Мастер-класс «Формирование предпосылок личностных УУД у дошкольников»

Екатерина Волковая
Мастер-класс «Формирование предпосылок личностных УУД у дошкольников»

Цель: Раскрыть возможности формирования предпосылок универ-сальных учебных действий у дошкольников при освоении образовательной области «Физическая культура»

Задачи:

• продемонстрировать способы формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий;

• научить определять и находить предпосылки универсальных учебных действий;

• создать условия для активного взаимодействия участников ма-стер - класса между собой;

• организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.

План:

1. Постановка проблемы.

2. Предпосылки личностных универсальных учебных действий.

3. Рефлексия и рефлексивные действия.

4. Анализ мероприятия, направленного на развитие предпосылок личностных УУД и проектирование собственных.

8. Рефлексия.

Ход мастер – класса:

Дорогие коллеги!

Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных дошкольных учреждений нашей области!

Универсальные учебные действия – это стройная и целостная система, характеризующаяся тем, что происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими, аналогичными видами деятельности и общей логикой возрастного развития. Исходя из этого, немало важное место в ДОУ занимает формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий, особую роль в которых занимает самосознание. Это означает, что у ребенка сформировано представление о себе и о своих возможностях, проявляется самопринятие и самоуважение, то есть имеется самооценка и Я-концепция, как результат самоопределения. Особенно ярко это проявляется у детей старшего дошкольного возраста. Но даже в этом возрасте ребенок не может объективно оценивать себя. Ему необхо-дима помощь взрослого, который помогает проанализировать действия ребенка в сравнении с действиями других детей. Основной задачей педагога является научить воспитанника сравнивать себя с другими в схожих ситуациях. Результатом работы станет наличие рефлексии – способности ребенка самостоятельно и адекватно оценивать свои действия. Это является прекрасной базой для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования личности ребенка и фундаментом будущей системы формирования предпосылок универсальных учебных действий.

Идеал – эталонный объект, который обладает определенными каче-ствами.

Настоящий человек – реальная личность, разнится с идеалом.

Основная задача рефлексивной самооценки состоит в том, чтобы научить реальную личность сравнивать себя с неким «идеалом», находить отличия, варианты их устранения.

В качестве идеального объекта на занятиях физической культурой могут служить пиктограммы основных положений, движений и упражнений, видов спорта. Их можно использовать как при проведении общеразвивающих упражнений, так и после, когда каждый ребёнок получает карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ребёнку, и указана последовательность выполнения упражнений.

Правила подвижных игр так же служат эталоном. Ведь от того соблюдает ребенок их или нет зависит его результат. Во время игр нужно позволять воспитанникам пробовать себя в разных ролях и оценивать себя в них (кошка, мышка, пожарный и др.) Указание на характерные признаки того или иного героя должны быть ненавязчивы. При этом роль педагога состоит не в перечислении признаков эталона и в стремлении к формальному запоминанию, а в формировании у детей интереса и желания самим сформулировать эти признаки, сравнить себя и свои действия с идеалом и во всем стремиться к совершенству.

При проведении подвижных игр и упражнений необходимо использовать рефлексивную самооценку как полностью, так и частично, состоящую из отдельных рефлексивных действий:

- определять отличительные признаки объектов (реальных и идеаль-ных);

- в сравнении находить сходство и отличие;

- сравнивать свою деятельность и ее продукт с идеалом;

- находить способы устранения отличий через формулирование задачи (что изменить? как сделать? …. и т. д.

Возможности методики рефлексии не ограничены. Основное направление можно определить, как движение от частного к общему.

Пример.

- Кого можно назвать хорошим спортсменом? А ты – хороший спортсмен? Что нужно сделать, чтобы с уверенностью сказать: «Я – хороший спортсмен!»?

- Как ты думаешь, какая должна быть «идеальная» команда? А твоя команда – хорошая? Что нужно сделать, чтобы можно было с уверенностью сказать: «Наша команда – самая лучшая!»?

- Каким должно быть «идеальное» соревнование? Как ты думаешь: наши эстафеты соответствует понятию идеала? Что нужно изменить, чтобы игра стала лучшей в мире?

- Идеальные олимпийские игры – какие должны быть? Что нужно сделать сейчас, чтобы наша Российская команда была самой лучшей и выиграла Олимпийские игры?

Неплохой результат дает применение данной методики во время про-ведения командных соревнований. Воспитанники охотно принимают участие в играх, с удовольствием выполняют задания, переживают, и, конечно же, стремятся к победе. Чаще всего на подобных соревнованиях при подведении итогов воспитатель произносит: «Победила дружба!», но дети, которые в них участвовали, хотят услышать совсем другое. Намного лучше, если рассчитать время проведения игры таким образом, чтобы она заканчивалась за 3-5 минут до конца занятия, а затем организовать рефлексивную командную самооценку. Можно предложить командам ответить на следующие вопросы:

- Что такое команда? Какими качествами должна обладать хорошая команда?

- Удалось ли Вашей команде сегодня добиться успеха? Чем ваша ко-манда отличается от идеальной?

- Над чем еще нужно поработать, чтобы уверенно заявить: «Мы – самая лучшая команда!»?

Как правило, ребята из разных команд дают разные ответы на эти вопросы, точно так же, как разными будут и причины их неудач. Как показывает практика, подобный групповой самоанализ весьма полезен, он поможет в формировании всех предпосылок УУД, в первую очередь – личностных. Естественно, перед следующей игрой обязательно нужно вспомнить, что дети говорили, таким образом, правильно настраиваясь на игру.

Пример. Анализируем мероприятие, направленное на развитие УУД и проектируем собственные.

• Для начала ознакомьтесь с фрагментом занятия, которое я провела.

• Дайте его оценку: позволяет ли данное занятие формировать предпосылки личностных УУД? Что педагог делала для формирования предпосылок личностных УУД? Какие ошибки допустила?

• Что бы вы сделали по-другому?

Этапы планирования занятия

1 этап - выбор планируемого метапредметного результата (предпосылки УУД) для данного занятия

2 этап - подбор заданий для достижения метапредметного результата

3 этап - разработка занятия по предмету с учетом планируемых метапред-метных результатаов.

Формирование предпосылок УУД - это надежный путь кардинального повышения качества образования, для этого важно создать новые условия для такой деятельности. Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

Необходимо использовать любую возможность для побуждения уча-щихся к рефлексивной деятельности.

Формирование у дошкольников предпосылок регулятивных универ-сальных учебных действий (УУД) обусловлено необходимостью обучения ребенка организации своей учебной деятельности, что в свою очередь помогает детям в следующем:

- постановке учебной задачи,

- планированию результата и уровня усвоения знаний,

- учит сравнивать свои действия с эталоном и выявлять отличия,

- учит вносить изменения в действия в случае расхождения от эталона реального действия и его результата или от оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами,

- осознанию качества и уровня усвоения знаниями и оценке результатов работы.

Необходимость формирования регуляции у дошкольников обусловлена обязательным наличием у будущего ученика произвольности своей учебной деятельности и наличием воли. Под понятием произвольность подразумевается умение выполнять действие по образцу и подчинятся правилам. Воля рассматривается как высшая форма произвольного поведения, а именно произвольное действие в условиях преодоления препятствий.

Особенно ярко проявляется регулирующая функция слова педагога в оценке поведения ребенка. Оценка способствует осознанному управлению действиями, так же всегда сопровождается эмоциональными переживаниями, которые могут быть и положительными, и отрицательными, что способствует усилению воздействия.

На своих физкультурных занятиях я широко применяю оценку в раз-личных ее формах и с разной педагогической направленностью. Форма оценки может быть как личная, так и коллективная.

Коллективную оценку использую при изучении упражнений в пере-строении, играх эстафетах, командных играх и тд. Эта оценка связана с коллективной деятельностью и выполнением общих требований.

Личная оценка обращена к отдельным детям. Её даю по ходу, внося необходимые изменения. Она содержит краткие замечания, не фиксируя результат всей группы.

Оцениваю правильность выполнения действий как по ходу так и сразу после выполнения задания. При этом учитываю состояние детей, особенности их мышечных ощущений, взаимодействие двух сигнальных систем в развитии произвольной регуляции движений.

Оценка должна иметь положительный характер или выражать уверенность в том, что в дальнейшем, при проявлении волевых качеств, действие будет выполнено правильно. Неконкретная положительная оценка создает хорошее настроение у ребенка, но мало помогает в устранении ошибок. Нужно быть внимательным к тому, что частая отрицательная оценка приводит к нарушению требований, становясь нормой. Это не улучшает выполнение действия и приносит неуверенность и разочарование в себе дошкольника.

Каждый ребенок в течение занятия проделывает много движений, со-вершенно различных по пространственным, силовым и временным параметрам. Слово педагога, помогая выделить отдельные стороны движения, способствует дифференциации мышечных ощущений, а следовательно, и более точной регуляции движений. Оценка, данная по ходу выполнения движения, помогает осмысливать движение, понять ошибки и затем повторять движение правильно.

Действенной в преодолении неудач явилась оценка, в которой содер-жалось пояснение трудного элемента и выражалась уверенность в том, что ребенок с задачей справится.

Прикреплённые файлы:

master-klas_2lndo.pptx | 1032,94 Кб | Скачан: 227
 
Публикации по теме:

Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание»Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание» Идея проведения мастер-класса для воспитателей нашей территории (военного городка) по айрис - фолдингу у меня появилась после посещения.

Презентация педсовета «Обновление системы дошкольного образования» I Настрой на работу: Упражнение «Ассоциация» II 1 Вопрос: - Почему возникла необходимость пересмотра организации педпроцесса, т. е. модернизации.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Мастер-класс «Формирование предпосылок личностных УУД у дошкольников»
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 14:29
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация в технике коллаж «Зимние забавы». Мастер-класс
Передать все очарование зимы можно посредством детского творчества. Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению коллажа «Зимние забавы» из бумаги...
Кошка, которая гуляет сама по себе-детское творчество
Прошли новогодние праздники, и жизнь в детских садах возобновилась по плану. Мы с детьми проходим лексическую тему "Домашние животные". Прочла детям...
Фотоотчёт «Как мы делали подарок на ёлочку — мягкую иголочку»
Готовясь к Новому году, участвуя в самых разнообразных конкурсах, мы с детьми всё время думали о том, какой же подарок родным сделать на Новый год. В...
Проект по развитию художественного творчества детей раннего возраста «Зеленая красавица»
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они...
Методическая разработка литературного досуга по сказкам А. С. Пушкина «У Лукоморья»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию методическую...