Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Развивающие карты»

Вера Бурцева
Мастер-класс для педагогов «Развивающие карты»

Цель: ознакомление педагогов с различными способами сочинения сказок.

Задачи:

1. Развивать практические умения педагогов по организации работы с картами Проппа.

2. Стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.

Материалы и оборудование: карты Проппа (20 комплектов, карандаши, ручки, листы бумаги, доска-планшет (4 шт., кубик.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развивающие карты“» размещена в разделах

Ход мастер-класса

В жизни дошкольника очень большую роль играет воображение. Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем затухают. Недаром мы говорим, что дети - большие выдумщики и фантазеры.

Василий Васильевич Давыдов считал, что «творческое, преобразующее начало должно обязательно присутствовать в обучении детей». Валентина Викторовна Гербова утверждала, что «педагогический процесс должен рассматриваться как творческое взаимодействие взрослых и детей друг с другом».

Каким же образом можно развивать творчество у ребёнка - дошкольника?

Я хочу предложить вам вспомнить, что все мы родом из детства и немного поиграть.

Здесь у меня скрыт некий предмет. И с помощью игры «Да-нет» мы попробуем отгадать его. Напомню правила игры: вы можете задавать различные вопросы, на которые я буду отвечать: «Да, нет, несущественно». Прошу вас. ( Подсказка: это самое быстролётное из творений, созданных человеческим умом. Это источник знаний. Это лучший подарок.)

Сегодня мы поговорим о книге, а точнее о сказках. Литературное произведение должно привлечь внимание ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь.

Для того чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребёнку, с ней нужно играть.

Волшебные сказки поражают обилием самых необыкновенных и непредсказуемых историй. Но при более внимательном рассмотрении в них обнаруживаются определённые закономерности. Это открытие принадлежит Владимиру Яковлевичу Проппу.

Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом, фольклористом. Он занимался изучением русских народных сказок. Владимир Яковлевич обнаружил, что волшебные сказки строятся из набора сказочных ситуаций. Такие ситуации – кирпичи, с помощью которых строится здание сказки.

В. Пропп утверждал: Волшебная сказка похожа на формулу, в которой меняются переменные. Если изобразить их в виде простых рисунков, то ребенок, глядя на них, легко восстановит смысловую цепочку событий, сможет даже сочинить свою собственную сказку. Наглядность позволяет ребёнку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы с ними.

- Как вы думаете, что мы делаем на первом этапе?

На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения – сказкой. Выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки.

- Назовите отличительные свойства сказки. (Волшебные персонажи, волшебные предметы, магия цифр (троекратные повторы, мораль, герои либо добрые, либо злые, победа добра над злом)

- Какова структура сказки? (Зачин, повествование, концовка.)

Изготавливаем вместе с детьми сами карты. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, т. к. при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.

- С жанровыми особенностями и структурой познакомились, карты сделали. Как будет строиться работа на втором этапе?

На втором этапе играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты.

- Какие игры вы бы использовали?

«Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.

«Что в дороге пригодится?»

Предлагаю отправиться за тридевять земель в тридесятое царство. Давайте подумаем, что нам в дороге пригодится?

На чем можно быстро отправиться к месту поисков?

• На ковре-самолете

• В сапогах-скороходах

• На крылатом коне

• На сивке-бурке

• На коньке-горбунке

• На сером волке

• На летучем корабле и т. д.

Что нам может указать дорогу?

• Колечко

• Клубок

• Перышко

Что нам поможет от голода и жажды не умереть?

• Скатерть-самобранка

• То, не знаю что и т. д.

Вспомните помощников, выполняющих любое приказание героя:

• Двое из сумы

• Джин из бутылки

• Волшебная лампа Алладина

• Молодцы из ларца

Вспомните чудодейственные напитки, плоды:

• Живая и мертвая вода

• Молодильные яблоки

• Плоды (орехи, яблоки, от которых растут уши, нос.

Назовите музыкальные инструменты:

• Барабан

• Дудочка

• Рог (появляется войско)

Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?

• Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)

• Гребешок – лес

• Полотенце – речка

• Щетка, зуб – горы

Другие средства:

• Матушкино благословение, куколка, топор (обухом вверх или вниз)

«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

В данной таблице представлены возможные варианты по тому или иному свойству, но это электронный вариант. В реальности таблица представляет собой панно со множеством прозрачных кармашков. Можно добавлять изображения своих волшебных предметов, материалов, действий, звуков, запахов, выбранных вместе с детьми по их желанию. С помощью кубика мы выберем карточки, участвующие в игре. Обозначение на кубике от 1 до 4, еще две грани кубика представлены в виде смайлика. Смайлик обозначает возможность выбора любой клетки по желанию ребенка.

Можно предложить детям выбрать любого сказочного героя.

Например, придумываем вещь для Ивана-Царевича.

Нам выпал телефон, он металлический, умеет плавать, умеет мычать и пахнет кофе.

Рассмотрим, что хорошего может сделать такой телефон для Ивана-Царевича.

Какие недостатки есть у этой вещи и как их можно исправить?

«Сказочный словарь» - придумывают и рисуют предметы, которых нет в известных им сказках, объясняют их сказочное значение.

На третьем этапе - непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями). Для начала мы используем 5-8 карт, также стоит подбирать небольшие сказки, состоящие из 5 -8 функций и постепенно изготавливать и добавлять остальные карты.

Представим, что сказку прочитали. Какую сказку читали? Выберите 5 карт Проппа к данной сказке.

По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

- выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. Для этого выделяются узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа.

(Данные карты подписаны для удобства их освоения взрослыми, для детей карты делают без подписей)

На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами. Для этого им предлагают набор из 5-6 карт, заранее оговаривают, кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какими будут зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке.

Можно сочинить сказку, опираясь на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки, которые должны находиться в коробочках или в панно, которые можно перемещать по группе в любой из центров.

Предлагаю вам сочинить сказку, используя карты Проппа.

Время работы определят песочные часы.

Пока творческая группа работает, вместе подумаем, какие приёмы сочинения сказок с помощью карт Проппа можно использовать?

Например, задание — сочинить сказку «Про елочку». Предлагаю вам 5 карт — особое обстоятельство, запрет, нарушение запрета, волшебное средство, счастливый конец. (карты на экране). Подумайте, как их расположить. Какие варианты вы предложите? Возьмите планшет, запишите свою сказку.

Можно придумать сказку о Бабе-Яге и Кощее. Будет одно условие: они добрые и помогают людям. Какая волшебная карта будет главной? (помощь). Подумайте, какие карты могли бы сделать сказку более интересной, полной приключений и неожиданностей? (Запрет, нарушение запрета, трудная задача, счастливый конец). Сочиним сказку.

При работе с детьми лучше использовать диктофон, так как сказки собственного сочинения могут перетечь в проект «Моя книга», где дети могут выступать не только в качестве авторов, но и в качестве художников-иллюстраторов, оформителей, декораторов.

-Наши творческие группы готовы. Послушаем, какие сказки получились.

- Чему способствует использование карт Проппа?

Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения; обогащают эмоциональную сферу, развивают связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности.

Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно ролевую игру «Репортер», когда несколько детей презентуют свои сказки.

Мастер-класс «Развивающие карты или сочиняем сказку».

Цель: ознакомление педагогов с различными способами сочинения сказок.

Задачи:

1. Развивать практические умения педагогов по организации работы с картами Проппа.

2. Стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.

- Уважаемые коллеги, спасибо за внимание, активность и заинтересованность. На память и с целью применения этого метода в вашей работе с детьми – небольшой подарок – карты Проппа.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для молодых педагогов Мастер-класс для молодых педагогов «Лепка из соленого теста как средство развития творчества у дошкольников» Мастер-класс для молодых педагогов.

Мастер-класс для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов» Мастер класс для педагогов по теме: Повышение экологической компетенции педагогов. Програмное содержание: Расширять и систематизировать.

Мастер-класс для педагогов «Формы общения педагогов с родителями» Мастер-класс для педагогов: «Формы общения педагогов с родителями». Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс.

Мастер-класс для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов» Програмное содержание: Расширять и систематизировать экологические знания педагогов. Активизировать и развивать умственную и эмоциональную.

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В. В. Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста» Провела: воспитатель МБДОУ.

Мастер-класс для педагогов «Снегири»Мастер-класс для педагогов «Снегири» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга План-конспект мастер-класса.

Мастер-класс для педагогов «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ» Мастер-класс для педагогов: Тема: «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»Формирование правильного звукопроизношения.

Мастер-класс для родителей «Развивающие игры нового поколения»Мастер-класс для родителей «Развивающие игры нового поколения» .

Мастер-класс «Развивающие игры в образовательном процессе» Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, он может использовать умения сравнивать,.

Семинар-практикум для педагогов «Развивающие игры Бориса Павловича Никитина» Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических,.

Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Развивающие карты»
Опубликовано: 24 апреля 2018 в 07:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД