Мастер-класс для родителей и воспитателей по развитию навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.

Любовь Ананьева
Мастер-класс для родителей и воспитателей по развитию навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.

У детей с нарушениями речи к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Коррекционная работа, по перемещению внимания ребенка со смысла речи на ее звуковой состав, имеет важное значение.

Исходя из педагогической практики, не только дети, но и взрослые испытывают большие трудности при выполнении звукового анализа. Недостаток знаний, а так же, не владея методикой преподавания, родители не могут оказать нужную помощь ребенку в данном виде деятельности. Что бы решить эту проблему, я предлагаю Вам основные методические рекомендации, на которые необходимо обратить внимание, при работе над звуковым анализом.

Цель мастер- класса:

• овладение навыками звукового анализа

Задачи мастер-класса:

развивать слуховое и фонематическое восприятие, речевой слух;

обучать умению определять место звука в слове;

обучать умению подбирать слова к заданным звукам;

обучать навыку звукового анализа;

закреплять знания о звуках речи, их характеристика;

обучать составлению графических моделей слогов, слов.

Звуковой анализ – это один из самых трудных и сложных видов речевой деятельности. Он базируется на устойчивом фонематическом восприятии. Специфика звукового анализа:

• определение порядка звуков в слове,

• выделение отдельных звуков,

• различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий).

Нас окружает мир, полный разных удивительных звуков. Всё, что мы слышим, и всё, что произносим, – это звуки. Очень важно, чтобы ребёнок ориентировался в звуковом строе речи. Это необходимо для обучения чтению, грамотному письму в школе, для изучения родного языка.

В старшей группе ребята знакомятся с характеристикой звуков и учатся делать звуковой анализ слова, используя специальные цветовые обозначения. Чтобы помочь ребёнку сделать звуковой анализ, взрослый должен сам ориентироваться в том, что такое звуки, что такое буквы, какие звуки гласные, а какие согласные. Давайте вспомним: звуки мы произносим и слышим, а буквы – видим, пишем и читаем.

Гласные звуки – это звуки, при образовании которых воздух в полости рта не встречает на своём пути преград. В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении этих звуков струя воздуха не встречает никакой преграды. Эти звуки можно пропеть свободно. Пропойте их вместе с ребёнком: А, О, У, Ы, Э, Ю, Я, Е, Ё. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом. Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука: в начале слова (ёжик, яма) после гласного (заяц, приют) после букв Ь Ъ (вьюга, въезд) Буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.

Согласные звуки – звуки речи, состоящие из голоса и шума или только шума, который образуется в полости рта, где струя воздуха встречает различные преграды: зубы, губы, язык и нёбо. Произнесите эти звуки вместе с ребёнком: Б, В, Г, Д, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкие звуки мы обозначаем зелёным цветом, а твёрдые согласные – синим.

Чтобы ребёнку было интересно, используйте развлекательные моменты, старайтесь поддерживать стойкий интерес к занятиям, желание узнавать новое и усваивать знания и умения. Схемы слов ребёнок может составлять не только при помощи карточек, а и при помощи мелких пуговиц – игрушек соответствующих цветов, что способствует развитию мышц пальцев.

Развиваем звуковой анализ, играя!

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Чтобы развить это восприятие, родители могут поиграть с ребёнком.

«Назови первый (последний) звук в слове». Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет первый звук в слове.

«Назови слово на заданный звук». Игра проводится при помощи мяча. Взрослый называет звук и бросает ребёнку мяч. Ребёнок, поймав мяч, называет слово на заданный звук.

«Найди место звука в слове». Чтобы ребёнку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите её на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую вы будете передвигать вместе с ребёнком по дорожке. Определитесь, место, какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссанки, подноссс). Если звук слышится в начале слова, то фишка остаётся в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.

«Ребус»

Ребенку предлагается карточка с несколькими картинками. Выделив первый звук в названии каждой картинки, и объединив их вместе, малыш получает новое слово.

И вот первый этап обучения пройден: ребенок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, произнося слово; он сам может сказать слово, интонационно выделив в нем любой звук; он легко подбирает слова на заданный звук, определяет место звука в слове. Но это еще не значит, что ребенок научился звуковому анализу слов. Провести звуковой анализ слова – это значит назвать звуки слова в той самой последовательности, в какой они в этом слове находятся.

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове «кот» три звука – нарисуем три клеточки. И дадим ребенку эту карточку: на ней нарисован кот, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать, а под картинкой – схема слова: малыш наш уже знает, что слова состоят из звуков.

Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове. «Сколько клеточек?»«Три». – «А сколько звуков в слове«Тоже три». – «Давай будем эти звуки искать. Произнеси мне слово «кот» так, чтобы я услышала в нем первый звук». Это наш ребенок уже умеет – научился на первом этапе обучения. «К-кот», – старательно произносит малыш. – «Какой первый звук«К». – «Очень хорошо! Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет, какой звук?» – «К». - «Каким цветом обозначишь на схеме?» - «Синим».

Итак, перед ребенком схема звукового состава слова «кот». Первая клеточка уже закрыта; найдите первый звук в слове. Можно двигаться дальше. «Давай теперь произнесем слово "кот" так, чтобы услышать в нем второй звук, первый "к" – мы уже знаем». Помогите ребенку, скажите вместе с ним «ко-о-от».

Здесь нам очень поможет схема звукового состава слова: нужно произносить слово и одновременно вести пальцем, а лучше специальной палочкой-указкой по схеме и надолго остановить указку на второй клеточке. Указка стоит на второй клеточке схемы, а вы вместе с ребенком долго тянете: «Ко-о-от». «Какой же второй звук в этом слове«О!»«Отлично! Давай обозначим и этот звук фишкой «Каким цветом обозначишь этот звук

«Красным». – «Почему?» - «Это гласный звук, мы его тянем и поем!»

«Видишь, – продолжаете вы, – мы уже знаем два звука в слове "кот". Давай найдем последний звук в этом слове. Скажи мне слово "кот" так, чтобы я услышала в нем последний звук».

И снова вы ведете указкой по уже почти заполненной схеме слова и произносите: «Кот-т-т». «Какой последний звук в слове "кот-т-т"?»«Т-т», – отвечает ребенок и ставит на схему последнюю, третью фишку синего цвета, предварительно объяснив свой выбор. Очень важно следить за тем, чтобы ребенок произносил слово в строгом соответствии с движением указки, иначе он будет «терять» звуки.

Вот и проведен впервые звуковой анализ слова. Хорошо бы повторить его еще раз. Но как? Снять фишки и начать все сначала? Это неинтересно малышу! Нет, лучше поиграть в игру «Кто внимательный». «А теперь, – говорите вы, – я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Посмотрим, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук «к» (работа проводится со всеми звуками).

Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове. Какой первый звук в слове «весна»? Давайте послушаем, выделим этот звук голосом: вь-вь-вьесна – первый звук вь. А второй? Вьэ-э-эс. Ребенок хорошо слышит, что второй звук в этом слове э. А мы, взрослые, привыкнув к написанию этого слова, можем сбить малыша с толку, сказав, что второй звук в слове весна – е.

Выберите понравившиеся вам предметы и сделайте звуковой анализ слова КИТ (родители самостоятельно выполняют звуковой анализ слова).

При звуковом анализе получается красочная схема. Теперь вы можете предложить ребёнку зарисовать её в тетради в клетку или на листе бумаги и ещё раз предложить ребёнку произнести слово по звукам. Не рекомендуется переходить к звуковому анализу сложных слов, не освоив простые слова. Только усвоив материал предыдущих занятий, переходите к следующим занятиям.

Чтобы развивать синтез мышления – играйте с ребёнком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребёнок отгадывает слово (р а к – рак).

Помните, в ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, вы непременно поможете своему ребёнку успешно учиться в школе!

Публикации по теме:

Игры на формирование звуко-буквенного анализа Одним из основных условий овладения ребёнком письмом и чтением является достаточно сформированный уровень фонематического восприятия и навыков.

Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей и воспитателей по развитию навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 6 октября 2013 в 14:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра: «Подбери по цвету».
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...
Фотоотчёт «Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации «Собачка и...
Прошедшая неделя прошла под лексической темой"Домашние животные". Завершая неделю, мы с ребятами учились складывать из бумаги собачку, строить для неё домик...
Макет «Горная местность»
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что для организации познавательной деятельности в ДОУ используются разные методы: практические ( опыты, эксперименты,...