Мастер-класс для воспитателя на тему «Хороводы и народные игры»

Галина Беликова
Мастер-класс для воспитателя на тему «Хороводы и народные игры»

Мастер-класс

Тема:

«Хороводы и народные хоровые игры»

В преддверии новогодних праздников, когда будут устраиваться народные гулянья, дабы провести время весело и не во вред здоровью, хочу поговорить о хороводах и хоровых народных играх.

А как известно, все народное – просто, доступно, интересно, не требует специального игрового оборудования, печально лишь то, что подзабыто.

Хороводы и игры – верные помощники в организации детей.

Они сплачивают, сближают, воспитывают чувство коллективизма.

Владимир Иванович Даль в большом толковом словаре русского языка трактует хоровод так – круг, собрание молодёжи обоего пола, на вольном воздухе, для пения с плясками.

Хороводные пляски – медленные, более ходьба, не редко с подражанием в движениях словам песни.

Хороводные песни – особые протяжные, спокойные не громкие.

Содержание хоровода раскрывается песней. В связи с этим, текст

имеет первоначальное значение и он диктует танцевальный рисунок хоровода в целом.

Хороводы и игры можно условно разделить на 3 группы:

1) Хороводы, в которых отражаются трудовые процессы

(А мы просто сеяли)

2) Хороводы, где отражены семейно-бытовые отношения

(Бояре, мы к вам пришли)

3) Хороводы, в которых нашли выражение все патриотические чувства народа (воспеваются родные места)

Хороводничать (по Далю) – петь, ходить без толку взад и вперёд.

Может кто знает пословицы о хороводах?

1) С сумой ходить не хороводы водить.

2) Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.

3) Хороводничать, не цепом молотить!

4) Хоровод заведёшь – песню споёшь, а придёт пора – работать пойдёшь.

Скажите, от чего зависит размер хоровода, его ширина?

1) От количества человек

2) От сцепления рук

(Выбирают 3 человека для помощи.)

Руки в хороводе держали по разному:

1) не держась за руки

(плечо к плечу, друг за другом)

2) взявшись за руки внизу

3) взявшись за руки вверху

4) взявшись за спиной у пояса

5) положив ладони на плечи друг другу.

А вот шаги в хороводе были мелко-средние, соответственно

мелодии песни. И только потом, когда появились хороводные игры добавились различные их виды.

В хороводе так же важна роль ведущего, который является образцом для подражания или первым начинает движение в составлении хороводных фигур.

Существуют различные хороводные фигуры, так сказать танцевальный узор, рисунок.

Теперь нам потребуются ещё помощники.

Выходи честной народ, будем водить хоровод.

(все выходят)

Итак, хороводные фигуры.

«Круги»

Чаще всего используется простой круг или двойной круг,

а иногда и тройной.

(участников хоровода делятся на 2 группы).

Внешний и внутренний круги – ходили в одну или в разные стороны, смотрели друг на друга или в разные стороны.

(звучит музыка, оба круга смотрят друг на друга, но идут в разные стороны).

Фигура «Улитка»

Для её создания, в одном месте хоровода руки расцепляются и ведущий начинает закручивать его во внутрь. Постепенно образовывается 2-3 круга, далее хоровод раскручивается.

(звучит музыка, ведущий закручивает хоровод)

Фигура «Змейка»

Это линейно – волнистое движение, с постепенно уменьшающейся

амплитудой.

(звучит музыка, ведущий начинает движение, выстраивает фигуру)

И ещё одна фигура, казалось бы совсем не хороводная-

«Сторона на сторону»

Участники хоровода выстраиваются в две (реже в четыре) шеренги лицом друг к другу. В процессе хоровода, то сближаются, то расходятся.

(звучит музыкальный отрывок, шеренги поочерёдно сходятся и расходятся).

В некоторых хороводах используется соответствующий реквизит. Так, например, в хороводе «Берёзка» большое художественное значение имеют платочки, которые подчёркивают красоту танцевального узора.

Вот хороводы мы немного поводили, а теперь я предлагаю разучить хороводную игру.

Для начала вспомним алгоритм ознакомления с хороводной игрой:

1) построение фигуры

2) распределение ролей

3) знакомство и заучивание текста

4) знакомство с движениями

5) отработка элементов

6) репетиция

7) непосредственно игра

Итак, игра «Коляда»

В этой игре используется хороводная фигура «сторона на сторону», вы вопрошающая сторона (обращается к одной шеренге, а вы отвечающая сторона (обращается к другой шеренге)

Ознакомьтесь с текстом (раздаёт слова). По ходу текста вы будете двигаться друг на друга. Начинает движение вопрошающая сторона. Обратите внимание в конце игры стоящие друг против друга – кланяются.

«Коляда»

? Коляда, коляда

Ты где была?

- Коляда, коляда

За вратами была

? Коляда, коляда

А где ворота?

- Коляда, коляда

Вода унесла

? Коляда, коляда

А где вода?

- Коляда, коляда

Гуси выпили.

? Коляда, коляда

А гуси где?

- Коляда, коляда

С хозяйкой ушли.

-? Коляда, коляда

А хозяйка где?

- Коляда, коляда

Посреди двора!

Все: Здравствуй хозяйка, с праздником!

(кланяются)

Поиграли, повеселились, молодцы! В эту игру можно играть в канун Рождества. Я уверена, что возрождение народных праздников с использованием хороводов и народных игр станет характерным общественным явлением в нашем городе.

Удачных вам праздников!

Публикации по теме:

Казачья станицаКазачья станица 17 сентября у нас, в с. Красный Яр Астраханской области  прошло мероприятие под названием "Казачья станица" Выступали народные.

Приобщаемся к истокам русской культуры.Приобщаемся к истокам русской культуры. Народные праздники занимают важное место в воспитании человека, так как объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, художественную.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателя на тему «Хороводы и народные игры»
Опубликовано: 20 марта 2013 в 09:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Календарь природы во второй младшей группе
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа...
Фотоотчет о проведении выставки семейных стенгазет «Как я провел лето»
Фотоотчет о проведении выставки стенгазет "Как я провел лето" Подготовительная группа "Солнышко" Воспитатель: Дмитриева Елена Викторовна Доброго...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в...
Уважаемые родители! Этот образовательный маршрут посвящен обеспечению безопасности на дороге. Знакомить детей с правилами дорожного движения,...
Фотозарисовка «Цветы на камнях»
Я камушек нашла на берегу, Его мне подарило море. Взяла я краски, кисточки, и вот - Цветок теперь на нём цветёт! Отдых можно разнообразить...
Мои шоколадницы (продолжение)
Доброго времени суток, милые друзья и коллеги! Сколько на нашем сайте замечательных мастериц и рукодельниц! Сколько я увидела здесь интересных идей...