Мастер–класс для родителей «Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами»

Колесник Евгения Валентиновна
Мастер–класс для родителей «Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами»

Мастер – класс для родителей «Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами и освоение специальных слов и грамматических форм»

Цель: предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на формирование понимания пространственных отношений между предметами и освоение специальных слов и грамматических форм»

Ход:

Уважаемые родители!

Пополнение словарного запаса пространственными предлогами и наречиями положительно влияет на формирование грамматического строя устной речи ребенка, а в период школьного обучения помогает осваивать правила правописания предлогов и наречий.

- Назовите, пожалуйста, пространственные предлоги, которые определяют пространственные отношения между предметами? (в, на – под, за – перед)

- Назовите, пожалуйста, пространственные наречия, которые определяют пространственные отношения между предметами? (между, внизу – вверху, впереди – сзади, слева – справа, около, возле, рядом, внутри – снаружи)

Пространственные предлоги и наречия рано появляются в речи дошкольника, но подлинно «пространственное» содержание нередко скрыто от ребенка.

Не все пространственные предлоги и наречия легко усваиваются детьми.

Работа по формированию представлений о пространственных отношениях между предметами включает в себя проведение специальных дидактических игр, упражнений, чтобы привлечь внимание детей к пространственному расположению предметов, накопить элементарные, но систематизированные знания о пространственном расположении предметов в условиях специально организованной дидактической среды и в реальной обстановке.

Очень важно при этом самим взрослым употреблять предлоги в правильной синтаксической форме. Так, смысловое содержание предлогов (у, около, возле, указывающих на пространственную близость в расположении предметов, усваивается легко, если в инструкции к заданию за предлогом следует существительное в родительном падеже, например: «Встань возле стула». Употребление этих же предлогов в иной синтаксической форме (например: «Вот стул. Встань около») тормозит действие детей, а иногда ведет к полной утрате сложившегося понимания смысла пространственного термина.

Пожалуйста, запомните:

- Чтобы ускорить процесс различения детьми сходных пространственных ситуаций и их обозначений нужно учить детей сравнивать парнопротивоположные пространственные отношения и направления: «впереди – сзади», «над – под», «перед – за», «вверху – внизу». - Важно не только знакомить детей с различными пространственными обозначениями, но и способствовать активному употреблению в их речи пространственных терминов. Так как для детей дошкольного возраста характерна замена точных пространственных обозначений другими формами речевых характеристик различных пространственных ситуаций.

Занятия с ребенком нужно строить так:

- сначала взрослый показывает на игрушках или вещах определенные пространственные отношения и обозначает их точными словами;

- затем взрослый меняет местоположение предметов или заменяет тот или иной предмет, а ребенок каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу.

- затем ребенок, выполняя указания взрослого, сам создает соответствующие ситуации, а также ищет их в окружающей обстановке (рассказывает, например, какие предметы в комнате и где они расположены).

Развитию умения определять пространственные отношения между предметами способствуют:

- Дидактические игры:

Игра «Где что находится?» («Где что (кто) стоит?»)

1)Вы расставляет на столе предметы, сопровождая каждое действие словами: «Стоит дом, рядом с домом растет елка, около елки растет береза, на березе сидит птичка. Перед домом сидит собака, за домом стоит машина, в доме сидит дедушка, за елкой сидит кошка». Затем вы спрашиваете ребенка «где что находится?». Ребенок отвечает, употребляя пространственные предлоги и наречия.

2) Затем вы продолжаете рассказывать и сопровождать свои слова действиями: «Вышла кошка из-за дерева, увидела ее собака, залаяла и погналась за кошкой. Кошка испугалась и полезла на дерево. Птичка испугалась, улетела и села на крышу дома. Кошка на дереве, наверху, а собака внизу, под деревом».

Затем вы спрашиваете детей «где что находится?». Дети отвечают, употребляя пространственные предлоги и наречия.

Можно предложить детям повторить историю, сопровождая слова действием.

Игра «Прятки»

Вы предлагаете ребенку спрятаться в разных местах. Затем ищете его и, найдя ребенка, спрашиваете: «Где ты спрятался?».

Этот вопрос ставит ребенка перед необходимостью ответить: «под столом», «за дверью», «за верандой» и т. д. Если ребенок ограничивается жестом или применяет неправильное слово, вы должны дать точное определение места, где он спрятался. Ребенок должен повторить.

Игра «Куда спряталась игрушка?»

Вы говорите ребенку: «Закрой глазки, а игрушка в это время от тебя спрячется». Вы ставите ее под стол, на шкаф…Ребенок, открыв глаза, ищет игрушку. Найдя ее, ребенок говорит, где она находится, используя слова: наверху, внизу, под столом, на кресле, около дивана, под машинкой, слева от телевизора и т. д.

Игра «Что изменилось?»

Вы ставите на стол несколько игрушек (не более трех). И предлагаете ребенку внимательно посмотреть, что и как стоит на столе. Потом предлагаете ребенку закрыть глаза. В это время вы изменяете расположение игрушек. Ребенок, открыв глаза, должен определить и сказать, что изменилось, используя в речи пространственные предлоги и наречия.

Игра «Скажи, куда я положила предмет»

Вы предлагаете ребенку закрыть глаза. И кладете игрушку предмет на стол, под стол, за кресло…По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать предмет. Найдя ее, он объясняет, где она находится, используя в речи пространственные предлоги и наречия.

Игра «Скажи, где сидит птичка»

Вы расставляете предметы, например, домик, березу, елку, птичку. И предлагаете ребенку закрыть глаза и помещаете воробья на елку. Открыв глаза, ребенок отмечает, где он сидит, употребляя пространственные предлоги и наречия.

Игра «Поручения»

Вы предлагаете ребенку располагать предметы или самому встать (сесть) так, как вы скажете. Например:

- Положи мячик в коробку, а карандаш перед коробкой.

- Положи куклу под стол, а книжку на стол.

- Сядь перед диваном

- Встань между стулом и окном и т. д.

- упражнения-инсценировки настольного театра:

Вы предлагаете ребенку расставить или спрятать за предметами персонажи театра. Затем ребенок должен описывать, где находится каждый из них.

- Дидактические игры с картинками:

Игра «Найди такую же картинку» (показ)

Материал для нее – это картинки, на которых изображены одни и те же предметы (например, домик, елочка, березка, заборчик, скамейка) в разных пространственных взаимоотношениях. Пару составляют картинки с одинаковым расположением рисунков предметов. Вы даете ребенку 1 – 3 картинки. Остальные оставляете у себя. Затем вы берете одну из своих картинок и показываете ее ребенку, спрашивая: «У тебя такая же?». Если картинки совпали, то ребенок поднимает картинку вверх и объясняет почему, описывая ее.

Игра «Отгадай загадку» (показ)

Вы показываете ребенку картинку (иллюстрацию в книге) с изображением предметов. И говорите, что вы загадали предмет, нарисованный на этой картинке. И предлагаете ребенку его отгадать, называя особенности его расположения, используя пространственные предлоги или наречия.

Игра «Загадай загадку»

Вы показываете ребенку картинку (иллюстрацию в книге) с изображением предметов. И

предлагаете ему загадать предмет, нарисованный на этой картинке, называя особенности его расположения, используя пространственные предлоги или наречия. Ребенок загадывает, а вы отгадываете.

По мере усвоения, задания в играх усложняют:

- увеличивают количество предметов,

- изменяют расположение предметов

- расширяют площадь ориентировки

- повышают требования к скорости определения, вводят элементы соревнования.

- Словесные игры:

Игра «Наоборот»

Вы произносите слово (пространственное наречие) и, бросаете ребенку мяч. Ребенок должен сказать противоположное по смыслу слово. (Вперед - назад, вверху - внизу, далеко - близко, над - под, справа - слева, внутри - снаружи и т. д.)

Игра «Дополни предложение»

Вы начинаете предложение, а ребенок его заканчивает. Например,

- Сережа подбросил мяч (вверх,

- Наша группа находится (наверху, а кухня (внизу,

- Лена живет далеко от детского сада, а Дима (близко).

- Девочка разделась, положила свою одежду на стульчик, а туфельки (под стульчик)

Эти задачи развивают пространственное воображение детей. В случае, если они трудны детям, надо их наглядно представить, используя для этого детские игрушки.

- Развитию умения определять пространственные отношения между предметами способствует рассматривание с ребенком картинок, иллюстраций в книге.

При этом необходимо учить его осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой. Например, на картинках нарисованы дети, стоящие в кругу парами, напротив друг друга и т. п. Надо догадаться, что они собираются делать или что делают. «Кого рассматривает мальчик? Как ты догадался? Да, мальчик смотрит наверх».

Например, рассматривая иллюстрацию к сказке «Теремок»: домик – теремок, где из разных окошек выглядывают персонажи сказки, вы задаете вопросы:

- в каком окошке мышка (верхнем или нижнем?

- где находится лягушка (около зайчика и лисы, рядом с зайчиком и лисой, между зайцем и лисой?

- кто находится между мышкой и зайцем?

- где находится медведь (справа от волка?

- кто находится под окошком лягушки?

- что находится над теремком?

- что находится около (рядом) с теремком?

- что находится слева (справа) от теремка?

Запомните, пожалуйста, важно постоянно побуждать ребенка употреблять слова, отражающие пространственные отношения - в процессе рисования, конструирования, при передвижении в помещении и на улице. В результате, представления детей о пространственных отношениях принимают обобщающий характер.

Для вас я приготовила некоторые дидактические настольно-печатные игры на формирование понимания пространственных отношений между предметами, которыми вы можете воспользоваться дома, занимаясь с ребенком.

Итог: Наша встреча подошла к концу. Если она была для вас полезной, поднимите, пожалуйста, красный кружок, а если нет, то поднимите белый кружок.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Игровые общеразвивающие упражнения с предметами для детей младшего дошкольного возраста Общеразвивающие упражнения. (с мячиками) «А теперь мячи возьмем, заниматься мы начнем» 1. «Покажи мячик». и. п. : стоя ноги на ширине плеч,.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики и снятия психоэмоционального напряжения. Мастер-класс для воспитателей Мастер –класс для воспитателей Провела и подготовила Смирнова Н. Е. Игры для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям.

Игры и упражнения для гармонизации детско-родительских отношений Игры и упражнения, направленные на гармонизацию родительско-детских отношений. 1.«НАДУЙ КУКЛУ» Цель: Эмоционально-телесное контактирование.

Игры и упражнения на формирование темповой организации высказывания Игра «Осенние листочки» Цель: формирование у детей представлений о темпе, понятиях «быстро» и «медленно». Материал: фонограмма «Тема из.

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет.

Консультация для родителей «Игры с подручными предметами на развитие мелкой моторики рук» К мелкой моторике относится совокупность различных действий нервной, костной и мышечной систем в выполнении точных и мелких движений кистями.

Мастер-класс «Формирование доброжелательных отношений детей друг к другу с использованием игр-тренингов в режимные моменты» Все мы без исключения и конечно же родители хотим видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми.

Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возрастаПовышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста [b]Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии интеллектуально.

Проектная деятельность «Выстраивание партнерских отношений между ДОУ и семьей» Цель проектной деятельности – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного.

Ролевая игра как средство развития дружеских отношений между учащимися Одной из задач педагога является развитие дружеских отношений между учащимися во время воспитательно-образовательного процесса. Особенность.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Мастер–класс для родителей «Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами»
Опубликовано: 23 апреля 2016 в 23:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Праздник волшебной воды»
Предварительная работа: познакомить детей с разными состояниями воды. Дать им возможность самостоятельно провести опыты, поэкспериментировать. С детьми также...
Конспект совместной образовательной деятельности «Машины-помощники. Подъемник»
Доброго времени, дорогие коллеги! Продолжаю представлять конспекты занятия с программируемыми конструкторами, разработанные творческой группой , в которую...
Конспект наблюдения на прогулке «Черёмуха весной» во второй младшей группе
Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию наблюдение за цветущей черёмух ой. Цель: продолжение ознакомления детей с деревьями,...
Консультация для родителей «Мозаика из пластилина»
Занятие выкладывания мозаики из пластилиновых шариков на основе изображения может стать увлекательным видом деятельности для ребёнка. Во время творчества...
Фотоотчет «Приглашение на выпускной для родителей»
Приглашения для администрации на выпускной в нашей старшей специальной группе мы сделали и вручили. Осталось пригласить на наш праздник родителей. Идей...