Мастер-класс для учителей-логопедов на тему «Использование логосказки в коррекционной работе».

Марина Алексеева
Мастер-класс для учителей-логопедов на тему «Использование логосказки в коррекционной работе».

"Использование логосказки в коррекционной работе".

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Ребенок, имеющий нарушения речи, может быть агрессивным, или, наоборот, замкнут и подавлен.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – логосказку.

Основная идея логосказки – всесторонне, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Логосказка – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.

Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:

• Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).

• Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).

• Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).

• Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).

• Произвольность (От переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре).

• Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).

Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые: Б. Беттельхейм, Э. Фромм, Э. Берн, Р. Гарднер,

А. Менегетти, К. Юнг, В. Пропп, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова,

Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, был открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

Детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и другими особенностями развития предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям. Вся работа построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности и последовательности, учета возрастных особенностей, учета индивидуальных особенностей, учета структуры дефекта, поэтапности воспитания речи. А также учитываются: заинтересованность, радость, воображение, импровизация, эмоциональное внимание и память.

Методические приемы по логосказке:

Словесно-режиссерская игра.

Задачи:

1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.

2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.

3. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов.

Психогимнастика.

Задачи:

1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслабления мышц тела.

2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме.

Словесное комментирование.

Задачи:

1. Довести до детей смысл сказки, вызвать соответствующий отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.

2. Подводить к совместному составлению словесных описаний, активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.

Совместная словесная импровизация.

Разгадывание отдельных эпизодов сказки.

Словесное фантазирование по музыкальной композиции.

Прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки.

Словесное рисование.

Обсуждая, как можно воссоздать образ героев сказки с помощью красок, дети проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний.

Логосказка может использоваться в разных видах деятельности:

• Продуктивная деятельность.

• Театральная деятельность.

• Коммуникативная

• Музыкальная деятельность

• Познавательная деятельность

Виды логосказок:

• Артикуляционные

• Пальчиковые

• Фонетические

• Лексико-грамматические

• Сказки, способствующие формированию связной речи

• Сказки по обучению грамоте

Имитационная игра:

«Теремок букв»

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок.

Буква А к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Буква А поет: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Никто не ответил букве А.

Зашла она в теремок и стала в нем жить.

Стоит в поле теремок – теремок,

Он не низок, не высок.

Буква У к теремочку спешит,

У дверей остановилась и стучит:

Буква У поет: Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

В окошке теремка появляется буква А:

«Это я, буква А, а ты кто?»

Буква У: «Я буква У, пусти меня к себе жить!»

Аналогично к теремку подбегают остальные гласные буквы.

«Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют. А в это время в лесу бегали другие буквы, они свистели, пыхтели, шипели, рычали…»

Согласные: «Надоело нам пыхтеть и шипеть, мы хотим, как гласные песни петь» Пробуют петь, но ничего не получается

Гласные: «Не огорчайтесь! Мы будем петь песни, а вы вставайте рядом. Согласны?»

Согласные (кивают головой): «Согласны, согласны!»

Гласные: «А раз вы согласны, то мы будем называть вас буквами согласными».

Танец-приглашение (согласная приглашает гласную). В конце танца дети парами поворачиваются в круг лицом и пропевают получившиеся слоги, затем меняются местами и вновь пропевают слоги (ма – ам, ту – ут и т. д.)

Моделирование.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам подумать, как вы можете применить методы логосказок в своей работе.

Рефлексия.

Прикреплённые файлы:

-44-master-klas-aleksevoi_6ljih.ppt | 3768,5 Кб | Скачан: 472
 
Публикации по теме:

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Нетрадиционные приемы повышения эффективности логопедической работы для развития связной речи у детей с речевыми патологиями Цель проекта: Разработка модели коррекционной работы по развитию речи с детьми 5-7 лет на основе идеи комплексирования занятий по развитию.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Мастер-класс для учителей-логопедов на тему «Использование логосказки в коррекционной работе».
Опубликовано: 5 марта 2013 в 19:01
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Родительское собрание «Мы немножко подросли» первая младшая группа
Цель: подвести итоги за учебный год и показать результат своей работы. Ход собрания: «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения,...
Выступление воспитанников школы-интерната им. В. Г. Захарченко к 80-летию образования...
В этом году Краснодарский край отмечает своё 80-летие. К этому событию приурочены разные мероприятия. В этой публикации я расскажу об одном из них....
Фотоотчет Выставка «Пасхальные фантазии» в первой младшей группе
Выставка "Пасхальные фантазии" в первой младшей группе. Прошел светлый праздник Христово Воскресенье! В нашем детском саду в эти праздничные дни проходят...
Мастер-класс по аппликации в младшей группе. Тема «Светлая Пасха»
Цель: Познакомить с традицией празднования праздника «Светлая Пасха». Задачи: Образовательные: • Познакомить детей с традициями, народными...
Фотоотчет по проекту «Лук-лучок»
Заниматься экологическим образованием нужно с самого раннего детства – дошкольного возраста. Система работы должна быть построена так, чтобы изучение...