Екатерина Страхова
Мастер-класс «Игровая кукла «Зайчик на пальчик»
Мастер-класс «Игровая кукла «Зайчик на пальчик».
Для детей подготовительной группы.
Провела: Воспитатель первой квалификационной категории Страхова Е. Л.
Продолжительность мастер – класса : 30 минут
Цель: Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество.
Задачи:
- привлекать внимание к русской культуре
- заинтересовать разнообразием народных кукол и их назначением в
русском быту
- познакомить с простейшими приемами рукоделия
- изготовить самостоятельно игровую куклу по традиционной технологии
Публикация «Мастер-класс „Игровая кукла „Зайчик на пальчик“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конструирование, поделки
- Кукла Зайчик на пальчик
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Пальчиковый театр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2019
- развивать мелкую моторику рук
Методы и приё мы:
• Метод информирования (рассказ, беседа, объяснение);
• Метод наглядных демонстраций (показ готового изделия и поэтапного выполнения работы);
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Раздаточный материал
1. Прямоугольный лоскут ткани размер 10 на 20 см
2. Нитки, атласные ленточки.
3. Любой наполнитель.
Наглядные пособия: готовые куклы, схема изготовления.
Демонстрационный материал: выставка кукол.
Ход мастер – класса : 1. Организационный момент.
- Звучит русская народная песня «Ах заинька ах серенький» Дети входят в группу.
В. Ребята, что за музыка звучит?
В. Как называется эти песни? Как вы думаете, почему сегодня мы будем слушать русские народные песни?
В. Потому, что мы с вами, отправимся в путешествие, в то время, когда люди жили в бревенчатых избах и пели русские народные песни, и носили русские народные костюмы.
В. Хотите отправиться в путешествие? Для этого нужно сказать слова волшеб-ные: «Вокруг себя повернись, в далеком прошлом «окажись».
2. Основная часть.
- Рассказ и показ игровой куклы «Зайчик».
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал –
Зайка - прыг - и убежал"
В. Куклу «Зайчик» делали детям с трех, четырех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили в поле, а если ребенку становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть. Конечно, сегодня мы детей одних в доме не оставляем. Но и у современных ребятишек бывают стрессовые ситуации с ним ребенок может поделиться своими горестями и радостями – вон какие ушки длинные, все услышит и поймет.
3. Объяснение предстоящей работы:
В. Сегодня, я хочу показать, как можно изготовить народную куклу «Зайчик на пальчик», она проста в изготовлении.
- Выбор материала для будущей творческой работы
Материалы и инструменты:
1. Прямоугольный лоскут ткани размер 10 на 20 см 10.
2. Нитки, атласные ленты.
3. Любой наполнитель.
4. Ножницы.
- Пояснение основных этапов выполнения изготовления куклы «Зайчик»
4. Практическая работа детей.
В. Ребята, проходите, присаживайтесь.
(Дети проходят, садятся за столы, где заранее разложены лоскуты разноцветной ткани.)
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
На большом диване в ряд
(хлопают в ладоши)
Оля, Аня, Света, Нина,
И весёлая Марина. (загибают поочередно все пальчики)
1, 2, 3, 4, 5 (разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате
Кукол всех пересчитать. (хлопают в ладоши)
Сколько кукол – пять.
В. Приступайте к изготовлению куклы.
(Играет русская народная музыка, дети самостоятельно работают, опираясь на схему. Педагог по мере необходимости помогает детям.)
- Освоение приемов выполнения изготовления игровой куклы.
1. Сложить ткань вдоль, пополам лицевой стороной наружу.
2. С одного края (где сгиб) закладываем угол ткани внутрь.
3. Посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити – формируем ушки. Нитки не обрываем, она так и будет идти по всему зайчику.
4. Формируем головку зайца, вложив наполнитель ниже ушек.
5. Свободным концом нити перевязываем ткань на шее и закрепляем нить петлей.
6. Складываем ткань в три слоя.
7. Свободный конец ткани скручиваем примерно на третью часть длины лоскута – формируем лапки.
8. Сзади к шее зайчика прикладываем лапки.
9. Закрепляем нитками ткань к туловищу под лапками.
10. Оставшимся концом нити перевязываем туловище крест-накрест. Закрепляем петлей нитку на шее и обрезаем ее.
5. Итог занятия.
В. Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, оденьте на пальчик, предлагаю поиграть.
Игра «Вышли зайки на лужок»
Участники стоят в кругу, в середине находится водящий-волк. (После объяснения игры включается музыка)
-Вышли зайки на лужок, встали в маленький кружок (все выставляют вперед руку с зайчиком).
-Пляшут, скачут, веселятся, злого волка не бояться! (покачивают рукой, застав-ляя зайчиков «танцевать»)
-Берегись, лесной народ! На охоту волк идёт.
После этих слов волк-водящий старается поймать, осалить руку с зайчиком. А все игроки стараются спрятать рук с зайками за спину.
Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? Молодцы!
Понравилось вам наше путешествие? Ребята большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Я очень рада, что теперь у каждого из вас есть кукла –«Зайчик на пальчик».