Лучший педагог года

Мастер-класс «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Надежда Щеглова
Мастер-класс «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»

1 слайд.

Мастер-класс «Фольклор как средство развития детей дошкольного возраста».

2 слайд.

Добрый день, уважаемые коллеги! В одной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму». Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.

Публикация «Мастер-класс „Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Да и мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать. Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.

Решение данной проблемы составляет цель моей работы: повысить уровень познавательной речевой активности дошкольников средствами фольклора; приобщить детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.

3 слайд.

Для себя я выделила основные актуальные задачи:

определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методы их комплексного применения;

проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;

показать красоту русского языка через устное народное творчество, сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.

Практическая часть.

4 слайд.

Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства и поиграть со мной.

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случиться, наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостю: «Заходи!»

В игре «Помогите вспомнить» предлагаю детям следующую ситуацию:

Я прочитала книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыла. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? - после ответа включать 5 слайд.

5 слайд.

Выплывает название «Репка» с иллюстрацией.

Кого из действующих лиц я не назвала? Выплывает мышка после ответа.

И что же они вытащили? Выплывает репка после ответа.

Спасибо, я сразу вспомнила, что это сказка «Репка». Как вы мне помогли.

Для активизации речевой активности предлагаю детям в игре «Угадайка» ответить на следующие вопросы:

Детям необходимо ответить на такие вопросы:

1. Какую песенку пел Колобок? «дети» поют песенку и 6 слайд – выплывает Колобок.

2. Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда? «дети» отвечают и появляется «Теремок»

3. Нужно похвастаться как Заяц-Хваста. «Дети» хвастаются и появляется Заяц-Хваста.

Умницы, вы настоящие зайцы, сколько эмоций, мимики, спасибо вам за импровизацию. Вы так здорово изображали героев, эмоционально, что хочется играть и играть с вами дальше.

В словесно-дидактической игре «Радио» воспитываю умение быть наблюдательным, активизирую речь детей, воображение.

Я предлагаю детям поиграть в игру «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать.

Например:

Особые приметы: цвет преимущественно серый, иногда бурый; зубы острые; взгляд волчий, голодный; брюхо почти всегда пустое; шкура драная. Род сказочных занятий: кого-нибудь везет, кого-нибудь за что-нибудь (или без всякой причины) съедает или оказывается в дураках. После ответа «детей» появляется 7 слайд с изображением Волка.

o А теперь, я предлагаю кому-то из вас быть диктором.

Особые приметы: деревянная нога, нос в потолок врос, сама лежит на лавке, зубы- на печи, языком сажу лижет; живет в избушке на курьих ножках, которая поворачивается сама собой. Способ передвижения: в ступе летает, пестом погоняет, метлою следы заметает. Сказочные занятия: путника кормит и поит, в бане парит, а потом помогает ему, либо съедает. После ответа «детей» на волка накладывается Баба-Яга.

Спасибо, как интересно описали Бабу-Ягу из сказок. Мы без затруднений ее угадали. Для описания персонажей из сказок можно детям предлагать иллюстрации, портреты с их изображениями, для того чтобы им легче можно было описать их.

ФГОС ДО определяет, что содержание образовательных областей реализуются не только в совместной деятельности взрослых и детей, но и в самостоятельной деятельности, а игра с пазлами одно из решений этой задачи. Я предлагаю детям проблемную ситуацию:

Я начинаю читать слова и появляется 8 слайд на котором пазлы в разнобой-рассыпались.

Был Кощей вчера в гостях

Что наделал, просто – Ах!

Все картинки перепутал

Сказки все мои он спутал

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать!

Ребята должны их собрать и назвать сказку, это способствует развитию мелкой моторике рук, воображению, мышлению, а также развитию речи. Затем пазлы должны собраться в картинки.

Заключение.

Ну, а закончить свое выступление, я хочу вот такими словами.

Начинаю читать стихотворение, включаем 9 слайд с музыкой, а на слайде коллаж из фотографий.

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

В сказке все бывает честно:

И начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу

Непременно под венец.

Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном –

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом.

Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть, на этом свете

Станет легче людям жить.

Прикреплённые файлы:

-3-1_hg71g.pptx | 7974,21 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация «Один день из жизни нашей группы» Первый слайд- название презентации, второй слайд- наш сад,третий слайд- наша группа,четвертый слайд- утренняя гимнастика,5 слайд- завтрак,6.

Презентация на тему: «Хлеб — всему голова» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию образовательного проекта на тему «Хлеб – всему голова» по стихотворению С. В. Погореловского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 марта 2015 в 23:15
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД