МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Галина Добренькая
Мастер-класс для воспитателей «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Мастер класс для воспитателей «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»

Цель мастер- класса : ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники“» размещена в разделах

• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;

• дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации НОД, совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей;

• активизировать деятельность педагогов по использованию компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Добрый день, уважаемые коллеги!

- Я рада вас приветствовать на нашем мастер — классе.

И я его хочу начать с упражнения " Ожидания". Предлагаю каждому участнику на стикере написать «ожидания»от мастер – класса, наклеить их на плакат с предварительно нарисованной рекой на берегу Надежды.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию памяти.

Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники».

Актуальность проблемы развития памяти детей дошкольного возраста.

- Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю. Конфуций (древний мыслитель и философ)

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любовь Валерьевна Черемошкина. (доцент психологических наук)

Память – это входные ворота интеллекта.

Уже в дошкольном возрасте запоминание является результатом деятельности и зависит от того, на что она направлена. Одним их актуальных и эффективных методов развития у детей дошкольного возраста культурной памяти является мнемотехника.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший  пример«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги).

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Мы с Вами от родителей часто слышим такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивании стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н. Нищева

Перед нами ё лочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Хочу показать еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем скороговорок.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Цветик - семицветик»

(На лепестках цветка зашифрованы пословицы их необходимо расшифровать)

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Под лежачий камень вода не бежит

Любишь кататься люби и саночки возить

Яблоко от яблони не далеко падает

Кто не работает тот не есть

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

А теперь наоборот попробуем зашифровать пословицы

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Готовь сани летом, а телегу зимой

Лучше синица в руках, чем журавль в небе

Самое главное правило работы с мнемотаблицей – это передавать условно-наглядную схему так, чтобы нарисованное было понятным.

 Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любое время года, любую профессию, рассказать сказку.

– На примере этих схем я предлагаю вам поиграть, у вас на столах лежат схемы, вы должны придумать одного животного и птицу, и опираясь на схему нам про него рассказать, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте ….

– На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т. д.

Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Результаты

у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание.

Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

В заключение – цитата из книги Елизаветы Николаевны Водовозовой, изданной ещё в 1901 году, но не потерявшей своей актуальности.

«Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни глупыми, ни вялыми, ни безнравственными… Но что значит дать разумное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать материал, пригодный для разнообразных занятий ребёнка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье».

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии в виде рефлексии «Упражнение " Ожидания".

С целью: определить, насколько оправдались ожидания каждого участника мастер - класса. Участникам  предлагается:

- на стикерах записать цыфру от 1 до 5 ,настолько оправдались их ожидания от мастер- класса, где 1 не оправдались, а 5 полностью оправдались

- стикеры прикрепить на плакате на "берегу оправданных надежд".

Публикации по теме:

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста» «Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр»«. Связная речь как бы вбирает в себя.

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование навыков пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста» Оборудование: набор для игры «Собери предмет из геометрических фигур», сырой картофель, бинт, растительное масло. Уважаемые коллеги, здравствуйте.

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры» МБДОУ Воротынский детский сад№4 «Солнышко» Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через.

Мастер-класс для воспитателей по проведению игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Мастер – класс для воспитателей по проведению игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Прекрасна речь, когда она,.

Мастер класс «Развитие памяти воспитанников средствами мнемотехники» Мастер класс «Развитие памяти воспитанников средствами мнемотехники»Ведущий мастер- класса: социальный педагог отделения семейных воспитательных.

Мастер-класс с родителями «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Родители рассаживаются за столы. Ведущий становится за ширму, на руке – кукла из театра Би-ба-бо Лисенок. Герой появляется из-за занавеса.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие памяти детей дошкольного возраста. Развитие памяти детей дошкольного возраста — важный момент развития ребенка до школы. Многие проблемы с памятью связаны не с тем, что у.

Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники В настоящее время проблема развития связной речи становится особенно актуальной. Главной отличительной чертой современного общества является.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Семинар-практикум для воспитателей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». Цели: повышение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники»
Опубликовано: 14 февраля 2017 в 07:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД