Мастер-класс для родителей и педагогов: профилактика речевых нарушений у дошкольников «Будем с ручками дружить».

Светлана Бархатова
Мастер-класс для родителей и педагогов: профилактика речевых нарушений у дошкольников «Будем с ручками дружить».

Цель: Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста с помощью пропаганды среди родителей и педагогов о пользе развития мелкой моторики рук.

В настоящее время для логопедов, воспитателей и родителей актуальным остается вопрос о развитии и профилактики детской речи.

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

По словам В. А. Сухомлинского: “Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.

Мелкая моторика – это основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, мышление, речь.

От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность.

Доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств, в коррекционной, логопедической работе с детьми.

Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, а личностно – ориентированный подход в работе с ребенком способствует выбору наиболее оптимальной, результативной комплексной методики.

Их использование в комплексном коррекционно – образовательном процессе улучшает у ребенка память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного организма – соматическое состояние.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Сегодня мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными, эффективными и доступными, которые могут использовать не только логопеды в коррекционной работе, но и воспитатели в непосредственно образовательной деятельности и родители играя дома

Всю работу начинаю с самомассажа. Давайте вместе с вами поиграем:

1. Массаж поверхностей ладоней мячиками –ёжиками. Их можно вертеть в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

2. Шестигранным карандашом

Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

3. .Массаж грецкими орехами

Катать два ореха между ладонями

Обязательно в занятия включаю пальчиковый игротренниг

«Кус-кус»-

бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу. Обязательно делаем двумя руками.

«Узелки»

перебирать верёвочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы. Гласные звуки.

«Лыжники»-

вставать в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами двигаться.

«Музыканты»

нажимать сначала пальцами одной руки. Потом другой на клавиатуру из поролоновых губок.

«Фокусник» собрать кусочек полиэтилена (носовой платок) начиная с уголка.

«Волшебные превращения»

Рисовать с помощью верёвочек, камушек, интересно оставлять следы на манной крупе, муке или соли.

Но самое необычное и интересное оказалось для меня и детей эта игра с бусами.

Я приглашаю вместе со мной поиграть.

Перед началом любой работы следует обучить ребёнка приемам манипулирования с бусами, которые пригодятся в дальнейшей работе.

(Вместе со всеми выполнить фигуры)

-давайте сначала подружимся с бусами, сжать в комок, какие у вас ощущения

(колит, щекотит)

-бросить на стол, какие фигуры получились (каждый проговаривает)

- посмотрите как у нас солнышко встает

Все действия стараемся выполнять двумя руками, что позволит стимулировать развитие обоих полушарий головного мозга.

-нарисуем дорогу и пропоем гласный ааааа

-теперь превратите дорогу в любую геометрическую фигуру

- теперь придумайте, в кого или во что ещё могут превратиться ваши бусы

С детьми старшего возраста мы вместе сочиняем забавные сказки.

Давайте попробуем вместе с вами сочинить сказку с помощью бус. Правила простые рассказываем и показываем.

Я начну, а вы продолжите (совместное составление сказки)

Таким образом

• Вся работа направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.

• У ребенка формируются пластичность,ощущение свободы, раскрепощенности, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение.

• У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга.

• В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т. е. помогать выразить свою мысль в речи, дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью.

Публикации по теме:

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей.Родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Насекомые и пауки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей и педагогов: профилактика речевых нарушений у дошкольников «Будем с ручками дружить».
Опубликовано: 4 апреля 2013 в 16:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....