовать в дальнейшем и при автоматизации и дифференциации.
Также разработаны игры на развитие сенсомоторных способностей и отработку словаря и слоговой структуры слова: тени, контуры, подбери по цвету, формы, величины, разрезные картинки, ряды, игры с фонариком, игры с присосками – отрываем или прицепляем на картинку и по слогам проговариваем (приготовлены шаблоны).
Развитие лексико-грамматического строя речи и формирование простой фразовой речи.
Отработка Р. п. существительного - прятать в фольгу, в тесто для лепки картинки или игрушки – кого, чего не стало?; В. п. - находить в конвертике из бумаги с дыркой картинку и отвечать кого, что вижу?; пальцем и кисточкой отыскивать в песке картинки; за окрашенной водой с помощью баночки искать картинки - кого, что нашли?; отрабатываем согласование глагола и существительного во фразе «кати кису, мишу и т. д.» через растянутую трубочку (трубочка – горка) в любую емкость, можно с водой; согласование глагола и существительного, отработка предлог НА - сыпать песок, фасоль, крупы на игрушки или картинки и отрабатывать фразу «сыплю на деда, бабу, вату и т. д». Игры с фонариком, например, «Кто в домике», перед ребёнком картинка домика с окошком, необходимо поднести картинку к лампе, или посветить с обратней стороны фонариком и увидим кто в домике (в доме киса, в доме миша и т. д.).
Развитие фонематического слуха.
«Волшебная палочка» - стучим по разным предметам и угадываем, что звучит.
«Внимательные ушки» - картинка с образом звука из бытовых ситуаций (сминание бумаги, звук велосипедного звонка, звук ключей открывающих дверь, хлопание дверью и т. д., звук из аудио, игрушка (реальный предмет). Ребёнок должен соотнести звук, картинку и игрушку (реальный предмет).
«Стучи, если слышишь» (со зрительной опорой и без неё, предлагаем ребёнку стучать палочками только тогда, когда мяукает кошка. Если ребёнку сложно ориентироваться только на слух, то даём зрительную опору. Далее можно усложнять: стучать ложками, когда лает собака, и стучать палочками, если мяукает кошка. Так же можно отрабатывать дифференциацию звуков.
Дифференциация звуков с помощью тактильных дорожек или выкладывания различных рядов из разнообразного материала.
Таким образом подобранные и разработанные игры и упражнения помогают решать несколько задач одновременно, то есть являются многофункциональными, что экономит время на преодоление различных нарушений и восполнение «пробелов» в сенсомоторной сфере. Речевое и сенсомоторное развитие ребенка осуществляются в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга. Усваивание сенсорных эталонов позволяет ребенку речевое развитие. Речь не является функцией органов артикуляции, это прежде всего результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Она не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития. За каждым словом обязательно должно стоять то, что оно обозначает. Потребность в предмете и действиях с ним побуждают ребенка назвать предмет словом.
Исходя из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
-сенсорный опыт ребенка (двигательный, зрительный, слуховой) не изолирован от речевых процессов, а является ступенью их формирования;
- состояние речевых способностей, умений и навыков детей зависит от уровня развития их сенсорно – перцептивной, моторной системы, а также от выразительности и согласованности невербально - вербальных языков как самой личности, так и субъектов межличностного общения;
- для расширения возможностей коммуникативно-познавательного языка дети с нарушениями речи нуждаются в корректировке и активизации отдельных сенсорных каналов и в согласованности работы различных уровней сенсорно-перцептивной, сенсомоторной системы;
- логопедические технологии коррекции и
профилактики нарушений речи должны обеспечивать полисенсорный режим обмена информацией.
-обращение к полисенсорным основам обеспечит целостность и поэтапность восприятия, право выбора познавательных путей, гармоничное овлечение в процесс познания возможностей ребенка.