Мастер-класс: «Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе».

Наталья Самсонова
Мастер-класс: «Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе».

Мастер-класс: «Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе». 1 слайд.

Цель: показать использование игровых технологий в коррекционно-профилактической работе учителя-логопеда. Передать педагогический опыт проведения игр. 2 слайд.

При подготовке детей к школе я провожу профилактическую работу по предупреждению стойких оптических ошибок чтения и письма в школе.

Проблема состоит в том, что дети, имеющие достаточную остроту зрения, не видят разницы в начертании оптически сходных букв, что приводит к их заменам или к неправильному написанию некоторых букв. Данную предпосылку очень важно своевременно выявить и обязательно устранить до начала обучения в школе, чтобы ребёнок не успел усвоить неправильное начертание букв и тем более ввести их в моторную память руки. В решении этой проблемы мне помогает активное использование игровых технологий. 3 слайд.

Для устранения предпосылок к появлению оптической дисграфии и дислексии в своей работе я использую следующие игры:

Первая группа игр направлена на развитие зрительного внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов как основных компонентов зрительного восприятия и узнавания: «Найди заданную фигуру среди множества», «Найди сходство и различие», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Назови предметы по их контурам», «Назови перечёркнутые изображения», «Выдели предметные изображения, наложенные друг на друга», «Дорисуй симметричное изображение» и т. д. 4 слайд.

Использую компьютерные игры: «Украсим ёлку», «Зажги свечи», «Коробочки с конфетами», «Собери корзинку» и т. д. 5 слайд.

Вторая группа игр направлена на формирование пространственного восприятия, зрительно-пространственного анализа и синтеза, пространственных представлений:

-игры на определение правых и левых частей тела на себе; -игры на определение места расположения предметов в пространстве; -игры направленные на формирование предложно-падежных конструкций; -игры на развитие ориентировки на плоскости (вертикальной и горизонтальной). 6 слайд.

Для решения этой же задачи я применяю и нетрадиционные игры с использованием арттерапии:

1. Ответь, к какой части тела прикоснётся рука (перо, мокрая ватка, мягкая игрушка, колючий ёжик, льдинка и т. п. ?

2. Скажи, к какой руке прикоснулись сильнее (ласковее, легче и т. п. ?

3. Догадайся, на какой руке я рисую пальчиком (сухой или мокрой кистью) солнышко, улыбку, любимую букву?

4. Рисование на песке направлений («дорожек») по следам речевой инструкции с пространственным значением.

5. «Караван верблюдов» - по инструкции педагога или личному замыслу, ребёнок определяет путь движения «каравана» и прокладывает его, рисуя пальцами рук (право/лево, одновременно двумя, как непрерывные линии, так и точечно, имитируя шаги верблюдов.

Аналогичные задания с мокрым песком – «Следы на песке». 7 слайд.

Развитию зрительно-моторной координации мне помогают игры и упражнения: штриховка, работа с трафаретами, обведение контура предмета по пунктирным линиям, прокалывание булавкой контура предмета или буквы, дорисовывание предмета по принципу симметрии, рисование внутри большой фигуры постепенно уменьшающейся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающейся и т. д. 8 слайд.

Развить буквенный гнозис и умение дифференцировать смешиваемые буквы, мне помогают следующие игры: «На что похожа буква»; «Умная зарядка»; «Пальчиковая азбука»; «Буквы из полосок», «Мастерская букв», «Умные кубики»; «Буквы из наждачной, бархатной, гофрированной бумаги», «Узор из букв», «Фокусы с буквами», «Какая буква выглянула из окошка?», «Какие буквы спрятались?»

Для решения этой же задачи я применяю и нетрадиционные игры с песком и «Письмо на спине».

Эти игры я использую в организованной деятельности, как на подгрупповых, так и на индивидуальных коррекционных занятиях. 9 слайд.

А сейчас на практике я покажу использование игровых технологий, направленных на профилактику оптической дисграфии и дислексии.

I. Представляю вашему вниманию игру «Лабиринт», которая используется мной с целью развития у дошкольников моторной координации, пространственного восприятия, через тактильные ощущения.

Первый лабиринт, который будет похож на букву, я строю сама. Предлагаю ребёнку пройти по нему с закрытыми глазами и попытайтесь догадаться, какую букву напоминает этот лабиринт. (Выкладываю лабиринт и подвожу к нему ребёнка. Ребёнок проходит лабиринт.)

– Ты догадался, какую букву напоминает этот лабиринт? А теперь открой глаза и проверь, правильно ты выполнил задание?

Для усложнения задания я предлагаю выложить лабиринт ребенку, а другой ребёнок проходит лабиринт с закрытыми глазами. Если ребёнок ошибается, я предлагаю ему пройти лабиринт с открытыми глазами. 10 слайд.

II. Следующая игра «Фокусы с буквами». Эта игра нужна для того, чтобы ребенок, овладевающий грамотой, своевременно избавился от зеркальных ошибок.

Сообщаю детям, что у меня есть волшебное зеркало и карточки с буквами. Стоит мне поднести к зеркалу какую-нибудь из этих букв, как в нем они увидят совсем другую букву.

Далее предлагаю посмотреть на буквы и назвать их.

- Подставьте зеркало слева от буквы Г. Какая буква получилась? (Т). А если мы подставим зеркало справа от буквы Г, какую букву, вы видите? (П).

Как известно, зеркальное изображение букв свойственно многим первоклассникам в начальный период овладения письмом. И в детских рисунках старшие дошкольники часто пользуются зеркальными буквами для подписи своих рисунков. Они даже целые слова умудряются писать справа налево. И лучший способ избавиться от этой проблемы – игры с зеркалом. 11 слайд.

III. «Забавные дорожки» помогают мне развивать у детей зрительно-моторную координацию, глазомер и зрительно-пространственное восприятие.

В начале игры дети делятся на две команды. У первой команды в низу дорожки написана очень маленькая буква, а у второй команды очень большая буква. По сигналу дети начинают по очереди строить дорожки из букв. Одна команда должна «вырастить» свою букву к концу дорожки, другая команда – уменьшить. Выиграет та команда, которая закончит работу за более короткое время и при этом напишет большее количество букв. (Подсчитываются буквы и определяется победившая команда).

С детьми я провожу эту игру на полу, раскатывая две длинные дорожки из обоев. Эта игра не только доставляет детям большое удовольствие, но и развивает глазомер и зрительно-пространственное восприятие. 12 слайд.

IV. Запомнить буквы алфавита, благодаря «мускульной памяти», то есть способности запоминать информацию через действия тела, помогает игра «Юный художник».

Эта игра проводится в парах сидя за партами. Объясняю детям:

- Один из вас будет «художником». «Художники», возьмите кисточки и опустите их в воду. Все остальные положите руки на стол ладонями вверх и закройте глаза. «Художники», напишите любую букву на ладони своего партнёра.

Дети с закрытыми глазами угадывают написанную букву. Потом участники меняются ролями и игра продолжается. Таким образом, я учу детей запоминать информация через действия дела. 13 слайд.

V. Игра «Узоры из букв» способствует профилактике пространственных ошибок в написании букв в дальнейшем, развивает у детей пространственное и образное мышление.

- Возьмите лист бумаги, сложите его по вертикали, затем по горизонтали. На получившейся четверти листа нарисуйте любую букву толщиной в 1см, так чтобы она занимала всё пространство. Не показывайте свою букву соседу. Вырежьте букву, не разворачивая листа. Разверните. А теперь по очереди покажем друг другу получившийся узор.

- Из какой буквы получился узор. (На глазах всех, отгадавший складывает узор вчетверо и проверяет отгадку).

Играя в эту игру, дети учатся видеть и узнавать буквы в усложнённых условиях. 14 слайд.

Таким образом, использование разнообразных игровых технологий позволяет детям выйти за границы чувственности и активно воспринять, освоить мир не только в предметных значениях, но и в пространственных отношениях человека к миру.

Я желаю, чтобы предложенные мною игровые технологии успешно использовались педагогами.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Ожившие герои сказки.Ожившие герои сказки. Просмотрела последние публикации на нашем сайте и тоже решила поделиться своими успехами. В своей работе много времени уделяю работе с родителями.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Мастер-класс: «Игровые технологии в коррекционно-профилактической работе».
Опубликовано: 2 марта 2013 в 20:32
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...