Папки-передвижки

Мастер-класс на конкурс «воспитатель года»

любовь Журавлева
Мастер-класс на конкурс «воспитатель года»

Здравствуйте, я рада встречи с вами. Тема мастер- класса

«Проектная деятельность в детском саду с использованием технологии Савенкова А. И.»

Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние ребенка. Всякий здоровый ребенок уже с рождения исследователь. По словам А. И. Савенкова: "Исследовательское обучение-путь воспитания истинных творцов".

Важный источник познавательной активности дошкольника - опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.

Публикация «Мастер-класс на конкурс „воспитатель года“» размещена в разделах

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Развитие исследовательских способностей ребенка- одна из важнейших задач современного образования.

Еще в 70-х годах ХХ века известные ученые М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер предложили классификацию, предполагающую деление методов обучения на две группы: репродуктивные и продуктивные. Всего они выделяли пять основных методов обучения:

• Объяснительно-иллюстративный

• Репродуктивный

• Проблемное изложение

• Частично- поисковый

• Исследовательский

Соответственно первые два метода авторы отнесли к числу репродуктивных, а два последних- к числу продуктивных. Проблемное изложение, как считали они, - промежуточная группа.

К первой группе относятся методы, посредством которых ребенок усваивает готовые знания и воспроизводит уже известные ему способы деятельности.

Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством ух ребенок самостоятельно открывает новые знания в результате собственной исследовательской деятельности.

В более полном объеме элементы исследовательского поиска представлены в исследовательском методе.

Учебное исследование дошкольника так, же как и исследования, проводимые совместно со взрослым, неизбежно включает в себя следующие основные этапы:

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)

• Выработка гипотез, предположений

• Поиск и предположение возможных вариантов решения

• Сбор материала

• Обобщение полученных данных

• Подготовка материалов исследования к защите (сообщение, макет, доклад и др)

• Защита

Самым первым этапом этой большой работы является определение темы исследования.

Для этого внимательно наблюдаю, провожу опрос детей что бы им самим хотелось узнать? Рассматриваем картинки предложенные Савенковым. (показ) и определяем тему своего исследования. Поэтому темы исследований могут быть разными и как предложенные мной так и детьми.

Объясняю своим исследователям, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». И в этом нам помогают карточки- символы

Подумай самостоятельно

Спроси у другого человека

Посмотри в книгах

Посмотри по телевизору

Получи информацию у компьютера

Понаблюдай

Проведи эксперимент

Свяжись со специалистами

Первый знак - символ «Подумай самостоятельно»

«А где мы еще можем узнать что-то новое о?» отвечая вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию карточек.

Разложенные в ряд карточки есть ни что иное как план исследования. И все это выливается в проект, участие в котором принимают как дети, так и взрослые родители и педагоги. Это еще и один из эффективных нетрадиционных форм работы с родителями. Когда родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Проекты по типам могут быть: (слайд)

Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)

Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы

Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т. п.

Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.

Метод проектов дает положительные результаты : повышается познавательный интерес у детей, развивается умение ребенка синтезировать, обобщать полученные знания. (слайд- диаграмма)

И еще хотелось бы отметить, что в декабре 2011г. я приняла участие в областном конкурсе медиапрезентаций «Наша дошкольная жизнь» и заняла 1 место в номинации «Юные исследователи».

Обобщение опыта работы по проекту происходит в форме сообщения- доклада. Вы сейчас увидите, как это происходит (видео)

В этом фрагменте занятия вы увидели результат работы над проектом «Откуда в доме взялась вода?». Работая над этим проектом мы с ребятами ходили на экскурсию к роднику и колодцу, и наблюдали за атмосферными осадками, читали книги, наблюдали, советовались с родителями. И родители помогли подготовить такой доклад.

Работая над проектами невозможно обойтись без учебных исследований, а это наблюдения, опыты, эксперименты, исследования. Вот здесь то как раз и работает методика Савенкова, о которой я вам ранее рассказала.

Конечно была большая подготовительная работа по подборке наблюдений, игр- экспериментов, опытов.

Вы видели, как ребенок проводит опыт по проблеме: «как можно очистить воду», конечно в ходе работы над проектом было проведено ряд подобных опытов. А это, например: имеет ли вода запах, есть ли у воды цвет, имеет ли вода вкус и т. д.

Работая над проектом «Молочные реки», ребята узнали много о пользе этого продукта, провели ряд опытов выявляющих свойство молока. Какие бы вы опыты предложили провести с детьми для определения свойств молока? (стакан +молоко+игрушка)

Мы выращивали с ними молочный грибок, квасили, кипятили этот продукт. И сейчас я вам предлагаю ответить на вопрос: : «может ли молоко быть цветным?». Давайте проведем необычный опыт. А давайте это проверим.

(опыт молоко)

О свойствах воздуха мы начинаем говорить с детьми еще с младшего возраста. А какие опыты вы бы сами могли предложить провести с детьми?

Правильно, можно предложить и подуть, и запустить самолетики, и запускать кораблики в тазу, и наблюдения за ленточками.

А я вам предлагаю выполнить вот такой опыт. (вызываю)

Проведя гипотезу, о том, что воздух есть везде- можно провести такой опыт.

«Лимон надувает шарик».

И над каким бы проектом вы с детьми не работали, везде проводятся исследования и опыты.

Работая над проектом по теме «Электричество», я предлагаю вам сейчас самим придумать опыт, который ответит на детский вопрос : «Где живет электричество?» Как бы вы ответили на этот вопрос с точки зрения детей?

То есть мы выдвигаем гипотезу. Что бы ответили дети. Подумаете, какой опыт или эксперимент можно провести с детьми, чтобы доказать, что электричество живет рядом с нами даже в простых предметах?

Для подтверждения гипотезы мы проведем с вами опыт и докажем, что электричество может жить в воздушном шарике. (показ с вызовом).

Давайте тогда выходите все и мы вместе все проведем с вами опыт.

Если шарики натереть варежкой, что с ним происходит? Попробуйте сами.

А давайте вспомним детство, когда мы натирали волосы о шарик- эффект был такой же.

Давайте подойдем к столу и посмотрим, что лежит на нем. (расческа и бумага). Вы наверное уже догадались, какой опыт можно провести с этими предметами, доказывает, что электричество живет и в расческе.

Вот таким образом используя различные опыты и эксперименты были созданы и реализованы и другие проекты. (слайд с проектами).

А сейчас я вам предлагаю вытянуть лепесточек цветика- семицветика. На обратной стороне лепесточка написана проблема- тема проекта. Подумайте пожалуйста, какие опыты, наблюдения, эксперименты вы могли бы провести с детьми по предложенной вам теме. (Музыка)

Давайте послушаем, что у вас получилось.

Какая проблема у вас была? Как вы ее решили?

Какой бы опыт предложили бы слушатели?

РЕФЛЕКСИЯ.

Сегодня я познакомила вас с новой технологией Савенкова А. И. о проведении учебных исследований в детском саду, постаралась показать как можно ее использовать при разработке и реализации проектов. Мы с вами сами попробовали подобрать экспериментальную основу к предложенным темам и проблемам.

Я благодарю вас за работу и в заключении хотелось бы услышать ответы на следующие вопросы:

Что вы узнали для себя нового?

Было ли вам интересно?

Захотелось ли вам использовать данную технологию в своей работе?

На практике мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.

Публикации по теме:

Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание»Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание» Идея проведения мастер-класса для воспитателей нашей территории (военного городка) по айрис - фолдингу у меня появилась после посещения.

Мастер-классы для детей и подростков Мультимедиа Арт Музей в Москве проводит бесплатные мастер-классы для детей в возрасте от 7 лет. В ближайшее время приглашаем посетить мастер-классы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс на конкурс «воспитатель года»
Опубликовано: 17 февраля 2013 в 19:15
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД