Лучший педагог года

Мастер-класс «Место игры в песочнице в структуре индивидуальной консультации»

Марина Янчук
Мастер-класс «Место игры в песочнице в структуре индивидуальной консультации»

Цель: знакомство педагогов-психологов с возможностями песочной терапии помогающими в работе с родителями и воспитателями.

Задачи:

• Дать определение песочной терапии.

• Познакомить педагогов с возможностями использования песочной терапии в структуре индивидуальной консультации

• Способствовать развитию интереса к данной работе и введению её в практическую деятельность.

Форма проведения мастер-класса:

с педагогами-психологами и для них без участия детей;

лекция с элементами презентации +практическая работа.

Материал и оборудование:

Песочница,

Публикация «Мастер-класс „Место игры в песочнице в структуре индивидуальной консультации“» размещена в разделах

игрушки для песочной терапии,

влажные салфетки,

лейка,

презентация «Место игры в песочнице в структуре индивидуальной консультации»

проектор,

экран,

компьютер

Структура мастер – класса:

1. Вступительная часть. Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретическая часть. Песочная терапия на современном этапе. Общие условия организации песочной терапии. Этапы индивидуальной консультации с использованием песочницы.

3. Практическая часть. Психологический практикум с использованием песочницы.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса.

1. Вступительная часть.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нашу встречу я хотела бы начать с японской пословицы. «Расскажи мне – и я услышу, Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать самому – И я пойму!»

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком.

Песочная терапия – одно из направлений арттерапии. Другими словами – лечение песком. В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.

Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

2. Теоретическая часть.

Когда приходит ребёнок, предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным. А когда приходит взрослый человек, обращение к песочнице уже требует предварительного информирования клиента об эффективности работы с песком, о методе песочной терапии.

Есть люди, которые легко откликаются на предложение психолога создать картину в песочнице. Они с воодушевлением играют и рассказывают о своём творении. Игра с песком стимулирует проявление их воображения, они находят новые идеи для самореализации, соотнося «песочные» сюжеты с реалиями собственной жизни. В этом случае можно говорить об уместности использования игр в песочнице и о высокой степени эффективности подобных занятий.

Есть люди, которые создают песочные картины только из уважения к психологу. Нельзя сказать, что их особенно захватывает это действие. Чаще всего они не совсем понимают, для чего «всё это делается». В этом случае можно говорить о «дозированности» использования песочной терапии, о применении подобных игр для «оживления» процесса терапевтического консультирования. В данном варианте специалист предлагает клиенту создать песочную картину, «чтобы отвлечься», «переключить внимание», так как это необходимо для выхода на новый уровень понимания себя и ситуации.

Существует немногочисленная группа, имеющая отрицательное отношение к игре с песком. Это означает, что на первой консультации использование песочницы неуместно и неэффективно.

Итак, игра в песочнице на приёме у психолога на сегодняшний день ещё является для клиента достаточно большой неожиданностью. И нам важно относиться к этому с уважением; терпеливо информировать человека о методе песочной терапии, аргументировано доказывать его состоятельность и эффективность. Однако не стоит навязывать его клиенту только на том основании, что он очень нравится самому консультанту и был полезен в его личной истории.

Для организации процесса песочной терапии потребуются:

Песочница;

Песок;

Вода;

Коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница представляет собой деревянный ящик, окрашенный в голубой цвет. Традиционный его размер 50х70х8см. считается, что такой размер песочницы соответствует объёму поля зрительного восприятия.

Песок в песочной терапии «заземляет» старую, негативную, «проблемную» психическую энергию, тем самым давая человеку возможность открыть в себе источник новой жизни.

Вода – это жизнь. В союзе с водой песок в руках человека становится более податливым, легче подчиняется творческой воле человека.

Основную часть коллекции миниатюр для песочной терапии составляют фигурки высотой желательно до 10-12 см. Всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции.

Классификацию предметов в виде таблицы получает каждый из специалистов.

Позже вы сможете подойти и рассмотреть собранную мной коллекцию игрушек.

Процесс создания песочной картины занимает лишь некоторую часть общего времени консультации. Как мы уже знаем, психолог предлагает игру в песочнице либо для сбора дополнительной информации о клиенте (на первых консультациях, либо для переработки определённых внутренних процессов клиента. Попробуем представить ход консультации с использованием песочницы в виде некоторой последовательности действий.

Вниманию участников мастер-класса предлагается презентация «Место игры в песочнице в структуре индивидуальной консультации».

3. Практическая часть. Психологический практикум с использованием песочницы.

Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком, которые могут применяться в работе при знакомстве родителей с методом песочной терапии.

Просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них – мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

Педагоги подходят к песочнице с сухим песком.

Упражнение «Чувствительные ладошки».

Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок? Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Подобные упражнения я использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.

Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий. А смешанный с водой песок становится более тёмным и начинает приобретать качества земли. Ему можно придать форму.

А теперь попробуем проследить этапы индивидуальной консультации на практике. Есть ли у нас желающие поделиться своей проблемой или проблемой возникшей в ходе работы.

В случае отказа участников мастер-класса выдвинуть свою проблему ведущий предлагает проиграть одну из наиболее вероятных проблем возникающих в работе педагогов – психологов – детско-родительские отношения.

А сейчас я предлагаю немного расслабиться, снять усталость.

Упражнение «Посещение зоопарка».

Содержание. Участники разбиваются по парам и встают друг за другом. Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.

1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).

4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями, Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко

и сильно щипать руки и ноги).

11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

12. Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).

Упражнение «Посещение зоопарка» можно использовать с детьми на занятии вместо физкультминутки.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

В ходе сегодняшнего мастер-класса я постаралась раскрыть этапы индивидуального консультирования средствами песочной терапии. Подведем итог. Оправдались ли ваши ожидания? Ваши вопросы и предложения?

Публикации по теме:

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаРоль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Актуальность и проблема исследования определили цель моей методической разработки: изучение возможности песочной терапии как средства развития.

Воздействие музыки на психоэмоциональные состояния Эта презентация была мною создана в качестве тематической консультации для педагогов в рамках профилактики эмоционального выгорания и повышения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Место игры в песочнице в структуре индивидуальной консультации»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 16:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД