Мастер-класс для родителей «Развитие и коррекция пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

Галина Мутаева
Мастер-класс для родителей «Развитие и коррекция пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

Мастер – класс: «Развитие и коррекция пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетенции родителей по развитию пространственных представлений у детей через дидактическую игру.

Задачи: 1. Познакомить родителей с дидактическими играми, которые способствуют развитию пространственных представлений у детей.

2. Обучить участников мастер- класса с этапами развития пространственных представлений у детей через игру.

Оборудование: Презентация «Развитие пространственных представлений у детей с ЗПР»; зеркала по количеству родителей, наборное полотно.

Дидактические игры: «Ветрянка», «Что поднимается вверх? Что опускается вниз?», «Магазин игрушек», «Геометрическое лото», «Теремок», «Построй башню», «Лабиринты», «Веселые клеточки»,

книжки-раскраски

Игрушки: бабочка, прищепки, наборы кирпичиков четырех цветов

Ход мастер- класса.

1. Теоретический.

Презентация «Развитие пространственных представлений у детей с ЗПР»

«Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственно – временная ориентировка не являлась бы важным условием знаний, навыков, умений, развития мышления детей»

Профессор Б. Г. Ананьев. (Слайд №3)

В дошкольном возрасте формируются элементарные знания детей о пространстве и закладываются основы для начальных пространственных представлений, которые необходимы для правильной ориентации ребенка в окружающем мире (И. А Филатова, Е. Ф. Рыбалко, Б. А. Архипов и др.). Исследования ученых показывают, что элементарная форма ориентировки в пространстве формируется у детей еще в младенческом возрасте. Особое значение в развитии этой ориентировки имеет образование у ребенка систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализатором в процессе предметных действий и игры. (Слайд №4)

Яструбинская Е. А. подтверждает, что недостаточная сформированность пространственных представлений отражается на успешности обучения детей младших школьников: (Слайд №5)

47 % детей испытывают трудности при усвоении учебного материала по математике

24 % детей испытывают трудности при усвоении материалов по русскому языку при формировании навыка письма

16 % детей испытывают трудности при обучении чтению.

Несформированность пространственных представлений влияет:

На уровень психического развития

На эмоциональное состояние ребенка

На социально – бытовую адаптацию в окружающем мире

На грамматически связную речь

На развитие мышления (особенно абстрактно - логического)

На отражение объемного пространства на плоскости

На ориентировку в пространстве листа бумаги

По мнению Семаго Н. Я. пространственные и пространственно – временные представления являются первичными по отношению ко всем высшим психическим функциям и являются базовыми составляющими психической деятельности.

Опираясь на нормы усвоения пространственных представлений у детей (слайд №7), я разработала этапы коррекционной работы.

2. Практический

Этапы коррекционной работы

1. Освоение пространства собственного тела с постепенной вербализацией (Слайд №8)

Задачи: Учить детей узнавать и называть части собственного тела (перед зеркалом во весь рост, без зеркала, на другом ребенке, на кукле, с закрытыми глазами)

Игры: «Где же наши ручки?»,

«Посади птичку», «Собери Шалтай-болтая»

«Где бабочка сидит?»,

«Куда я тебя задела?», и т. д.

2. Ориентировка на лице по вертикальной оси: на собственном лице; на противоположном лице: (Слайд №8)

Задачи: Учить детей ориентироваться на собственном лице по вертикальной оси.

Игры:

«Подъемный кран»,

«Помоги Незнайке нарисовать портрет»,

«Чего не хватает на портрете?», «Нарисуй друга»

«Ветрянка» и т. д.

Поиграем в игру «Подъемный кран»

Цель: Развитие тактильных и соматических функций, умение ориентироваться на собственном лице по вертикальной оси, понимание понятий «выше - ниже».

А) ориентировка на собственном лице с зеркалом с руками.

Методика проведения. Перед ребенком на столе стоит зеркало так, чтобы было видно только лицо ребенка. Педагог говорит: «Посмотри на свое лицо и покажи нос (ребенок показывает нос). Поставь к носу «полочку» - это подъемный кран (ребенок из обеих рук делает полочку). Подъемный кран от носа поднимается вверх, что она проезжает? (ребенок скользит руками по лицу и называет: щеки, глаза, брови, лоб, макушка). Подъемный кран от носа опускается вниз, что она проезжает? (рот, подбородок). Затем от каждой части лица. Педагог спрашивает: что выше щек? бровей? Глаз? Подбородка? Лба? Рта? Что ниже щек? рта? Бровей? Лба? Глаз? Ребенок, глядя в зеркало, с помощью рук показывает и называет.

Б) ориентировка на собственном лице с зеркалом без рук.

Методика проведения.

-Что у нас на середине лица? (нос)

-Что выше носа? Рта? Глаз? И так далее.

-Что ниже носа? Рта? Глаз? И так далее.

Ребёнок, глядя на себя в зеркало должен сказать.

В) Ориентировка на собственном лице без зеркала с руками.

Методика проведения. Ребёнок сидит, отвернувшись от педагога так, чтобы никого не видеть, Ребёнку задают вопросы: Что выше (ниже) рта, лба, бровей, щёк, носа, глаз, подбородка? Ребёнок, не видя себя, используя руки, показывает и называет.

Г) Ориентировка на собственном лице без зеркала, без рук.

Методика проведения. Ребёнок сидит, отвернувшись, руки на коленях. Педагог задаёт вопросы: Что выше (ниже) рта, лба, (от каждой части лица). Ребёнок должен правильно показать и назвать части лица.

Д) Ориентировка на противоположном лице.

Методика проведения. Двое детей сидят напротив друг друга. Педагог задаёт детям вопросы: «Что у Саши (Юли) выше (ниже) рта, лба, бровей, щёк, носа, глаз, подбородка?». Дети по очереди называют.

Е) Ориентировка на портрете.

Методика проведения. Ребёнку показывают портрет с ярко выраженными чертами лица. Педагог задаёт вопросы: «Что у Вани (Маши) выше (ниже) рта, лба, бровей, щёк, носа, глаз, подбородка?». Ребёнок называет.

«Ветрянка» (шапочка доктора, портрет ребенка с ярко выраженными чертами, зеленые кружочки на липучке (можно магнитную доску с магнитами)

Сейчас мы с вами поиграем в больницу. Есть такая заразная болезнь «Ветрянка». Саша заболел ветрянкой, у него на лице стали появляться прыщики, их мажут зеленкой. Прыщик появился выше носа (ребенок прилепляет зеленый кружок выше носа). Прыщик появился ниже рта, прыщик появился выше бровей и т. д. Саша поправился: болячка исчезла выше носа, ниже рта, выше бровей и т. д.

3. Ориентировка в пространстве собственного тела по вертикальной оси: перед зеркалом во весь рост; без зеркала; с закрытыми глазами (Слайд №9)

Задачи: Закреплять пространственные понятия «выше - ниже»; «выше чем - ниже чем». Учить ориентироваться в пространстве собственного тела по вертикальной оси

Игры:

«Раскрасим индейца»,

«Собери прищепки»,

«Где прищепки?», Что забыл нарисовать Незнайка?» и т. д.

4. Ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу по вертикальной оси. (Слайд №9)

Задачи: Закреплять употребление пространственных понятий: «выше -ниже», «выше чем - ниже чем» в речи. Учить ориентироваться в пространстве по отношению к собственному телу.

Игры:

«Что поднимается вверх?»,

«Что опускается вниз?»,

«Поросячьи хвостики?»,

«Что выше головы?»

«Что ниже ног?» и т. д.

5. Расположение объектов во внешнем пространстве относительно друг друга по вертикальной оси. (Слайд №10)

Задачи: Учить детей понимать и употреблять предлоги «над - под», «над -выше», «под - ниже», «между» по вертикальной оси.

Игры и упражнения:

«Геометрическое лото», «Теремок», «Построй башню»

Магазины: «Игрушки», «Овощной», «Школьные принадлежности»

«Найди в группе, о чем можно сказать, «находится над», находится под» и т. д.

Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Перед вами наборное полотно, на нем расставлены картинки, с изображением игрушек. Мы с вами отправляемся в магазин игрушек, там привезли новый товар, нас попросили расставить игрушки на полки, но не просто так, а чтоб был порядок, и покупатели захотели купить игрушки.

Мяч положите выше матрешки, слона поставьте ниже грибочка, машинку между грибочком и неваляшкой и т. д.

Затем игру можно изменить сюжет: пойдем покупать игрушки.

Нужно объяснить продавцу, где находится игрушка, чтоб быстрей ее найти, ведь в магазине очень много разных игрушек.

«Геометрическое лото»

На наборном полотне располагаю геометрические фигуры по вертикали. У родителей сигнальные карточки с изображением таких же фигур.

-Какая фигура расположена выше круга? (показывают сигнальную карточку)

-Какая фигура расположена ниже круга?

-Какая фигура между квадратом и треугольником?

Можно использовать от 3 и более фигур.

«Построй башню»

Играть можно как с кирпичиками 3-4 цветов, так и деталями конструкторов. Дети выполняют по заданию взрослого, затем по заданию друг друга. Взрослый строит за ширмой, говорит: «Возьми красный кирпичик, желтый кирпичик положи выше красного, зеленый - ниже красного, а синий кирпичик между красным и желтым». Убираем ширму, дети проверяют. Варианты могут быть разнообразными.

6. Расположение объектов по отношению к собственному телу по горизонтальной оси (Слайд №11)

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве по отношению к собственному телу по горизонтальной оси; понимать и использовать в речи понятия «ближе - дальше», «впереди - сзади», «лево - право», предлоги «перед», «за», «между».

Игры и упражнения:

Коррекция понятий «Ближе - дальше», «лево - право»

«Веселый бубен»

Моделирование пространственных ситуаций:

Моя комната,

Расставь по плану,

Где находится предмет.

Ориентировка на листе бумаги:

Зрительные и слуховые диктанты

«Футбол»

Ориентировка в линейном и числовом ряду.

Спасибо за внимание!

Используемая литература

1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей М.: 1964.

2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития: ранняя диагностика и коррекция задержкт психического развития М.: Том-ПРЕСС, 1999.

3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактически игры в обучении дошкольников с отклонением в развити. -М.: Владос, 2001.

4. Петухова Е. Н. Формирование пространственного ориентирования дошкольников с нарушением интеллекта // Дефектология, 2000

5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической м коррекционной работы. - М.: Арти, 2000.

6. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - М.: Школьная Пресса, 2004.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Цветные киски»Дидактическая игра «Цветные киски» Я работаю с детьми раннего возраста. В этом возрасте очень важно сенсорное развитие, поэтому, по самообразованию я выбрала тему «Формирование.

План работы по самообразованию по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством фототворчества» 1. Якимова Юлия Владимировна 2. Образование - высшее 3. Тема самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Лексика
  • Лексика
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Развитие и коррекция пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 января 2014 в 20:50
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...