Мастер-класс для учителей начальных классов «Применение блоков Дьенеша на занятиях по математике»

Фролова Ольга
Мастер-класс для учителей начальных классов «Применение блоков Дьенеша на занятиях по математике»

Мастер-класс для учителей начальных классов на тему:"Применение блоков Дьенеша на занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОУ".

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивает у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блокми Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

А) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

Б) трех цветов (красные, синие, желтые);

В) двух размеров (большие и маленькие);

Г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

Знакомство с блоками Дьенеша.

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Нужно выложить перед ребенком набор и дайте ему вволю наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках.

Детям предлагаются игры типа «Угадай цвет», «Давайте познакомимся», «Найди блок».

Угадай цвет (выделение и называние отдельных свойств блоков)

Каждый ребенок выбирает понравившийся ему блок. По сигналу ведущего «красный (желтый, синий)» дети поднимают блоки названного цвета. Аналогично проводятся упражнения на выделение других признаков – формы, величины и толщины.

"Давайте познакомимся" (выделение и называние объема свойств)

Дети встают в круг, у каждого свой блок. Блоки «оживают», «разговаривают» друг с другом. Чтобы познакомиться, надо назвать «полное имя» блока, т. е. перечислить весь объем свойств. Выделить объем свойств блока более сложно, чем заметить отдельные свойства. Называя «полное имя» блока, дети незаметно для себя учатся решать эту непростую задачу.

"Найди блок"

Один ребенок загадывает блок по объему его свойств (называет «полное имя» блока, другие находят этот блок по описанию. Выигрывает тот, кто первым находит загаданный блок.

Дети затрудняются назвать «полное имя» блоков, поэтому предлагается следующая последовательность: сначала называют цвет, затем форму, размер и толщину.

Приобретая собственный опыт, дети начинают воспринимать блоки объемно, во всех свойствах одновременно.

Чуть позже можно предложить следующие задания:

1. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

2. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

3. Найдите все фигуры, которые не такие по цвету (размеру, форме, толщине.

4. выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т. д.)

Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства изображены на карточках знаками-символами:

5. где цвет обозначается пятном;

6. величина – силуэтом домика;

7. форма – контуром фигур;

8. толщина – условным изображением человеческой фигуры.

Карточки рассматриваются с детьми, уточняются, какие свойства на них изображены. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называя имя блока. Проводятся следующие игры: «Кто быстрее соберет блоки!», «На свое место», «Поручения».

«Кондитерская фабрика».

Цель: развивать умение группировать блоки по трем свойствам, (форме, размеру, цвету).

Материал: два круга, блоки, знаки-символы.

Ход игры:

На фабрике в круглые коробки раскладывают толстые конфеты.

В первую коробку надо положить «конфеты» - (непрямоугольный, маленький, несиний, а во вторую – (треугольный, некрасный).

Обосновать и сосчитать, сколько конфет в каждой коробке.

"Шерлок Холмс ищет преступника".

Цель: освоение способа декодирования.

Педагог выкладывает карточки со знаками-символами, а дети находят нужный блок.

Квадратный, большой, красный, толстый.

Треугольный, маленький, синий, толстый.

Треугольный, большой, желтый, толстый.

Квадратный, большой, желтый тонкий.

В более старшем возрасте дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Для этого потребуются карточки, где обозначенное свойство перечеркнуто двумя линиями. Необходимы игры: «Переводчики», «Помоги Незнайке» и другие.

Уважаемые учителя, предлагаю вашему вниманию попробовать самостоятельно выполнить задания с блоками Дьенеша, такие как:

"Собери цепочку"

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур;

в) чтобы рядом были фигуры одинаковых по размеру,но разные по форме;

г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

"Угощение для медвежат"

игра заключается в следующем: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье. Конечно, блоки или логические фигуры. Давайте, угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой. Дальше игру можно усложнить. Отличие "печенья"в лапах медвежат может быть задано воспитателем по 3-4 свойствам.

"Мозаика цифр"

Перед вами лежат на столах карточки с изображением символов и примеров. Возьмите карточку с примером и решите его. Расшифруйте пример и найдите блок, соответствующий шифру и найдите место для него на изображении предмета. Если все блоки будут выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов.

Именно такие игры и многие другие, мы предлагаем на занятиях по формированию математических представлений для детей начиная с младшего дошкольного возраста, которые способствуют активному развитию умственных способностей детей.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Дидактический материал «Логические блоки» Э. Дьенеша как средство развития математических представлений Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные.

Играем и занимаемся с блоками Дьенеша.Играем и занимаемся с блоками Дьенеша. В нашем детском саду накоплен положительный опыт работы по развитию интеллектуально-творческих способностей детей средствами математики.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Мастер-класс для учителей начальных классов «Применение блоков Дьенеша на занятиях по математике»
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 01:05
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности Аппликация из нетрадиционных...
Цель :формировать у детей интерес к домашним животным. Задачи: Обучающие : Закрепить знания о домашних животных. Познакомить с новыми техниками выполнения...
«Ресторан для птиц» — с заботой о пернатых. Фотоотчёт
Трудно птицам зимовать, Нужно птицам помогать! Распилить я попросил Досочку еловую, Вместе с папой смастерил Птичкину столовую. А. Чепуров Каждый...
И снова о совах. Мастер-класс лепки совы с детьми старшего возраста
Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Сегодня покажу вам мастер-класс по лепке совы из пластилина с детьми старшей группы. Ребята с...
Фотоочерк «Отдых в Горном Алтае»
Лето самое чудесное время года. Так как у каждого человека есть возможность отдохнуть где - либо. Вот и у нас с сыном предоставилась такая возможность в июле...
Аппликация во второй младшей группе «Снеговик»
Цель: - закреплять знания детей о круглой форме, также о различии предметов по величине; - учить детей составлять изображение из частей, правильно их...