Получи документы

Мастер-класс «Инновационные подходы речевого развития дошкольников. Синквейн»

Наталья Исакова
Мастер-класс «Инновационные подходы речевого развития дошкольников. Синквейн»

Слайд 1 Здравствуйте, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Меня зовут Исакова Наталья Ивановна. Я представляю дошкольный уровень «Школы № 30» Предлагаю вашему вниманию тему мастер-класса : «Инновационные технологии в развитии речи дошкольников.

Публикация «Мастер-класс „Инновационные подходы речевого развития дошкольников, Синквейн“» размещена в разделах

Слайд 2 Общеизвестно, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Поэтому воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в детских дошкольных учреждениях. Вот с таким инновационным, интересным и, на мой взгляд, очень действенным и результативным методом я и хочу вас познакомить. И называется этот метод СИНКВЕЙН.

Слайд 3 Актуальность:

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция. В связи с этим, в чем же заключается актуальность и уникальность синквейна?

- Используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации;

- Обогащает словарный запас;

- Подготавливает к пересказу;

- Помогает развить речь и мышление;

- Открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

- Синквейн может является диагностическим инструментом;

- Имеет характер комплексного воздействия;

- Используется для закрепления изученной темы;

- Является игровым приёмом.

Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

- Активизирует и развивает мыслительную деятельность;

- Получается у всех!

Слайд 4 История возникновения синквейна

Синквейн – пятистрочная стихотворная форма. Возникла она в самом начале ХХ века. Ее прародительницей считается американская поэтесса Аделаида Крэпси (1878-1914). На создание этой формы ее вдохновила известная с XIV века японская поэзия хокку, которая в XVII веке выделилась в отдельный жанр. Современное название хайку поэзии дал известный японский поэт Масаока Сики. Классическое хайку состоит из 17 слогов, т. е. схемы 5-7-5. Синквейн – это своего рода перевод японской формы изложения мысли на европейскую. После своего распространения синквейн использовался для дидактических целей, ведь благодаря этой стихотворной форме можно было избавиться от однообразной речи у ребенка. Также синквейн используют для синтезирования сложной информации.

Слайд 5 Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

1-я строка (вершина «елочки») – одно слово; (ЩЕЛЧОК)

2-я строка – два слова;

3-я строка – три слова;

4-я строка – четыре слова;

5-я строка (основание «елочки») – одно слово

Слайд 6 Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте! Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые синквейны, например:

Осень

Солнечная, тёплая.

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья. (ЩЕЛЧОК)

Красота!

Сдайд 7 Алгоритм обучения синквейну.

Гораздо легче новый вид изложения мысли воспринимается, если задание изложено в стихотворной форме или в форме загадки. Например,

Ночью ходит, днем он спит,

Если сердится – ворчит.

Он живет в лесу дремучем,

Сам он круглый и колючий.

Угадайте, это кто же?

Ну, конечно, это – …Ежик. (ЩЕЛЧОК)

Слайд 8 Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :

I этап.

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

В первой строке синквейна задается тема, которая заключает в себе одно слово.

Т. е., на этом этапе я знакомлю дошкольников с понятием : «слово-предмет». Детям предъявляется модель-существительное (или местоимение, которое обозначает предмет описания и отвечает на вопрос кто? или что, соответственно актуализируется номинативная лексика. Обратите внимание на экран. (ЩЕЛЧОК) Наряду со словом-предметом я ввожу символ или модель, обозначающие предмет. В моем случае это графическое изображение человечка. Почему именно такой символ? Да потому, что это самый понятный символ для детей именно в перспективе нашего задания. (ЩЕЛЧОК)

Итак, возвращаясь к нашей загадке, мы помни, что слово-предмет в данном синквейне – это ЕЖИК.

Слайд 9 II этап

Вторая строка — два слова.

На этом этапе я ввожу «слово-признак». То есть предъявляется модель –прилагательное, соответственно актуализируется адъективная лексика. Наша модель-прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой, какая? НАПРИМЕР,

Ежик какой?

Серый, колючий

Обратите внимание, как изменилось графическое изображение модели. На одежду человечка добавлен рисунок, который позволяет увидеть между ними разницу и задать вопросы: что изменилось? Какая у человечка стала одежда?

Слайд 10 III этап

Третья строка образована тремя глаголами (или деепричастиями). Т. е., на этом этапе я ввожу понятие “Слова-действия”, предъявляю модель-действие предмета, чем актуализирую предикативная лексику. Например,

Ежик что делает?

- Фыркает, спит, бегает.

Обратите внимание на модель. Наш человечек обрел ручки и ножки, соответственно, глядя на него мы понимаем, что человечек двигается.

Слайд 11 IV этап

Четвертая строка — это фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету. Т. е., здесь ребенку нужно составить предложение по заданной теме. Можно составлять предложение с уже имеющимися словами, можно придумать что-то новое. Главное, чтобы это было в рамках заданной темы. Посмотрите на схему этой строки. Вы видите, как нужно построить предложение. Здесь есть предмет, его признак и его действие.

V этап

Ну и в наконец пятая строка — резюме, итог, вывод. Это одно слово для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне. То есть это личное выражение автора к теме или повторение сути. Выражена пятая строка может быть существительным, наречием, даже глаголом. Главное, что бы это было ваше отношение к предмету.

Итак, коллеги, мы с вами пришли к модели синквейна, которую вы видите на экране.

Предмет (тема) – одно слово-существительное.

Два прилагательных по теме.

Три глагола по теме.

Предложение по теме.

Ассоциация по теме: одно слово-предмет.

Слайд 12 Пример синквейна

1. Ежик

2. Cерый, колючий

3. Фыркает, спит, бегает.

4. Мне нравится маленький ежик.

5. Лес.

Слайд 13 Примеры алгоритмов синквейна для не читающих детей

Уважаемые коллеги, вы видите на экране пример алгоритма составления синквейна, выраженный графически. Ребята очень легко запоминают эти обозначения. (ЩЕЛЧОК) Например, синквейн на тему «Зима», который составил воспитанник нашей группы Ваня Никульшин.

Зима

Скользкая, ледяная.

Падает, порошит, холодит.

Зимой я делаю снеговика.

Серебро!

Слайд 14 Или синквейн может быть изображен в картинках. Такую схему очень хорошо использовать не только на нечитающих детях, но и на детях, которые уже умеют читать и на читающих взрослых.

Например, давайте попробуем составить синквейн по данному алгоритму в картинках.

АПЕЛЬСИН

Оранжевый, круглый (ЩЕЛЧОК)

Растет, выжимается, съедается. (ЩЕЛЧОК)

Апельсин висит на ветке. (ЩЕЛЧОК)

Сок.

Слайд 15 А сейчас я предлагаю вашему вниманию синквейн-загадку, которую придумал следующий наш воспитанник Артем Харченко. (ЩЕЛЧОК)

Вкусный, сладкий.

Тает, продается, ломается.

Я очень люблю это лакомство.

Хорошо.

(КОГДА ОТГАДАЮТ – ЩЕЛЧОК)

Слайд 16 Уважаемые коллеги, вы замечательно справились с этим заданием. А сейчас я приглашаю за стол фокус-группу. Конкурсантки, пожалуйста, проходите, присаживайтесь. Вы видите перед собой листы бумаги, на которых нанесена схема синквейна. Я прошу вас написать синквейны на тему «Зима». Пожалуйста, приступайте.

А пока девочки творят, я предлагаю аудитории отгадать несколько синквейнов-загадок, так же придуманных нашими воспитанниками.

Слайд 17 Пожалуйста, обратите внимание на экран.

Рыжая, задорная.

Прыгает, грызёт, летает.

Она запасает орешки на зиму.

Зверек.

Этот синквейн придумала Соня Шубина.

Слайд 18 Следующая загадка

….

Пушистый, белый.

Скачет, прячется, путает.

Он дружит с ёжиком.

Трусишка.

Верно, заяц. Автор этого синквейна Аня Колесникова.

Слайд 19 А вот какой синквейн-загадку придумал Никита Гаретов

….

Серый, зубастый.

Охотится, роет, бегает.

Вожак привел стаю на водопой.

Хищник.

Правильно, волк.

Слайд 20 Ну и последняя загадка, которую приготовила нам Саша Панасян

….

Толстокожий, хитрый.

Спит, плавает, пожирает.

У него большущая пасть.

Страшно!

Верно, крокодил!

А теперь давайте посмотрим, какие синквейны получились у нашей фокус-группы. (ДЕВОЧКИ ЗАЧИТЫВАЮТ СИНКВЕЙНЫ).

-Скажите, друзья, вам было трудно написать синквейны?

- а вам понравилось это делать?

Замечательно. Тогда я предлагаю вашему вниманию несколько синквейнов тоже на тему «Зима», но которые написали наши дети. И мы сравним, как же видят зиму взрослые и дети.

Слайд 21 Вот синквейн Маши Тютюнниковой

Зима

Ледяная, морозная.

Заносит, покрывает морозит.

Зима не любит жаркой погоды.

Снег.

Слайд 22 А вот что написала София Пуганова

Зима

Белая, ветреная.

Греет, вьюжит, щиплется.

Белая зима обсыпает все снегом.

Новый год!

А вы знаете, уважаемые взрослые, почему зима греет? София мне объяснила: снег греет корни деревьев, чтобы они не погибли от мороза!

Слайд 23 А вот Зима Лизы Грибовой

Зима

Снежная, метельная.

Приносит, радует, веселит.

Я снежной зимой летаю с горки.

Санки!

Уважаемые коллеги, мое выступление подходит к концу. И чтобы подвести итог всему вышесказанному, я предлагаю вам написать синквейн о нашем мастер-классе.

В начале нашего разговора вы получили папки, в которых лежат елочки разного цвета. Пожалуйста, на красных елочках напишите синквейны те, кому НЕ ПОНРАВИЛОСЬ. Может быть вы чего-то не поняли, может быть я не донесла до вас полную информацию, но по каким-то причинам вам не понравилось все то, что здесь происходило.

А на зеленых елочках напишите, пожалуйста, синквейны те, кому все понравилось. Вам все было понятно, интересно и, возможно, вы захотите воспользоваться данной технологией в своей работе.

На одну доску я попрошу вас разместить красные елочки, на другую – зеленые. И мы с вами сразу увидим результат нашей работы.

Прикреплённые файлы:

mk-sinkvein_8d2v9.pptx | 2893,7 Кб
 
Публикации по теме:

Инновационные педагогические технологии развития дошкольников Инновационные педагогические технологии развития дошкольников МБДОУ «Детский сад г. Калининска Саратовской области» воспитатель Шуняева.

Инновационные подходы к организации занятий по физической культуре в детском саду Лукашук Галина Александровна Инструктор по физической культуре, ГБОУ «Школа №773 «Центр Образования «Печатники» E-mail:gala-lukaschuk2013@yandex.ru.

Инновационные подходы к правовому воспитанию детей дошкольного возраста В настоящее время для эффективной работы дошкольных учреждений актуальным является деятельность в инновационном режиме, в постоянном поиске.

Мастер-класс для педагогов «Дидактический синквейн: оптимизация речевого развития дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в процессе активного взаимодействия по освоению нетрадиционной педагогической.

Мастер-класс «Игра для развития речевого дыхания «Осенние листочки»Мастер-класс «Игра для развития речевого дыхания «Осенние листочки» На портале "Маам" можно найти и познакомиться с огромным количеством публикаций на тему "Пособия и игры на развитие дыхания".Педагоги не.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников». Актуальность (слайд 2) На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников» Цель: повышение компетентности педагогов в применении театрализованной деятельности в детском саду, развитие фантазии и творческих способностей.

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников» Цель: • Научить детей (педагогов) составлению синквейнов.

Проектная работа «Современные подходы к реализации задач речевого развития» Оглавление Содержание стр Введение 3 1. Актуальность проекта 3 2. Цели и задачи проекта 4 2.1 Цель проекта 4 2.2 Задачи проекта 4 2.3 Целевая.

Эссе «Инновационные подходы в управлении. Мои маленькие достижения!» Конкурс "Педагогический дебют - 2016" Профессия педагога была близка мне еще со школьной скамьи. Будучи старшеклассницей, находила время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Инновационные подходы речевого развития дошкольников. Синквейн»
Опубликовано: 22 января 2017 в 20:59
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД