Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы «Бабушкин сундучок». Ознакомление с окружающим миром

Красильникова Галина
Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы «Бабушкин сундучок». Ознакомление с окружающим миром

Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы

Бабушкин сундучок

Программное содержание: познакомить детей с народными игрушками, с их содержанием;

показать связь игрушек с окружающей природой, растительным и животным миром;

расширять представления о материале, из которого они изготовлялись;

формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству;

закреплять представления о предметах быта: лукошко, сундук, короб; воспитывать интерес к народной игрушке, добрые чувства к народному творчеству.

Материал: иллюстрации с куклами – моховик, стригушка, болвашка; тряпичные куклы, кукла-самоделка из шишки, игрушки из ниток, мочала; деревянные игрушки-забавы; свистульки, матрёшки, современная кукла, берёзовое полено.

Воспитатель: Давно это было. Была я тогда маленькая и долгими зимними вечерами очень любила слушать бабушкины рассказы. Рассказывала бабушка о том, как жили в старину, чем занимались, как хозяйство вели. Да не просто рассказывала, а порой доставала свой заветный сундучок, и тогда начиналась волшебная сказка. Затаив дыхание, я ждала, когда бабушкины руки извлекут из сундучка удивительные вещи: то костяной гребешок, то веретено с намотанной пряжей, то вышитый рушник… А однажды из сундучка бабушка достала тряпичного зайца. Она сама его сшила для моей мамы, когда она была такой же маленькой девочкой, как вы. Уже нет моей бабушки, но я бережно храню тот сундучок. Складываю в него дорогие моему сердцу вещицы. Сейчас этот сундучок находится в нашем музее. Хотите и вы заглянуть в него?

Воспитатель приглашает детей в музей русского быта ДОУ, где на видном месте стоит небольшой сундучок.

- Проходите, садитесь поудобней, кто на лавки, кто на большой сундук. Всем места хватит. Давайте заглянем в мой сундучок, посмотрим, что там накопилось за долгие годы.

Воспитатель достаёт из сундучка куклу-голышку.

- Ребята, посмотрите-ка, это кукла, которой я любила играть в детстве.

Скажу я вам по секрету, что наши бабушки и прабабушки

когда были маленькими, тоже любили играть с куклами.

Только вот таких кукол, которых мы привыкли видеть сейчас,

у них не было. Все игрушки делали сами: мать, отец или

старшие братья и сестры. И какие забавные названия им давали!

Деревянных, вырезанных из одного бруска, «болвашками»

прозывали (воспитатель выставляет на мольберт иллюстрацию)

А соломенных – «стригушками»!

- Может, кто-то из вас догадается, почему их так называли?

(воспитатель показывает детям куклу-стригушку из мочала,

обращает внимание на низ юбки).

Называли их так за то, что их соломенные юбки снизу

постригали, подравнивали. Стригушку на стол поставят, да как

по столу ударят – она так и подпрыгнет. Забарабанят

часто-часто, плясать начнет. Подобно соломенным куклам

делали кукол из пряжи, ниток, мочала

(воспитатель выставляет из сундучка на стол игрушки, вместе с детьми рассматривает их, уточняет материал, из которого они сделаны).

- Были ещё «лесовики-моховики». Их прямо в лесу мастерили. Обернут еловую шишку мхом, как мохнатую шубу оденут. Травинкой, словно пояском, перевяжут – готова кукла лесная. А можно и берестой обернуть шишку, тогда словно платье нарядное на кукле.

(воспитатель показывает, как можно сделать куклу из шишки, бересты, привлекает к помощи детей). А можно было сделать куклу из простого берёзового полена. Повяжет девочка на полено платочек – вот тебе и кукла.

Очень ценились тряпичные куклы. Их берегли долго. Девочка вырастет, сама мамой станет и куклу своей дочке отдаст. Хоть из простых тряпок игрушка сделана, а дорожили ей очень. Считалось, что такая кукла дом и счастье в нем бережет.

- Каждый мастерил игрушку по- своему. У кого-то они получались кривоватыми, неказистыми, а у некоторых игрушки были просто загляденье. Те, у кого игрушки получались красивыми, становились игрушечными мастерами. Они всю зиму делали игрушки, а потом продавали их на ярмарке. Среди ярмарочных голосов слышались зазывные голоса продавцов и разносчиков игрушек. Вот и я вас сейчас приглашаю на ярмарку.

Заранее подготовленные дети читают стихи, предлагая разные игрушки:

Ай да кукла,

Ай да Малаша,

Неслыханное чудо,

Невиданное диво!

Наша хата

Утехами богата –

Расчески-гребешки,

Свистульки-петушки…

Купи-ка, мамаша, папаша!

Деточка-то ваша

С этой игрушкой пусть

Поиграет, повеселится,

Потешится, порезвится!

Детям раздаются разные игрушки – матрёшки, глиняные и деревянные свистульки, лошадки и куклы из ниток, тряпичные куклы.

Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки, рассказать из чего они сделаны и как с ними можно поиграть.

Занятие заканчивается играми детей в музее русского быта с различными игрушками.

Публикации по теме:

Наши «Мухоморы»Наши «Мухоморы» Вот такие мухоморы мы смастерили с детьми 5 лет на комплексном занятии (ознакомление с окружающим миром и аппликация). [cut=Читать далее. ].

Проект по бисероплетению для детей подготовительной группы «Цветок для мамы»Проект по бисероплетению для детей подготовительной группы «Цветок для мамы» Паспорт проекта «Цветок для мамы» (бисероплетение) Вид: творческий Продолжительность: среднесрочный Участники проекта: дети подготовительной.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Этикет
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей и детей подготовительной группы «Бабушкин сундучок». Ознакомление с окружающим миром
Опубликовано: 27 марта 2013 в 14:40
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Развлечение в старших группах «Путешествие в страну экономики»
Развлечение для старших групп "Путешествие в страну экономики" ( Музыкальный зал оснащен сказочным замком, рекламой, магазинами, макетом банка) Дети входят...
Фотоотчет «В гостях у бабушки»
С целью расширения представления детей о самих себе, о родственных отношениях в семье, воспитания любви к членам семьи, в нашем детском саду с 21 ноября по...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема...
Конспект занятия НОД по конструированию из счётных палочек в старшей группе Тема занятия: «Письмо от Незнайки ». Программное содержание. Развивать умение...
Фотоотчёт «Творческая мастерская с родителями»
Семья и детский сад – две составляющие, каждая из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные...
Дидактическая игра «Найди половинку»
Уважаемые коллеги продолжаю знакомить вас с дидактическими играми изготовленными родителями на конкурс «Разноцветная сенсорика». Дидактическую игру «Найди...