Получи документы

Семинар для воспитателей «Знакомство с музыкальным фольклором»

Лариса Белохвостикова
Семинар для воспитателей «Знакомство с музыкальным фольклором»

Цель:Пробудить интерес педагогов к русской народной культуре через знакомство с музыкальным фольклором.

Задачи:

- заинтересовать каждого педагога темой проекта;

- вызвать интерес к проектной деятельности и желание

развивать свой творческий интерес;

- обучить изготовлению детского шумового инструмента -

погремушка, принять участие в музыкальной викторине

«Песня – русская душа».

Публикация «Семинар для воспитателей „Знакомство с музыкальным фольклором“» размещена в разделах

-развитие творческой активности педагогического

коллектива.

План:

- Теоретическая часть.

- Практическая часть.

(1 слайд)

Теоретическая часть.

Проект: «Воспитание патриотизма дошкольников

средствами музыкального фольклора»-

длядетей старшего дошкольного возраста.

Девиз: Русские пляски, русские песни,

Русские сказки, что всех интересней.

Россия – громада, Россия – красавица,

А мы – россияне, и нам это нравится.

срок реализации– 2014- 2015 учебныйгод.

Вид проекта: Русский народный фольклор,

по количеству участников: коллективный;

по контингенту участников: дети пяти-семи лет;

по характеру деятельности: информационный, исследовательско – творческий;

по продолжительности: долгосрочный.

(2 слайд)

Цель проекта: Создать условия для освоения детьми фольклорного наследия русского народа, как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности.

Задачи:

1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

3. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

4. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

5. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

6. Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта по приобщению детей к истокам русской национальной культуры.

(3 слайд)

Актуальность проекта: Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. В связи с этим хочу отметить важность как можно более раннего включения музыкального фольклора в сферу патриотической работы, которую необходимо вести с детьми уже в дошкольном возрасте. Ведь у детей еще не сформировалась своя шкала ценностей. Особенно сейчас, когда многое в нашей истории меняется и пересматривается, важно показать, что искусство, в том числе и народное творчество, незыблемо и вечно.

Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

«Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…»

В. Шафнер.

Включение народного фольклора в программу музыкального образования детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Наблюдая за детьми во время проведения народных фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники обогащают представления о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они побуждают наших воспитанников к бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

К большому сожалению, к сегодняшнему дню, мы успели растерять то, что годами копили наши бабушки и дедушки. Как жили русские люди, во что играли, как отдыхали и как работали? Какие праздники отмечали? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы сами на них не всегда можем дать ответ? Я считаю, мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Как говорится без прошлого нет будущего.

Я поставила перед собой задачу научить детей любить и ценить русское народное творчество.

?

Осуществляли поставленную перед собой задачу как образовательную деятельность в режимных моментах. В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Используя разученные с детьми песни, игры, пляски, мы организовали театрализованную деятельность при постановке сказок и мини –сценок. Дополнительно развивая творческие способности детей,обогащая связную речь, расширяя словарь, совершенствуя навыки самостоятельной работы и коллективного творчества.

Считаю необходимым вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность. Оформление наглядной информации: папки-передвижки, альбомы.

(4 слайд)

Тема проекта выбрана не случайно, она мне близка. На

протяжении многих лет я стараюсь знакомить детей с

музыкальным фольклором с позиций :

1) освоения культурных традиций в процессе подготовки и проведения народных праздников;

2) построения тематических бесед на основе исторического прошлого в традиционной культуре России;

3) раскрытия содержания музыкального репертуара, разучиваемого со старшими дошкольниками, включающего в себя знания о народных героях, национально – культурных традициях, событиях исторического прошлого.

(5 слайд)

На протяжении всего прошлого года в нашем детском саду осуществлялась работа по реализации проектов по патриотическому воспитанию дошкольников.

В 2013-2014 учебном году врайонном конкурсе по патриотическому воспитанию наш сад занял 2 место, а в

2014-2015 учебном году в том же конкурсе - 1 место.

(6 слайд)

Методы работы с детьми:

-чтение художественной литературы;

-слушание музыки;

-разучивание фольклорного репертуара;

-игры - драматизации.

(7 слайд)

Предварительный этап

Для решения поставленной цели на данном этапе шел подбор музыкального материала, иллюстраций народныхпраздников, народного костюма, проводились выставки предметов декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, на первом этапе я старалась сформировать у детей устойчивый интерес к ознакомлению с историей, фольклором своего народа, развить эмоциональную отзывчивость.

(8 слайд)

Основной этап

Второй этап состоял из цикла занятий (НОД по ХПД, и в процессе совместной деятельности музыкального руководителя с детьми в режимные моменты, в ходе которых дети знакомились с новыми народными, песнями потешками, прибаутками, играми, хороводами и получали новые знания о народной культуре, истории своего народа.

(9 слайд)

Составляя перспективный план работы, был сделан упор на то, чтобы подвести детей к пониманию значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного. А помогать в этом будет мудрость русского народа, опыт, накопленный веками и конечно, то, что близко и понятно всем детям – песни, игры.

На протяжении всего путешествия по новому неизведанному миру прекрасного, дети узнали историю возникновения русских обычаев, обрядов. Начатая нами

работа как посеянное зернышко проросло и дало свои всходы.

Главная задача, стоящая перед нами зажечь искорку, которая со временем превратилась в настоящий пожар любви и гордости за свою Родину, свой народ-- выполнена. Во время реализации проекта, благодаря построенной системе работы у детей усилился интерес к истории своего народа, стали накапливаться знания, что в свою очередь отразилось на эмоциональном состоянии детей и результатах их повседневной продуктивной деятельности.

(10 слайд)

Заключительный этап – творческий

В ходе реализации проекта с детьми были проведены развлечения «Лучшая частушечница страны»,

«Осенняя ярмарка», музыкальная викторина «Песня – русская душа».

(11слайд)

Практическая часть.

Я вас познакомила с теоретической частью проекта, а сейчас предлагаю, кому интересно, принять участие в практической части.

Предлагаю вам стать участниками викторины «Песня – русская душа». Сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете русскую песню. Перво-наперво отгадайте мои загадки. Ответы принимается в исполнении нескольких строк или слов. Участники готовы?

1. Песня о широко распространённой в России

лесообразующей породе деревьевс бумажистой корой

и тонкими, поникшими ветвями.

(Во поле береза стояла)

2. Песня о национальной русской зимней обуви,свалянной

из овечьей шерсти.

(Валенки)

3. Песня о паре домашних длинношеих птиц различной

окраски, отличающихся веселым характером.

(Два веселых гуся)

4. Песня, в которой упоминается крупныйгород России

на левом возвышенном берегу реки Волга

(Ах, Самара-городок)

5. Песня о мелких торговцах, развозивших по деревням

разные товары, необходимые в крестьянском быту.

(Коробейники)

6. Шуточная песня про то, как «ставила хозяйка тесто и

ждала гостей. А за тестом нужен глаз да глаз. Не

усмотришь – убежит.

(Квашня)

Уважаемые коллеги, спасибо Вам за Ваш интерес к нашему проекту, за активное участие в викторине.

- Скажите, было ли Вам интересно?

- Что нового Вы узнали?

- Хотели бы Вы применить полученные знания?

«Красоту, чистоту мы у старших берем,

Саги, сказки из прошлого тащим,

Потому, что добро остается добром

В прошлом, будущем и настоящим»

В. Высоцкого

?Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игрушки из помпонов. Мастер класс для воспитателейИгрушки из помпонов. Мастер класс для воспитателей Мне нужно было подготовить какой-нибудь мастер-класс для педагогов и воспитателей. Недолго думая, решила сделать игрушки из помпонов.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Торнадо в банке»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Торнадо в банке» В процессе реализации проекта "В поисках сокровищ капитана Крюка" дети "путешествовали" вокруг света. В ходе путешествия они знакомились.

Мастер-класс для воспитателей «Фитнесбол для дошколят»Мастер-класс для воспитателей «Фитнесбол для дошколят» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 г. Белинский Мастер-класс «Фитнесбол для дошколят».

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи:.

Мастер-класс для воспитателей. Рисование гуашью на стеклеМастер-класс для воспитателей. Рисование гуашью на стекле Мастер – класс Рисование гуашью на стекле по контуру. Пошаговая инструкция: Автор: Ратченко Наталья Георгиевна, воспитатель МОБУ СОШ.

Мастер-класс для воспитателей «Учимся взаимодействовать с родителями» Мастер-класс «Учимся взаимодействовать с родителями» Проводится с педагогами дошкольного образовательного учреждения. Цель: Развитие коммуникативной.

Мастер-класс для воспитателей «Зимующие птицы» Цель: 1. Закрепление представлений о зимующих птицах. 2. Закрепление употребления предлогов ЗА, НА. 3. Составление предложений с использованием.

Мастер-класс по ПДД для воспитателей «На перекрестке» Цель: способствовать расширению общекультурного кругозора педагогов. Задачи: 1. закреплять знания педагогов по ПДД в игровой форме. 2. способствовать.

Мастер-класс для воспитателей «Ребенок и книга» Цель: использование эффективных форм передачи знаний и умений, обмен опытом при активной роли всех участников. Актуальность темы Как известно,.

Мастер-класс для воспитателей «Удивительные тантамарески» Управление образования администрации Сергиево –Посадского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Знакомство с музыкальным фольклором»
Опубликовано: 20 декабря 2015 в 16:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД