Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в интеллектуальном развитии детей

Жанара Кабдулина
Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в интеллектуальном развитии детей

Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребёнка и осуществлять его подготовку к школе.

Для реализации этих целей я работаю по теме:

«Создание условий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и сознавать своё место в нем.

Основными задачами моей работы являются:

. Формирование приёмов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умения обдумывать и планировать свои действия;

. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения

. Выработка умений детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильное отношение со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.

Учитывая возрастные особенности детей, я понимаю и помню, что главная форма организации детской деятельности – игра.

И вот, как говорил об игре В. А. Сухомлинский:

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости, любознательности».

Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Именно в играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности.

В интеллектуальном развитии детей – математике я отвела особое место, уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.

Именно поэтому в своей работе я применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:

В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»;

З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7»;

Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия» (по возрастным группам).

С целью стимулирования интеллектуального развития детей в группе оборудован математический уголок развивающих и занимательных игр.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов (животных, птиц, домов, кораблей) из специальных наборов геометрических фигур.

«Танграм» - одна из несложных игр головоломок; игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов: «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».

Собирая головоломку, ребёнок развивает наглядно-образное мышление, комбинаторные способности, целостное восприятие, воображение.

Применение наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, таких как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера способствуют проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов, развитию мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, а так же развитию детского творчества, фантазии и воображения.

И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на игровой технологии В. В. Воскобовича.

И показать как я использую данную технологию в воспитательно-образовательном процессе.

Вячеслав Вадимович Воскобович – изобретатель, который придумал более 50-ти пособий для развития умственных и творческих

способностей ребёнка.

Свою технологию Воскобович назвал

«Сказочные лабиринты игры».

Актуальность состоит в том, что эти игры

учат детей действовать «в уме» и

«мыслить», а это в свою очередь

раскрепощает воображение, развивает

творческие возможности и способности.

Игры Воскобовича не зря называются

Лабиринтами. Все они постепенно

усложняются, поддерживая детскую

деятельность в зоне оптимальной трудности.

Каждая игра направлена на получение

конкретного результата, который малыш

имеет возможность наблюдать и гордиться им в конце игры.

Я разработала тематический план, где игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала как на занятиях, так и в свободное от занятий время.

Главной особенностью его технологии является то, что эти методы работы очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс. Его технология гармонично вплетается в существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения.

Отличительные особенности игр Воскобовича:

Возрастной диапазон.

Одна и также игра привлекает детей и трёх, и семи лет, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.

Многофункциональность.

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры и буквы, узнаёт и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Творческий потенциал.

Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы, взрослые, простое не способны

Сказочная «огранка».

В данной технологии автор скомбинировал игру и сказку. Образовательные задачи включены в ход игры. Сказки же – это мотивация, способ заинтересовать ребёнка. Технология действует практически безотказно – взрослый читает ребёнку сказку и задаёт ему по ходу чтения вопросы, малыш отвечает на эти вопросы, а также выполняет некоторые задания и решает задачи.

Предлагаю вашему вниманию некоторые игры Воскобовича, которые я использую в своей работе:

«Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Игровой квадрат Воскобовича» или «Вечное оригами»

Данные игры развивают:

Различение цветов;

Освоение названий и структуры геометрических фигур, их размеры, составление фигур из частей, понимание соотношения целого и часть;

Умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры, ориентироваться в пространстве;

Умение конструировать плоскостные и объёмные фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу;

Внимание, память, речь, элементы логического мышления, умение анализировать, сравнивать;

Воображение, творческие способности;

Пальцевую и кистевую моторику рук.

Дидактическое пособие «Счётовозик»

Развивает:

Освоение порядкового и количественного счёта;

Соотнесение цифры и количества;

Сравнение чисел первого и второго десятка, состав чисел второго десятка;

Сложение чисел, решение простейших задач;

Внимание, память, элементы логического мышления.

Дидактическое пособие «Лабиринты букв»

кроме мыслительных процессов, пособие способствует развитию:

Языкового анализа и синтеза;

Фонематического распознавания;

Обучению грамоте;

Развитию мелкой мускулатуры рук.

Дети независимо от возраста включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, сгруппировать.

Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное освоению способов познания.

Организовываю и провожу обучающие занятия следующим образом:

Формы организации детской деятельности:

Занятия- сказки;

Комбинированные занятия;

Занятия-досуги;

Комплексные занятия.

Методы организации детской деятельности:

Словесный;

Наглядный;

Практический.

Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

Для этого я провожу родительские собрания, где знакомлю родителей с некоторыми играми, заинтересовываю их значимостью развивающих игр. Составляю для родителей «Памятки» по использованию игровых технологий.

Качественная реализация развивающих игр невозможна без определения уровня развития детей.

Я провела первичную диагностику в начале года, которая показала, что умственная активность составляет – 25%, уровень логического мышления – 30%, интеллектуальные и познавательные способности – 25%.

На конец года: умственная активность возросла на 35%, уровень логического мышления на 30%, интеллектуальные и познавательные способности на 35%.

Работая по технологии развивающих игр В. Вокобовича, можно утвердительно сказать о положительной динамике роста интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

В результате наши дошкольники демонстрирую высокие умственные способности, участвуя в различных интеллектуальных конкурсах разных уровней.

Публикации по теме:

Комплексный подход в работе с одаренными детьми (презентация из опыта работы) Наша главная задача это поддержать умную неординарную личность, имеющую свой взгляд на мир. Важная роль в этом принадлежит психологу. Именно.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Пожарная безопасность
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в интеллектуальном развитии детей
Опубликовано: 18 декабря 2013 в 18:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «К нам приехал кукольный театр»
К нам приехал кукольный театр А у нас сегодня праздник Радостный, весёлый. В детский сад театр приехал, С новой сказкой снова! Кукольный...
Аппликация «Веселый зонтик» — фотоотчет
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Вот и наступила осень, а значит пришло время дождей. И первая...
Фотоотчет о проведении Дня знаний
1 сентября 2017 года в нашем детском саду прошел замечательный праздник Квест "В поисках клада Знаний". Музыкальный руководитель Малых Н. В. совместно с...
Конспект экскурсионного занятия «Прогулка по осеннему парку» для детей младшего возраста
Конспект экскурсии «Прогулка по осеннему парку» для детей младшей группы. Цель : формировать у дошкольников представления о состоянии природы осенью,...
Фотоотчет о работе над длительным проектом в рамках Года экологии в России
У нас в группе начался длительный проект по экологии. Очень много работы. Разные темы. Даже не знаешь, что взять. Пока мы с напарницей выбрали поэтапное...