Папки-передвижки

Мастер-класс «Работа с голосовым аппаратом. Приемы и техники для вокалистов и руководителей ансамблей»

Иванова
Мастер-класс «Работа с голосовым аппаратом. Приемы и техники для вокалистов и руководителей ансамблей»

Артикуляционно-речевой аппарат в работе вокалиста.

Пение является единственным видом музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное воплощение органически сочетается с выразительным донесением речевого текста, где происходит процесс интеграции музыки и слова. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого певческого тона, но и одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста.

Публикация «Мастер-класс „Работа с голосовым аппаратом, Приемы и техники для вокалистов и руководителей ансамблей“» размещена в разделах

Поэтому вопросы дикции и артикуляции на сегодняшний день являются едва ли не одними из самых актуальных в вокально-исполнительской работе, в особенности ансамблевого коллектива. Ведь пение в ансамбле предполагает слаженность, отточенность и единовременность всех составляющих элементов работы голосового аппарата (дыхания, звукообразования, дикции и артикуляции.) Современное вокальное искусство в широком понимании этого слова в большинстве случаев грешит очень плохой дикцией. Слушатели часто не понимают, о чем поется в песне, в результате страдает звуковая подача голоса, а отсутствие фразировки приводит к бессмысленному набору слов.

«У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, своё содержание, которые должен почувствовать говорящий», - говорил К. С. Станиславский.

Для каждого вокалиста очень важно разрабатывать артикуляционно-речевой аппарат. Каждое из представленных упражнений направлено на тренировку, улучшение подвижности его мышц. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

1. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк.

Втягивание и раздувание щёк поочерёдно.

Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу.

Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха.

Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти.

Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки.

Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые.

Гимнастика мягкого нёба.

Зевание с открытым ртом.

Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов

Произношение гласных звуков с позёвываниями.

Имитация полоскания горла.

Гимнастика губ.

Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой.

Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые.

Пожёвывание губ

Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам.

Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов.

Фырканье.

Гимнастика языка.

Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно.

Пожёвывание языка.

Похлопывание языка губами.

Вытягивание языка вперёд «иголочкой».

Попытки достать языком до подбородка и до носа.

Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха.

Переворачивание языка на разные бока.

Удерживание языка у верхнего нёба.

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции и дикции.

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам, проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом. Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляционно-речевого аппарата. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

Особой важностью в тренировке артикуляции и дикции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль.

Очень важно регулярно работать перед зеркалом.

В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны.

Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении.

Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами.

Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной дикцией и артикуляцией.

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляционно-речевой аппарат рекомендуется любому человеку: певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам успехов в работе над своим артикуляционно-речевым аппаратом.

Говорите и пойте красиво!

Публикации по теме:

Коллективная работа «Наш космос» с использованием техники «оригами»Коллективная работа «Наш космос» с использованием техники «оригами» 55 лет первому полёту в космос Ровно 55 лет назад, 12 апреля 1961 года, состоялся первый полёт человека в космос, совершённый советским.

«Санкт-Петербург в цвету». Приемы создания художественного фона. Мастер-класс от группы «Солнышко»«Санкт-Петербург в цвету». Приемы создания художественного фона. Мастер-класс от группы «Солнышко» 27 мая Санкт-Петербург празднует День своего рождения. Готовясь к этому замечательному празднику, мы с детьми создавали аппликации и рисунки.

Фотоотчет «Участие в конкурсе вокалистов» ВидеоФотоотчет «Участие в конкурсе вокалистов» Видео Этот фотоотчет об участии моих воспитанников подготовительной группы "Родничок" в конкурсе вокалистов "Территория талантов". Конкурс организовал.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Работа с голосовым аппаратом. Приемы и техники для вокалистов и руководителей ансамблей»
Опубликовано: 22 мая 2024 в 17:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Работа с голосовым аппаратом. Приемы и техники для вокалистов и руководителей ансамблей»» (включая файлы) размещена пользователем Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

16 июня. День медицинского работника. Передвижка. «Врач. Медицинский работник»

День медицинского работника отмечается в России ежегодно в третье воскресенье июня. Поздравляем медработников и рассказываем детям об этой замечательной и такой важной профессии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД