Папки-передвижки

Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

Надежда Каргальская
Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

Мастер класс для воспитателей

«Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

Разработала Каргальская Н. К.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании“» размещена в разделах

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников.

Цель проводимой работы: организовать музыкально-оздоровительную работу в ДОУ, обеспечивающую каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи :

1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

3. С помощью здоровьесберегающих технологий, повышать адаптивные возможности детского организма.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых, валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, самомассаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия. На некоторых технологиях я хотела бы остановиться подробнее.

Музыкотерапия

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности. А также слушание различных музыкальных инструментов положительно влияют на организм ребёнка.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

-звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;

-духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;

-музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека.

-струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;

-вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством.

Метод “Вокалотерапии”

Вокалотерапия – лечение пением. Совместное пение объединяет детей и доставляет им радость. Кроме того, правильный подбор вокальных и дыхательных упражнений свособствует более качественному функционированию сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, благодаря активной работе которых массируется внутренние органы. Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения.

А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

Для общего сведения:

Гласные звуки:

А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э - улучшает работу головного мозга;

И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, "прочищает" нос;

О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек

Ы - лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетания:

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

На музыку реагирует и температура тела.

Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми, дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы. Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются;

Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Валеологические песенки-распевки

С них часто начинаются музыкальные занятия, а так же могут использоваться перед занятиями в группах. Такие песенки поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

«Доброе утро!»

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)

Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

И сегодня весь день будет веселее. (хлопают в ладоши)

Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)

Будем мы красивыми, как в саду цветочки (фонарики)

Разотрем ладошки сильнее, сильнее (движения по тексту)

А теперь похлопаем смелее, смелее (хлопают)

Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова (улыбаются)

( Вместе сказали:) Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани. Способствует восстановлению центральной нервной системы. Улучшает дренажную функцию бронхов. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Исправляет резвившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Цветочек

(при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И. П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем ртом.

Машина

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И. П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании

Собачка

(закаливание зева)

И. П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева. (как это делает собачка)

Артикуляционная гимнастика

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Жаба Квака

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения)

да водички поглотала, (глотают)

На кувшинку села, песенку запела:

"Ква-а-а-а! Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша! (произносят звуки отрывисто и громко)

Игровой массаж

Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается

Вот на улице мороз

Вот на улице мороз! (Поглаживают руки)

Ну-ка, все потрите нос! (Трут кончик носа.)

Ни к чему нам бить баклуши (Грозят правым указательным пальцем.)

Ну-ка, взялись все за уши: (движения по тексту)

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям.)

По плечам похлопали, (Руки скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.)

Ножками затопали! (Топают ногами.)

Самомассаж

Умный гном -точечный массаж

На полянке стоит дом

В этом доме умный гном!

(Массажируют точку между бровей)

Он в окошечки глядит

Что увидит- говорит.

(массажируем точки на весках)

Пальчиковые игры

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Этот пальчик

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лёг в кровать

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик уж уснул

Этот пальчик крепко спит

Никто больше не шумит.

(Дети загибают пальцы по очереди, начиная с мизинца)

Гости

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.

- Мама, мама! (Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)

- Что, что, что? (Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)

- Гости едут! (Постукивают мизинцы.)

- Ну и что? (Постукивают указательные пальцы.)

- Здрасьте, здрастье! (Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.)

- Чмок, чмок, чмок! (Средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)

Речевые игры

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

«Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)

Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)

Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)

А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Листопад

Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)

Лес осенний конопат. (щелчки пальцами)

Листья рыжие шуршат (трут ладошкой о ладошку)

И летят, летят, летят! (качают руками)

Игроритмические упражнения.

Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Игра и движение - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей.

Лужи (Один ребёнок поёт этот стишок по своему, все остальные делают движения)

Ребёнок

Шлеп-шлеп-шлеп иду по лужам. – (Дети ритмично постукиваю ладонями по ногам.)

Хлюп-хлюп-хлюп вода в ботинках. — Ритмично притопывают ногами.

Кап-кап-кап мне зонтик нужен — (Поднимают руки вверх и ритмично щелкают пальцами)

Оп-оп-оп вода по спинке. (Скрещивают руки на груди и ритмично похлопывают по предплечьям.)

Буль-буль-буль упала шапка. (Плечики вверх вниз)

Ой-ой-ой, кругом вода. (Качают головой, руки к голове.)

Да-да-да, себя так жалко. (Ритмично кивают головой.)

Ребёнок- Грозит деткам пальчиком

Одевайтесь в дождь всегда!

А ещё я хочу рассказать о музыкально-рефлекторном пробуждению детей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей. Услышав звучание привычной музыки, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы несложных упражнений, не поднимая малышей с кровати.

Зайчата

(Ребята выполняют движение по тексту)

Вот пушистые зайчата мирно спят в своих кроватках

Но зайчатам хватит спать, пора сереньким вставать.

Ручку правую потянем, ручку левую потянем.

Глазки открываем, с ножками играем.

Поджимаем ножки, выпрямляем ножки

А теперь бежим скорей по лесной дорожке.

С боку на бок повернемся,

И уже совсем проснемся!

Психогимнастические упражнения

Эти упражнения можно использовать в начале занятия – чтобы помочь ребятам настроится на рабочий лад; в конце занятия – на релаксацию, чтобы дети успокоились перед уходом в группу; в процессе игр – драматизаций- чтобы помочь детям войти в тот или иной образ. Эти упражнения очень хорошо развивают воображения детей.

«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию:

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

И так, отсюда можно сделать вывод, что музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

В результате этой работы, мы должны добиться:

1. Стабильности эмоционального благополучия каждого ребенка

2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)

3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей

4. Повышение уровня речевого развития

5. Стабильности физической и умственной работоспособности.

Публикации по теме:

Консультация «Инновационные технологии в дошкольном образовании» Педагог (воспитатель) на современном этапе должен постоянно учиться, развиваться, познавать, а также образовывать и развивать детей «по-новому».

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Консультация для воспитателей Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно.

Консультация для воспитателей «Что такое здоровьесберегающие технологии?» Что такое здоровьесберегающие технологии? Это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий,.

Повышение компетентности педагога в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании. Методическое объединение воспитателей Тема: Повышение компетентности педагога в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании. Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности.

Мастер-класс для родителей младшего возраста «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»Мастер-класс для родителей младшего возраста «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» Задачи: 1. Установить доверительный контакт между семьей и детским садом. 2. Обогатить родителей знаниям, практическими умениями в выполнении.

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи:.

Семинар-практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Цель: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности.

Информационные технологии в современном дошкольном образовании Профессиональная деятельность специалистов сегодня все в большей и большей степени зависит от их способности к саморазвитию и самообразованию,.

Здоровьесберегающие технологии. Консультация для воспитателей ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» 1. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»
Опубликовано: 19 марта 2016 в 20:20
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД