Формирование начал экологической культуры дошкольников средствами познавательной деятельности (из опыта работы)

татьяна овсянникова
Формирование начал экологической культуры дошкольников средствами познавательной деятельности (из опыта работы)

Мастер-класс

Из опыта работы: «Формирование начал экологической культуры дошкольников средствами

познавательной деятельности в природе».

Овсянникова Т. Н. ,

воспитатель МБДОУ «СОШ с. Орлик. Чернянского района

Белгородской области»

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам мастер-класс по теме: «Использование методов и приемов для формирования экологической культуры дошкольников».

Работа над данной проблемой проводилась в течение трёх лет с группой детей в возрасте от 3 до 5. Характеризуя воспитанников, хочется отметить их любознательность и творческую деятельность, активную заинтересованность и работоспособность, умение логически мыслить и внимательно слушать. Дети радовали регулярным потоком вопросов и стремлением к познанию.

По своей природе дошкольники стремятся к активной познавательной деятельности. Задача взрослых – не дать этому стремлению угаснуть. Но в действительности можно увидеть противоположную картину - когда ребёнок хочет узнать, а родители, в силу сложившихся обстоятельств (тяжёлый труд, нежелание заниматься, тяжёлое финансово-экономическое положение, ограниченность знаний и др.) не уделяют малышу соответствующего внимания. В данных условиях проблема формирования экологической культуры дошкольников полностью ложится на плечи воспитателя. Только от его умений, знаний, навыков, практического опыта работы зависит степень воспитанности личности ребёнка.

Педагогический процесс экологического воспитания требует решения задач каждого этапа в единстве.

В процессе работы над опытом была проделана большая и эффективная работа.

1. На первом этапе была создана развивающая среда, разработан проект «Деревья нашего парка», организованы разнообразные экскурсии, наблюдения за живой и неживой природой. Важную роль в развитии познавательного интереса сыграли комплексные занятия; они имели всесторонне развивающее значение, были построены на сменах видов деятельности.

2. Для второго этапа характерно проведение экспериментов и опытов, ежедневной работы воспитанников в уголке природы; организация дидактических и подвижных игр.

3. Следующий этап подразумевает чтение детям произведений о природе и прослушивание соответствующей музыки.

4. Для закрепления занятий познавательного цикла регулярно проводились творческие занятия по аппликации, изготовлению поделок из природного материала, рисунков.

Для всех этапов характерно тесное сотрудничество с родителями.

Наблюдая за растениями и животными, работая на экологической тропе, совершая экскурсии, делая опыты, играя, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту. Результатами работы стали: совместные праздники семьи и ДОУ;

• участие в акциях: «Покормите птиц зимой», «Сохрани первоцветы»;

• увлечение детей коллекционированием природного материала;

• совместная работа воспитателя и детей по созданию гербария;

• участие в проектной деятельности;

• увлечение детей трудовой деятельностью в уголке природы.

По завершению работы над опытом была проведена итоговая диагностика. Её результаты показали рост экологической культуры дошкольников.

Уважаемые коллеги, наиболее эффективными в моей работе стали проектный метод, дидактические игры, чтение художественных книг. Все это проводилось в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности.

Игра проводилась в форме проекта, состоящего из нескольких этапов, и имела достаточно длительную временную протяженность.

На подготовительном этапе мне было важно выяснить, что дети знают о «Живой природе». Для этого была проведена серия занятий с использованием элементов «мозгового штурма» и составлением «карт детских идей». Я задавала детям вопросы, а они говорили все, что им приходило на ум при слове «Живая природа». Обобщая, я рисовала «карту детских идей», записывала отдельные ключевые слова из произнесенных детьми. Карта выглядела следующим образом.

Чтобы расширить представления детей и обогатить знания о «Живой природе» мною были организованы экскурсии, наблюдения, просмотр видеоматериалов, иллюстраций. Дети знакомились с речными обитателями, насекомыми, птицами, млекопитающими, пресмыкающимися, грибами и ягодами. Наблюдая за растениями и животными, совершая экскурсии, делая опыты, играя, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту. Ребенок, вооруженный экологическими знаниями не станет бездумным расхитителем природы, а будет рачительным хозяином и не забудет, что он тоже часть природы.

Затем заново была составлена «карта детских идей». Теперь она выглядела значительно полнее.

Для закрепления знаний о природе использую игровые приёмы и различные дидактические игры. Они поддерживают интерес к занятию и служат поводом для дальнейшего их обсуждения с детьми вне занятий. Я предлагаю Вам игру «Живой мир планеты» Для этого возьмите карточки с изображением растений и животных различных природных зон и правильно их соотнесите.

Вы успешно справились с игровой задачей.

Один из этапов моей работы подразумевает приобщение детей к чтению книг о природе. Мы попытаемся вспомнить детских авторов, произведения которых соответствуют данной теме. В качестве игрового приёма хочу предложить вам соотнести карточки. На одной карточке автор, на другой – его произведение о природе. Ваша задача, вспомнить, какие произведения, кто написал, и правильно соотнесите их.

Пожалуйста, озвучьте результаты вашей работы. Вы мастерски справились с поставленной задачей.

Примеры: Андерсен Г. Х – «Гадкий утёнок», Паустовский К. Г. – «Растрёпанный воробей», Тютчев Ф. И. – «Зима недаром злится», Пришвин М. М. – «Грачи прилетели», Бианки В. В. – «Синичкин календарь», Плещеев А. Н. - «Травка зеленеет».

В ходе организации работы с детьми использую тематическую связь занятий познавательного цикла с занятиями продуктивной деятельностью. Древняя китайская пословица гласит: скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь. И вот здесь я вовлекаю детей в творческий процесс, дабы закрепить полученные знания. Мы изготавливаем поделки из природного материала, занимаемся опытами, ухаживаем за цветами и птицами. Работа детей заняла призовое место в районном конкурсе «Природа и фантазия».

Уважаемые коллеги, я предлагаю каждому из вас конечные результаты нашей деятельности - вот такую модель экологически сформированной личности ребёнка.

Представьте, что это живой ребёнок, у которого сформировалась определённая экологическая культура. Он - результат вашего труда. Как вы считаете, где у него будут сосредоточены экологические знания, навыки трудовой деятельности, музыка и художественная литература, творческий потенциал? Я попрошу вас расположить их на модели по своему усмотрению.

Модель для коллег Собственная модель

Экологические

знания,

творческие навыки

творческий трудовые

потенциал навыки

Музыка,

художественная

литература

Дорогие коллеги, у каждого из вас есть своя точка зрения по формированию предложенной модели. Озвучьте свою модель. Мне, кажется, всем будет интересно узнать мнение каждого участника. А я хочу показать вам свою модель.

Итак, я познакомила вас с работой по моему опыту, в центре которого стояло формирование экологически грамотной личности ребёнка с опорой на средства познавательной деятельности в природе.

В заключение нашего общения я предлагаю каждому участнику заполнить таблицу из 3 граф:

Плюс Минус Интересно

В графе + отметить всё, что понравилось, в графе – запишите всё, что не понравилось, показалось скучным, непонятным, в графе интересно перечислите всё интересное, что вы сегодня узнали. Спасибо!

М Горький сказал: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха – идеал». Предложенные сегодня методы и формы работы, конечно, не идеальны, но важно стремиться к лучшему. Я вам желаю творческих успехов в своей работе. Спасибо!

Публикации по теме:

Музей овощей в детском саду. Работа с родителями В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Экология
Автор публикации:
Формирование начал экологической культуры дошкольников средствами познавательной деятельности (из опыта работы)
Опубликовано: 19 октября 2013 в 23:00
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-ласс «Зимний домик»
Новый год – это волшебное и сказочное время, наступления которого с нетерпением ждут дети и взрослые. Каждый ждет чуда в этот день. В это время все кругом...
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...