МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ»

Екатерина Тетеревлева
Мастер-класс для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ»

Подготовила и провела:Музыкальный руководительТетеревлева Екатерина Викторовна

Место проведения: МДОУ «Детский сад №113» Республика Карелия г. Петрозаводск "

Театрализованная деятельность в МДОУ

Мастер-класс для воспитателей детского сада

«Средство выразительности в инсценировках.

Способы и приемы их обыгрывания»

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Театрализованная деятельность в ДОУ“» размещена в разделах

(с использованием презентации)

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. Однако эти методы можно широко использовать и в других видах детской деятельности: музыкальной, изобразительной, физкультурно-оздоровительной и в развитии речи. Благодаря этому материал может быть использован педагогами, занимающимися различными тематическими направлениями.

Актуальность:

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В этом аспекте актуально проведение мастер-класса.

Цели мастер-класса:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей дошкольников.

2. Представление опыта работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

3. Систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста;

4. Демонстрация методов и приёмов работы над образом в театрализации.

Задачи:

1. Пробудить интерес к театральному творчеству, сформировать мотивы обучения основам сценического искусства

2. Учить распознавать атмосферу события, места, времени; уметь вживаться в эту атмосферу.

3. Стимулировать к поиску выразительных средств для создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.

4. Формировать умения по средствам образной выразительности определять эмоциональное состояние персонажей и выражать своё.

5. Формировать навыки импровизации.

6. Поощрение инициативы при создании образа

Ход мастер-класса:

Каждому воспитателю, в его работе с детьми, приходится заниматься театрализованной деятельностью. Мы разучиваем стихи, занимаемся подготовкой различных инсценировок и драматизаций. Для этого нам необходимо знать специальные методы и приемы. Перед вами схема на которой указаны этапы, приемы, и методы лишь одного аспекта театральной деятельности. Чтобы познакомиться со всеми, понадобится не мастер - класс, а целый обучающий курс. Поэтому сегодня мы рассмотрим лишь некоторые из них, на мой взгляд, самые необходимые, для работы воспитателя детского сада.

Цель: Знакомство с выразительными средствами в театральной деятельности.

Задачи:

-Поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, углублять представления детей о выразительных средствах;

-Учить принимать ролевые позиции, идентифицироваться с персонажем, эмоционально воспринимая своеобразие театрального искусства;

-Воспитание навыков коллективного творчества в процессе группового общения через совместные упражнения, театральные игры.

Что такое инсценировки?

Инсценировки- т. е. игры-представления, в которых по ролям с помощью таких выразительных средств, как интонация (речь, мимика, жест, поза и пантомимика, разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются конкретные образы.

Возрастные особенности подготовки к инсценировкам.

Из многообразии средств выразительности в детском саду рекомендуется:

В младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (учить имитировать характерные движения сказочных животных на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности);

В средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме);

В старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

В подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и неречевых (пантомимических) действий.

I. Развитие мимики и пантомимы (позы и движения):

1. Игра «Театральная разминка»

Раз, два, три, четыре, пять-

Вы хотите поиграть?

Называется игра

«Разминка театральная»

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя,

Чтоб быть похоже на лису?

Или на волка, иль на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

(Примерные ответы детей:

изменить внешность с помощью костюма, грима, прически, головного убора, и т. д.)

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

(Жесты и конечно мимика)

Что такое мимика, друзья?

(Выражение нашего лица.)

Верно, ну, а жесты?

(Это движения).

Бывает, без сомнения,

Разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

(педагог называет, а дети показывают в мимике настроение:

Грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас) А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

(педагог называет, а дети жестами показывают: «иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «нельзя», «думаю», «понял». «нет», «да».

Подошла к концу разминка

Постарались все сейчас.

А теперь сюрприз ребята!

В сказку приглашаю вас.

Педагог предлагает детям объединиться в группы по четыре человека и разыграть хорошо знакомую сказку «Курочка Ряба», наполнив ее новым содержанием. Побуждает детей придумать, о чем могут говорить Дед и Баба, когда курочка снесла яичко золотое, затем простое и т. д., самостоятельно найти выразительные жесты, изменить мимику, голос в соответствии с каждым образом.

Дети, надев элементы костюмов (платок, шляпа, шапочка курочки, хвостик или ушки мышки, разыгрывают свою сказку, затем они вместе с педагогом выбирают наиболее интересный вариант. По окончании занятия педагог поощряет детей за артистизм и, под спокойную музыку, дети уходят.

2. Упражнение «Изобрази настроение»

3. Игра «Догадайся кто, я!»

ЛИСА;

ЕЖИК;

ПЕТУХ;

КЕНГУРУ

II. Жесты:

1. Игра «Дедушка Молчок»

Педагог от имени дедушки Молчок читает стихотворение и предлагает показать его содержание жестами.

Затем повторно читает текст и вместе с детьми в движениях отражает его содержание:

Заинька-зайка, Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца.

Маленький зайка. Садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола.

Длинные ушки, Приставляют ладошки к голове - «ушки» .

Быстрые ножки. Бегут на места. Движения повторяются.

Заинька-зайка, Дети прыгают, поджав руки, имитируя зайца.

Маленький зайка. Садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола.

Деток боится- Обхватывают себя руками,

Зайка трусишка. Изображая страх, «дрожат».

Следующее стихотворение, прочитав один раз, можно предложить изобразить самим детям, побудив их фантазировать и одновременно упражняя в выразительности жестов, мимики, движений.

Мишка, Мишка косолапый, Приподнять плечи, руки округлить,

Мишка по лесу идет. Носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.

Мишка хочет сладких ягод, Погладить себя по животу, облизнутся.

Да никак их не найдет. Оглянуться по сторонам, пожать плечами.

Вдруг увидел много ягод Показать указательный палец,

И тихонько зарычал. На лице восторг, двумя руками «собирать» ягоды в рот.

Подошли к Мишутке детки, По маршировать.

Мишка ягоды им дал. Протянуть руку вперед, имитируя жест «возьми».

2. Игра «Что это за сказка?»

Дети делятся на две подгруппы. Каждой подгруппе, которая находится в разных помещениях, педагог показывает иллюстрацию сказки («Колобок». «Репка») и предлагает ее изобразить пантомимически.

Педагог помогает детям в распределении и подготовке ролей, напоминая, что сказка будет выразительной и яркой, если будут найдены выразительные жесты и мимика, характеризующие героев и их действий.

КОЛОБОК;

ДЕД;

БАБКА;

ЗАЯЦ;

ЛИСА;

ВОЛК;

МЕДВЕДЬ

3. Игра «Узнай, кто это?»

(изображение героев сказок с помощью выразительных движений пальцев рук)

Педагог проводит игру-инсценировку: читают текст, а дети изображают персонажей с помощью пальцев рук.

Когда у меня будет маленький дом, Семь ножей оловянных,

Тогда заведу я в хозяйстве своем Восемь чайников новых,

Двух пушистых котов. Девять ложек столовых,

Трех пятнистых коров. Десять фарфоровых чашек.

Четырех рогатеньких козочек, Вот сколько всего

Пять кружек с узором из розочек. Заведу я в хозяйстве своем,

Шесть стаканов стеклянных, Когда у меня будет маленький дом.

Возможны разные варианты игры по желанию детей: все вместе, парами (артисты и зрители, с использованием ширмы и т. д.

4. Игра-имитация:

Дети изображают деревья, листья на ветру, кусты, траву и т. п.

ЗАСОХШИЙ ЦВЕТОК;

ВЕТЕР

5. Игра «Узнай, кто это?»

Водящий описывает любого героя из сказки, а дети, по его описанию, догадываются, о ком идет речь.

БУРАТИНО;

СКОМОРОХ;

БАБА-ЯГА;

КАРЛСОН

III. Интонация:

Повторить слова, фразы с разными чувствами и интонацией (зло, радостно, задумчиво, с обидой, в страхе, со стыдом).

Найти нужную интонацию, например успокоить плачущего ребенка, пожурить друга за драку, поблагодарить маму за подарок; поприветствовать друга, которого рад или не рад видеть и т. д.

1. Тренировка интонации:

Новые тапки у моего Потапки - СКАЗАТЬ ОБЫЧНО, ВОПРОСИТЕЛЬНО, РАДОСТНО, КАК РОБОТ (НО-ВЫ-Е ТА-ПКИ.)

Фаина и Нина купили пианино.

Над мухой у деда вновь победа.

Попадает метко в пакет конфетка.

Кот рядом -СКАЗАТЬ ГРОМКО, ТИХО

Маленький кот; Теленок мычит -СКАЗАТЬ ВЫСОКИМ ГОЛОСОМ;

Старый кот; Бык мычит- СКАЗАТЬ НИЗКИМ ГОЛОСОМ;

Кот простудился- СКАЗАТЬ ХРИПЛЫМ ГОЛОСОМ;

Бык сердится- СКАЗАТЬ ГРОЗНЫМ ГОЛОСОМ

IV. Дикция:

Скороговорки и рифмовки для тренировки дикции (с легко произносимыми звуками)

Говорит попугай попугаю: я тебя попугай попугаю.

Попугай попугаю в ответ: попугай, попугай, попугай!

У Вани фантик,

У Фани бантик.

Топали мы топали, дотопали до тополя.

Дотопали до тополя, да ноги все оттопали.

Зачем нужны средства выразительности

Для актера-чтобы доходчиво все объяснить, донести смысл спектакля.

Для зрителя-чтобы спектакль был интересным, красочным, запоминающимся, чтобы зрителю было все понятно, чтобы пробудить светлые прекрасные чувства.

Спасибо за внимание!

Оборудование: видео проектор.

Раздаточный материал: Маски, мячи, карточки.

Список использованной литературы:

1. А. Таирова Приемы и средства художественной выразительности режиссуры 2004.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 2001. –127 с.

3. Бородич А. М. Методика формирования речи детей. – М. : 2001 – 126 с.

4. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – М. : Ярославль: Академия развития, 2002. – 208 с

5. Махнева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. :ТЦ «Сфера», 2001.-c.9-16,76-121

6. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.

7. Павалаки И. Ф. «Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников». Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М. : 2006 – 156 с.

8 Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.

9. Шевцова Е. Е., Забродина Л. В. Технологии формирования интонационной стороны речи. – М. : АСТ. 2008 – 222 с.

10. М. В. Долгая Методы и приемы театрализованной деятельности ДОУ 2007.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность» Конспект мастер – класса для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность» Подготовила: воспитатель МБДОУ ДС №12 Меднова Наталья Сергеевна.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в среднем дошкольном возрасте» .

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Экологическая игрушка — травянчик своими руками» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 муниципального образования Успенский район.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Методика проведения корригирующей и утренней гимнастики» Актуальность: В свете решения приорететной задачей государства о сохранении здоровья населения, основным направлением работы педагогов в.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Опыт работы по детскому экспериментированию»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Опыт работы по детскому экспериментированию» Для воспитателей ДОУ был организован мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности. Основной целью познавательно-исследовательской.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Песочная терапия» Мастер-класс для воспитателей ДОУ. Песочная терапия Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта,.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений» Цель: повышение компетентности логопедов в применении театрализованной деятельности в коррекционной работе, развитие фантазии и творческих.

Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика»Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей ДОУ по теме: «Артикуляционная гимнастика» b]Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Артикуляционная гимнастика – залог правильного звукопроизношения»[/b] Красивая речь – это спорт.

Мастер–класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи:.

Семинар-практикум для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ» Семинар-практикум для воспитателей: «Театрализованная деятельность в ДОУ» Описание: Рекомендуется воспитателям, музыкальным работникам для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ»
Опубликовано: 17 марта 2018 в 10:37
+80Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД