Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста».

Ирина Пензина
Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста».

Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»..

Современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ новых и интересных подходов к собственной деятельности, использование новейших методов, форм и технологий воспитания, развития и обучения детей. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ чёткой грамотной, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я стала с огромным интересом в своей практике использовать приёмы мнемотехники.

Цель мастер-класса:

Познакомить педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

Ушинский К. Д.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова –

«У нас стихи не запоминаются!

Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами. Что нам делать?».

Что такое мнемотехника.

Мнемотехника – это техника развития памяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.

Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:

- Развивать связную речь.

- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.

- Обучать детей правильному звукопроизношению.

- Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

-Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память

Мнемотехника строится от простого к сложному:

1. Мнемоквадрат

2. Мнемодорожка

3. Мнемотаблица

Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, или простое предложение.

Мнемодорожка – ряд картинок (3-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т. п.)

Суть мнемотехники заключается в следующем:

На каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:

Изображения последовательности умывания, одевания, сервировки стола и т. д

Заучивания стихов, потешек;

При отгадывании и загадывании загадок;

При пересказе текстов;

При составлении описательных рассказов

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

Коллаж (Большёва Т. В.)

Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.)

Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.)

Схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н.)

Блок – квадрат (Глухов В. П.)

Коллаж – это объединение на одном листе (фланелеграфе, доске) картинок, букв, цифр, фигур, которые должны быть связаны одной темой и целью.

Итак, мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :

- Сегодня я узнала.

- Было интересно.

- Было трудно, но.

- Я поняла, что.

- Теперь я знаю, что могу.

- Я почувствовала, что.

- Я приобрела.

- Я научилась.

- У меня получилось.

- Я смогла.

- Меня удивило.

- Мне захотелось.

Прикреплённые файлы:

mnematablica-kopija_n4m6m.ppt | 2362,15 Кб | Скачан: 21
 
Публикации по теме:

«Использование приемов мнемотехники в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ЗПР» Дети с задержкой психического развития испытывают особые трудности в усвоении лексико-грамматической стороны речи: они отличаются скудным.

Использование приемов мнемотехники в работе учителя-логопеда с дошкольниками с задержкой психического развития На сегодняшний день формирование образной, богатой дополнениями, описаниями речи у детей с ЗПР – это особая сложность, так как особенности.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Лето
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста».
Опубликовано: 18 июня 2018 в 13:20
+188Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 69.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Беседа по окружающему воспитанию «Зелёная аптека Заволжья»
Программное содержание: - сформировать у детей понятия о том, что такое природа, отличительные особенности живой и не живой природы; - дать...
«Методические подходы к разработке тематических карточек»
«Методические подходы к разработке тематических карточек» Самая яркая черта детства - это раннее стремление к независимости практически во всем. Ведь...
Фотоотчет «День Нептуна»
В пучине остров есть прекрасный, Живет Нептун там своевластный, На колеснице мир подводный Он объезжает ночью звездной. Нептун, повелитель всех морей Нет...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с малой Родиной в старшей...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №3 СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Статья на тему: «Уклад образовательной организации»
Термин «уклад» имеет множество трактовок своего значения, но более четко передает всю суть следующее определение: это установившийся порядок, сложившийся...