Мастер-класс «Художественное конструирование как вид детской деятельности для решения образовательных задач ДОО»

Елена Макарова
Мастер-класс «Художественное конструирование как вид детской деятельности для решения образовательных задач ДОО»

Цель: расширить знания педагогов в развитии познавательных и творческих способностей дошкольников за счет использования символических средств в конструктивной деятельности.

Задачи:

- донести до педагогов знания о механизме и системе развития познавательных и творческих способностей детей 3-7 лет, о развитии творческого конструирования, об особенностях и возможностях бумаги и деталей конструктора, разработанного автором, как конструктивного материала для детей дошкольного возраста.

- научить анализировать предложенную систему развития художественного конструирования и конструктивный материал с точки зрения их соответствия поставленным задачам и предлагаемым средствам развития творчества и обучения дошкольников конструктивной деятельности.

- способствовать содействию благоприятного психологического климата общения членов педагогического коллектива.

Художественное конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта (восприятие) до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития (мышление, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка (формирование коммуникативных и регуляторных способностей).

Конструирование художественных композиций возможно из определенных по виду конструктивных материалов. Как правило, для построения детьми художественных композиций используются природный материал и бумага. Я предлагаю вам для детского конструирования использовать «Мягкий конструктор», который включает в себя набор разных по форме, цвету, величине геометрических фигур, сделанных из ткани. Этот конструктор отличается от строительного материала (кубиков, кирпичиков, призм и др.) тем, что его детали имеют определенный способ крепления между собой.

Конструктор состоит из:

• стационарных стендов, обтянутых светлоокрашенной тканью белого, желтого, оранжевого, розового, зеленого, голубого, черного, фиолетового оттенков;

• плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция и их сегментов (половинок, четвертинок) пяти градаций величины - 2х2 см, 4х4 см, 6х6 см, 8х8 см, 10х10 см, вырезанных из гладкокрашеной хлопчатобумажной ткани, по 20 - 50 штук каждой формы, цвета, величины.

В старших возрастных группах, помимо хлопчатобумажных деталей основных цветов, используются и другие - в зависимости от характера создаваемого образа.

Данный конструктор позволяет конструировать разные по содержанию предметные, сюжетные, пейзажные и декоративные художественные композиции. Наличие нескольких стендов позволяет конструировать, во-первых, сразу всем детям подгруппы и, во-вторых, конструировать, например, диафильм (развитие события с использованием пространственно-временной модели).

Конструирование изображения создается путем простого наложения деталей конструктора на фоновую поверхность (без какого-либо крепления) и соединения их между собой путем определенной организации пространства - моделирования плоскостного или полуобъемного изображения объекта, передающего его основные части и детали.

Мягкая структура хлопчатобумажной ткани, которая имеет незаметную для глаз ворсистость, позволяет ребенку быстро выкладывать детали конструктора на фоновую поверхность (тоже хлопчатобумажную ткань) и удерживать их (в один или 2–3 слоя) без дополнительного крепления, а также быстро снимать или перемещать по всей фоновой поверхности.

Стационарные стенды могут быть заменены легкими фанерными

или другого материала «листами», обтянутыми с двух сторон тканью разного цвета (наволочкой, которая может меняться в зависимости от нужного цвета. Подобные переносные фоны (рабочие поверхности) можно располагать по-разному (на детских столах или полу).

Я вам предлагаю создать свою композицию из данного конструктора, а потом мы с вами обсудим какие образовательные задачи в работе с детьми мы можем решить.

Вывод (после обсуждения): Художественное конструирование - это в первую очередь средство умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

В художественном конструировании, помимо умственного развития ребенка, осуществляется развитие его художественных способностей. Дети, конструируя художественные композиции, не только передают структуру предмета (объекта, которая может быть специально искажена для создания характерного, выразительного образа, но и свое отношение к конструируемому объекту, социальному событию или явлению природы, используя разные средства (сенсорные, модельные, символические). Символические средства позволяют детям понять смысл разнообразных жизненных ситуаций, «прожить» их и выразить свое отношение к реальному миру, в том числе и в детской конструктивной деятельности.

Публикации по теме:

Комплекс игр и упражнений для решения задач познавательного развития детей Средняя группа (от 4 до 5 лет) 1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение.

Доклад «Игра — важнейший вид детской деятельности» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Формы детской деятельности в ООП доо Формы организованной образовательной деятельности Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства,.

Интеграция как средство решения задач речевого недоразвития детей с ОНР Идея интеграции берет свое начало в трудах великого дидакта Я. А. Каменского, утверждавшего что связано между собой, должно быть связано постоянно.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Сюжетные картинки
  • Головоломки
Автор публикации:
Мастер-класс «Художественное конструирование как вид детской деятельности для решения образовательных задач ДОО»
Опубликовано: 20 апреля 2018 в 15:41
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование по рисованию во второй младшей группе
1. диагностика 2. Рисование «Учимся смешивать краски для раскраски» ( рисование в книжках-раскрасках) Цель : Учить детей рисовать кистью, смешивать две...
Фотоотчет «Мои любимые малыши»
Это моя любимая группа «Ромашка». Дети – цветы жизни. Они украшают нашу жизнь и наполняют ее смыслом. Дети – это самое светлое, чистое, это наше всё! Это...
Театрализованное представление «Путешествие в весенний лес»
Театрализованное представление «Путешествие в весенний лес» Действующие лица и исполнители : группа "Казачата" Цель: через театральную деятельность...
Мастер-класс «Упаковка для сладостей» своими руками
Мастер- класс «Упаковка для сладостей» своими руками. Елена Владимирова Уважаемые коллеги. Доброе время суток. Представляю вашему вниманию, коробочку под...