Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в интеллектуальном развитии детей

Жанара Кабдулина
Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в интеллектуальном развитии детей

Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребёнка и осуществлять его подготовку к школе.

Для реализации этих целей я работаю по теме:

«Создание условий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и сознавать своё место в нем.

Основными задачами моей работы являются:

. Формирование приёмов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умения обдумывать и планировать свои действия;

. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения

. Выработка умений детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильное отношение со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих

В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.

Учитывая возрастные особенности детей, я понимаю и помню, что главная форма организации детской деятельности – игра.

И вот, как говорил об игре В. А. Сухомлинский:

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости, любознательности».

Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Именно в играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности.

В интеллектуальном развитии детей – математике я отвела особое место, уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.

Именно поэтому в своей работе я применяю новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:

В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»;

З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7»;

Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия» (по возрастным группам).

С целью стимулирования интеллектуального развития детей в группе оборудован математический уголок развивающих и занимательных игр.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов (животных, птиц, домов, кораблей) из специальных наборов геометрических фигур.

«Танграм» - одна из несложных игр головоломок; игры на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов: «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».

Собирая головоломку, ребёнок развивает наглядно-образное мышление, комбинаторные способности, целостное восприятие, воображение.

Применение наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, таких как логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера способствуют проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов, развитию мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, а так же развитию детского творчества, фантазии и воображения.

И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на игровой технологии В. В. Воскобовича.

И показать как я использую данную технологию в воспитательно-образовательном процессе.

Вячеслав Вадимович Воскобович – изобретатель, который придумал более 50-ти пособий для развития умственных и творческих

способностей ребёнка.

Свою технологию Воскобович назвал

«Сказочные лабиринты игры».

Актуальность состоит в том, что эти игры

учат детей действовать «в уме» и

«мыслить», а это в свою очередь

раскрепощает воображение, развивает

творческие возможности и способности.

Игры Воскобовича не зря называются

Лабиринтами. Все они постепенно

усложняются, поддерживая детскую

деятельность в зоне оптимальной трудности.

Каждая игра направлена на получение

конкретного результата, который малыш

имеет возможность наблюдать и гордиться им в конце игры.

Я разработала тематический план, где игры Воскобовича выполняют роль дидактического материала как на занятиях, так и в свободное от занятий время.

Главной особенностью его технологии является то, что эти методы работы очень легко внедрить в привычный учебно-игровой процесс. Его технология гармонично вплетается в существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения.

Отличительные особенности игр Воскобовича:

Возрастной диапазон.

Одна и также игра привлекает детей и трёх, и семи лет, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.

Многофункциональность.

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры и буквы, узнаёт и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Творческий потенциал.

Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы, взрослые, простое не способны

Сказочная «огранка».

В данной технологии автор скомбинировал игру и сказку. Образовательные задачи включены в ход игры. Сказки же – это мотивация, способ заинтересовать ребёнка. Технология действует практически безотказно – взрослый читает ребёнку сказку и задаёт ему по ходу чтения вопросы, малыш отвечает на эти вопросы, а также выполняет некоторые задания и решает задачи.

Предлагаю вашему вниманию некоторые игры Воскобовича, которые я использую в своей работе:

«Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Игровой квадрат Воскобовича» или «Вечное оригами»

Данные игры развивают:

Различение цветов;

Освоение названий и структуры геометрических фигур, их размеры, составление фигур из частей, понимание соотношения целого и часть;

Умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры, ориентироваться в пространстве;

Умение конструировать плоскостные и объёмные фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу;

Внимание, память, речь, элементы логического мышления, умение анализировать, сравнивать;

Воображение, творческие способности;

Пальцевую и кистевую моторику рук.

Дидактическое пособие «Счётовозик»

Развивает:

Освоение порядкового и количественного счёта;

Соотнесение цифры и количества;

Сравнение чисел первого и второго десятка, состав чисел второго десятка;

Сложение чисел, решение простейших задач;

Внимание, память, элементы логического мышления.

Дидактическое пособие «Лабиринты букв»

кроме мыслительных процессов, пособие способствует развитию:

Языкового анализа и синтеза;

Фонематического распознавания;

Обучению грамоте;

Развитию мелкой мускулатуры рук.

Дети независимо от возраста включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, сгруппировать.

Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное освоению способов познания.

Организовываю и провожу обучающие занятия следующим образом:

Формы организации детской деятельности:

Занятия- сказки;

Комбинированные занятия;

Занятия-досуги;

Комплексные занятия.

Методы организации детской деятельности:

Словесный;

Наглядный;

Практический.

Успех в работе по развитию детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

Для этого я провожу родительские собрания, где знакомлю родителей с некоторыми играми, заинтересовываю их значимостью развивающих игр. Составляю для родителей «Памятки» по использованию игровых технологий.

Качественная реализация развивающих игр невозможна без определения уровня развития детей.

Я провела первичную диагностику в начале года, которая показала, что умственная активность составляет – 25%, уровень логического мышления – 30%, интеллектуальные и познавательные способности – 25%.

На конец года: умственная активность возросла на 35%, уровень логического мышления на 30%, интеллектуальные и познавательные способности на 35%.

Работая по технологии развивающих игр В. Вокобовича, можно утвердительно сказать о положительной динамике роста интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

В результате наши дошкольники демонстрирую высокие умственные способности, участвуя в различных интеллектуальных конкурсах разных уровней.

Публикации по теме:

Комплексный подход в работе с одаренными детьми (презентация из опыта работы) Наша главная задача это поддержать умную неординарную личность, имеющую свой взгляд на мир. Важная роль в этом принадлежит психологу. Именно.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в интеллектуальном развитии детей
Опубликовано: 18 декабря 2013 в 18:13
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль — март
Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе февраль – март ( В. В. Гербова) Тема недели «Неделя здоровья» Занятие 1 Тема Обучение...
Эссе «Тридцать лет педагогической деятельности»
Эссе Сегодня у меня профессиональный и творческий юбилей! Тридцать лет моей педагогической деятельности! Тридцать лет в дошкольном образовании! Совсем...
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...