МААМ-картинки

Мастер-класс «Мини-музей как результат совместной работы в рамках проектной деятельности»

инна шишелова
Мастер-класс «Мини-музей как результат совместной работы в рамках проектной деятельности»

Мастер-класс

«Мини-музей как результат совместной работы в рамках проектной деятельности»

Цель мастер-класса : создать условия для формирования профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания мини-музеев в рамках проектной деятельности.

1. Презентация педагогического опыта

Ведущий м-к: Добрый день уважаемые коллеги, мы рады видеть вас в нашем детском саду. И я предлагаю начать нашу встречу с игры «Ассоциации».

Коммуникативная игра: «Ассоциации».

Цель: снять напряжение, настроить на деятельность.

Публикация «Мастер-класс „Мини-музей как результат совместной работы в рамках проектной деятельности“» размещена в разделах

Участники мастер - класса образуют круг и передавая из рук в руки музейный экспонат называют свою ассоциацию к слову «музей».

Ведущий м-к: Нашу встречу начну с цитаты «Даём детям не итоги чужих исканий, а ведём их тропой исканий…»

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ.

Перед педагогами стоит задача создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально само реализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой. И, как раз, музейная педагогика, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться, как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах 20 столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.

Ведущий м-к: коллеги как вы думаете, что включает в себя понятие музейная педагогика, (работа с рефлексивным дневником). (Ответы участников мастер классов)

Педагогический словарь даё т следующее определение музейной педагогике:

«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич дают следующее определение:

«Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики

Ведущий м-к: В условиях нашего города не так много музеев и ориентированы они, в основном, на школьников и взрослых. У нас существует проблема с организацией посещения музея. Проведя опрос в группе, среди детей и их родителей, мы пришли к выводу о том, что многие дети никогда не посещали музеи, многие не знают, что это такое, но даже те дети, которые неоднократно бывали в музеях, рассказывают о них поверхностно, без особого интереса, а родители в свою очередь, не считают нужным водить детей в этом возрасте в музеи. Здесь на помощь приходит музейная педагогика, именно создание мини – музеев в ДОУ и группе, являются наиболее оптимальным средством передачи информации, средств музееведения.

Использование музейной педагогики в ДОУ позволяет достичь определенной цели: создание условий для всестороннего развития личности ребенка дошкольника, приобщение к музейному искусству. Для достижения цели определены задачи:

•формировать познавательную активность у дошкольников;

•развивать творческую личность через вовлечение детей в активный исследовательский поиск;

•развивать проектно – исследовательские умения и навыки;

•совершенствовать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

•обогащать развивающую предметно – пространственную среду группы;

•обогащать воспитательно – образовательное пространство новыми формами

•воспитывать, устойчивый интерес к музейному искусству;

Интерактивная игра: «Соотнеси задачи»

Ведущий м-к: коллеги приглашаю вас снова в круг. Мы с вами проговорили о задачах музейной педагогики, а какие же задачи решаются в процессе создания мини-музеев? Предлагаю вам, определить задачи в соответствии с предложенной нами темой мини – музеев.

Ведущий м-к: Что такое музей, это понятно для всех, но что такое мини – музей? Уважаемые коллеги, предлагаю вам выделить в своих дневниках, те критерии, которые по вашему мнению отвечают требованиям создания мини – музеев в ДОУ (работа с дневником, ответы участников м. к).

Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство группы, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого в соответствии с определенной тематикой. Мини – музей в группе занимает небольшое пространство, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно, мини – музей отражает и возраст детей, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность мини – музеев состоит в том, что в создании экспонатов и коллекций принимают активное участие не только дети, но их папы, мамы, бабушки и дедушки. Ведь именно они приносят экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, изготавливают с детьми разные поделки, собирают коллекции.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. И эта особенность, безусловно, привлекает детей, у них появляется интерес, именно поэтому обучение становится более эффективным. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Тематика мини – музеев может быть различной, но наши мини – музеи создаются в основном в рамках одной тематической недели в соответствии с циклограммой образовательной деятельности ДОУ.

2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ

В своей практике, музейную педагогику я реализую, посредством проектной деятельности, поскольку именно проект дает возможность формировать, углублять и систематизировать знания детей в специально организованной, планомерной работе.

Как я создаю проекты? Виды проектов зависят от предложенной темы и познавательных интересов детей. Во время бесед, рассматривания фотоальбомов, просмотров презентаций, поиска решений проблемных ситуаций, использование метода трех вопросов: что мы знаем, что хотим узнать и как мы это можем узнать. С детьми определяем цель и способы достижения результата.

Проект состоит из трех этапов.

Реализация проекта на всех этапах предусматривает проведение мероприятий в трех направлениях: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников, самостоятельная деятельность детей.

I этап - подготовительный: составление плана совместных мероприятий, разных видов детской деятельности. Для создания мини – музея, необходимо собрать полезную информацию из разных источников, подобрать необходимый наглядный материал, детскую познавательную, художественную и методическую литературу, составление схем, моделей, мнемотаблиц.

II этап - основной, предусматривает включение всех видов детской деятельности.

Поскольку наши проекты краткосрочные, очень удобно каждый день недели обозначать конкретной темой, это позволяет лучше усвоить полученную информацию. Формы работы с детьми : наблюдения, словесные, сюжетно-ролевые, творческие, развивающие, интерактивные игры, викторины, развлечения, праздники, беседы, рассказы, просмотр видеофильмов, слайдов, изготовление макетов, фотоальбомов, книжек – малышек, музейных экспонатов и коллекций, создание мини-музея, составление коллажей, фотоальбомов, подбор иллюстраций, экскурсии, посещение музеев (если это доступно, фотовыставки, участие в НОД, просмотр презентаций, составление кроссвордов, творческие задания, составление творческих, описательных рассказов, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, составление и отгадывание загадок, рассматривание картин, фотографий, книг, журналов, буклетов, альбомов.

Формы работы с семьями воспитанников: конкурсы, выставки, творческие задания, буклеты, индивидуальные консультации, устный журнал, страничка на сайте ДОУ, родительская конференция (с использование ИКТ технологий, творческий клуб «Умелые руки» - (создание домашних мини-музеев, изготовление совместно с детьми коллекций и музейных экспонатов, мастер-класс (обмен опытом, портфолио семейного успеха, «День открытых дверей», фоторепортажи, создание плакатов, комплектование библиотечек родителями.

III этап – Итоговый. Оформление детских продуктов деятельности (экспозиции, экспонатов в мини – музее.

Презентация мини – музея проходит в форме экскурсий для воспитанников других групп, где экскурсоводами выступают сами дети, они с удовольствием проводят экскурсии, выступая в роли экскурсоводов. Воспитанники охотно рассказывают о музейных экспонатах и коллекциях, делятся своим опытом и демонстрируют изготовленные собственными руками «музейные экспонаты», предметы коллекций.

Показ занятия Экскурсия «Мой любимый город Братск»

Практическая часть:

Ведущий м-к: Уважаемые коллеги предлагаю вам погрузиться в детство. И принять участие в создании мини-музея «От зерна до каравая». Это те виды детской деятельности, которые я использую с детьми в процессе реализации проекта.

1. Интерактивная игра: «Доскажи пословицу» : я начинаю пословицу, педагоги (дети) договаривают, в конце каждой пословицы на экране появляется картинка (ответ).

Хочешь есть калачи, не сиди на …. печи картинка печь

Хлеб – всему …. голова

Худ обед, когда ….хлеба нет

А будет хлеб – будет и …. песня

Хлеб - наше …. богатство

Кто не работает - тот не …ест

Хлеб да вода – богатырская …еда

Пот на спине – так и хлеб на …столе

Хлеб на столе так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол… доска

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о …хлебе

Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в …закромах.

Если хлеба каравай, так и под елью …рай

Лучше хлеб с водой, чем пирог с …бедой

Ржаной хлебушко — калачу …. дедушка

Будет хлеб, будет и …обед

2. Разучивание стихотворения по мнемотаблице (на экране появляется мнемотаблица)

Вот он, хлебушко душистый,

Вот он, теплый, золотистый,

В каждый дом на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем — здоровье наше, сила,

В нем — чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

Для развития речи, умения последовательно и лаконично излагать свои мысли, активизации словарного запаса новыми понятиями и терминами, я использую словесные дидактические игры, поскольку дети самостоятельно проводят экскурсии для сверстников.

3. Дидактическая игра «Новые слова», педагоги (дети) образовывают новые слова.

Крошки хлеба (какие) - хлебные.

Человек, который выращивает хлеб - хлебороб

Завод, где выпекают хлеб – хлебозавод

Посуда для хлеба – хлебница.

Квас из хлеба - хлебный.

Человек, который печет хлеб – хлебопек.

Прибор для резки хлеба – хлеборезка.

4. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, «Каким бывает хлеб?», игра будет проходить в соревновательной форме и поэтому нам необходимо разделиться на две команды, вы будите чередовать слова: музей и музейный экспонат и запомните, кто есть кто; таким образом у нас получилось две команды. Правила игры: кто больше назовет определений к слову хлеб, озвучив его характеристики (вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, пористый, душистый, пышный, твердый, полезный, витаминный, румяный т. д.)

Уважаемые коллеги, мы связываем слово хлеб с чем - то важным для людей, он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Ведь хлеб спасал людей от голода, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Люди всегда понимали, что хлеб - это их жизнь, а что для вас значит слово хлеб? Предлагаю каждой команде, выразить свое отношение к хлебу, т. е. хлеб это.

5. Игра «Угадай на вкус».

На прилавках наших магазинов огромный ассортимент хлебобулочных изделий и в каждой доме на столе они присутствуют каждый день. Предлагаю вам дегустацию хлебобулочных изделий, вы должны на вкус определить и назвать то, что вы попробовали.

Не для кого, не секрет, что дети очень любят экспериментировать, проводить опыты, поэтому я предлагаю вам превратиться в маленьких исследователей и немного поэкспериментировать.

6. Опытно – экспериментальная деятельность «Живые дрожжи» Перед вами сухие дрожжи, на что они похожи? (похожи на маленькие безжизненные шарики).

Чем пахнут дрожжи? (рассматривают через лупы, нюхают, трогают).

А сейчас мы с вами оживим сухие дрожжи: добавьте немного теплой воды и сахара, перемешайте и пока наши дрожжи оживают, вы можете поиграть с детьми в пальчиковые игры, использовать разные виды гимнастики: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, либо проговорить с детьми «волшебные слова».

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на прилавках наших магазинов.

6. Интерактивная игра: «От зерна до каравая», на экране картинки о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, педагоги распределяют картинки в правильной последовательности.

7. Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам превратиться в маленьких пекарей и изготовить хлебобулочные изделия из соленого теста, но в нашем случае это будут музейные экспонаты и предметы коллекций в мини – музее. Прежде чем начать работу, давайте вспомним, какие бывают х\булочные изделия. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий, экспонатов.

Предлагаю вам разделиться на три микро группы, с помощью игры «Ниточка, иголочка узелок», и составить информационно-познавательный проект создания мини-музея «От зерна до каравая».

Задание для первой подгруппы: обоснование проекта, написать цели и задачи к проекту «От зерна до каравая» совместная деятельность подготовительного этапа.

Задание для второй подгруппы: 2 этап проекта (основной) : расписать совместную деятельность с детьми и семьями воспитанников….

Задание для третьей подгруппы: презентация мини – музея «От зерна до каравая».

Представление подгруппами каждой части проекта.

К сожалению наша встреча подошла к концу и я предлагаю вам оставить отзывы о сегодняшнем мероприятии и отразить их в своих рефлексивных дневниках.

Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и участников Мастер-класса.

Публикации по теме:

«Проектная деятельность в ДОУ — шаг в большой мир». Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС Слайд 2 «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком.

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук-как форма совместной деятельности взрослого и детей» Мастер-класс для педагогов: «Лепбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей» Цель: Познакомить с лепбуком, как одной из форм.

Мастер-класс из опыта работы «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности» Слайд 1 «Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности» Патриотизм во все времена занимал.

Конспект совместной деятельности с использованием развивающих игр «Праздник Лунтика» Мастер-класс «Математические игры» (конспект совместной деятельности)Конспект совместной деятельности с использованием развивающих игр (цветные.

Мастер-класс на тему «Использование метода интеллект-карт в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста» Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. 1 часть.

Мастер-класс по изготовлению совместной работы «Символ нового, 2017 года!»Мастер-класс по изготовлению совместной работы «Символ нового, 2017 года!» Наступает 2017 год- это год петуха. Мы с детьми начали готовить подарки родителям. Всегда хочется придумать что-то новенькое и оригинальное,.

Проект совместной деятельности с родителями. Мастер-класс: «Бусы для мамы»Проект совместной деятельности с родителями. Мастер-класс: «Бусы для мамы» Мастер-класс: «Бусы для мамы». Тип проекта: творческий Вид проекта: групповой Продолжительность: краткосрочный Возраст детей: ранний Участники:.

Проект совместной деятельности с родителями. Мастер-класс по изготовлению «Солнышка» на ниточке к празднику «Масленица» Мастер-класс по изготовлению «Солнышка» на ниточке, приуроченный к празднику «Масленица» Тип проекта: творческий Вид проекта: групповой.

Результат проектной работы «Зимующие птицы» (Фотоотчет)Результат проектной работы «Зимующие птицы» (Фотоотчет) Результат проектной работы «Зимующие птицы» (Фотоотчет) Автор: Гулиева Арзу Нариман кызы, воспитатель МБДОУ дс№14 «Ручеёк» г. о. Балашиха,.

Закрепление материала в рамках проектной деятельности Закрепление материала по теме: «Вот уж снег, кругом бело!» (начало зимы) В рамках проекта: «Развитие связной речи у детей с ТНР, через.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Мини-музей как результат совместной работы в рамках проектной деятельности»
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 11:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД