Мастер-класс на тему «Развитие творческого мышления и воображения»

Елена Синюкова
Мастер-класс на тему «Развитие творческого мышления и воображения»

Мастер-класс на тему

«Развитие творческого мышления и воображения»

«Руководствуйся естественными ступенями

развития подрастающего поколения»

А. Дистерверг

I Этап. Формирование группы.

Знакомство.

Предлагаю познакомиться. Для этого по кругу, начиная с ведущего, представляемся, удобной для каждого формулировкой, называя имя (И. О., учреждение.

Приветствие «Давайте поздороваемся»

Цель: Закреплять навыки вербального и невербального общения. Участники должны приветствовать друг друга, называя свое имя и использовать приветственный жест, отличный ото всех других. С каждым следующим партнером надо поздороваться другим жестом. Если встретятся два одинаковых приветствия, то участник должен придумать новый способ.

Игра на сплочение «Хлопают те, кто …»

Игра-действие, хлопают только те, кто соответствует заданной фразе. Хлопают те, кто:

• В черной одежде

• В белой одежде

• В цветной одежде

• В брюках

• В юбках

• В пиджаках

• Работает в д/саду

• В школе

• У кого есть кошка

• Собака

• Любит животных

• Любит улыбаться

• Не грустит

• Оптимист

• Знает, куда пришел и т. д.

Завершение психологической гимнастики.

- Какое у вас настроение?

- Готовы ли вы к творческой деятельности?

II Этап. Информирование о целях и задачах мастер-класса.

Мастер-класс – особая фора учебного занятия, которая основана на практических действиях показа и демонстрации творческого решения определенной проблемной психологической задачи. В его основе лежит показ новых оригинальных методик, используемых в работе.

Цель: Передача опыта обучения приемам развития креативности и познавательной активности младших школьников.

Задачи:

1. Активизация мыслительной деятельности и реализации творческих способностей участников.

2. Апробация и обсуждение эффективности средств и методов развития творческого мышления, воображения и познавательной деятельности.

III Этап. Активизация творческого мышления участников.

Шутливая разминка. Цель: Инициировать творческую атмосферу, побудить участников к сочинительству.

Предлагаю участником объединиться в 4 группы по цвету листочков, приклеенных в программки. Работа в группах. Дано начало стихотворения, придумайте окончание. (На выполнение задания дается 5 минут)

Варианты:

1. Все любят послушных, приветливых деток,

Капризных, упрямых не любит никто …

2. Родители, часто сердясь и бранясь,

С ребенком теряют душевную связь …

3. Генетику можно во всем обвинять,

На зеркало даже не стоит пенять …

4. Чтобы значимость другому показать,

Щеки вовсе и не надо надувать …

IV Этап. Актуальность выдвинутой проблемы.

Проблема – Как сделать увлекательным и полезным обучение ребенка в начальной школе?

Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации: компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета и т. п. Человек сталкивается с массой творческих задач не только в профессиональной и научной деятельности, но и в бытовой жизни. Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами так же необходимо формирующемуся уму, как витамины – растущему организму.

Л. С. Выготский считал, что воображение, связанное с восприятием, речью и мышлением, порождая эмоции и реализуясь на основе воли (осмысленной инициативности, развивает интересы, способности, общительность и является основой формирования творческой личности.

Пути преодоления:

- Решение задач творческого характера;

- Создание творческого продукта;

- Формирование познавательной мотивации.

С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Опыт показывает, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе. Он умеет и хочет сам учиться. От уровня креативности зависит степень познавательной мотивации, организация целенаправленного действия на основе определенного соответствия мотива и цели его реализации (способ достижения цели, стратегии решения вербально-логических задач, зрительно-диагностических и зрительно-пространственных задач.

Высокий уровень креативности обеспечивает возможность усвоения учебного материала не как некую готовую сумму знаний (элементарное заучивание, а дает возможность находить новые способы, собственные алгоритмы деятельности (произвольное запоминание, построение гипотез, принятие решений). Это обеспечивает высокую эффективность усвоения знаний и развития творческого потенциала ребенка. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.

Современная образовательная система наряду с обучением ребенка основам разнообразных знаний в соответствии с дошкольной и школьной программой, одновременно выполняет дополнительную функцию – функцию развития у него памяти, внимания, мышления, воображения и других познавательных способностей.

Материал, с которым я познакомлю вас на занятии, поможет вам разнообразить ваши уроки на закрепление материала, превратить урок в интересный, творческий процесс, где ребенок работает сам над созданием своего творческого продукта. Именно сейчас, в конце года, после написания всех контрольных работ, целесообразно включать в уроки творческие задания. Это замечательный мотивационный компонент, который заставит ребенка включиться в урок, найти новые, эффективные способы деятельности, что способствует развитию его креативности.

Некоторые приемы вам уже известны из литературы:

• Антропоморфизм – это уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (речью, мышление и т. д.) любых объектов – одушевленных и неодушевленных.

- Братец мой, - отвечает месяц ясный

- Не видал я девы красной …

А. С. Пушкин

• Одушевление объектов неживой природы;

• Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой на основании признака, общего для обоих предметов;

Низал я хитрою рукою

Прозрачной лести ожерелье …

А. С. Пушкин

Л. Н. Толстой регулярно пользовался в качестве гимнастики ума следующим методом: он брал обычный предмет и описывал его словами человека, которые о раньше никогда не видел и не знает, что это такое. Например, что бы ты сказал о часах индеец племени майя?

Сегодня я предложу вам несколько творческих заданий.

V Этап. Демонстрация методов работы по развитию творческого воображения и мышления.

На обратной стороне вашей программки помещен номер группы, в которой вы будете работать. Задача каждой подгруппы выполнить свое задание и дать оценку возможности применения в работе с детьми.

Подготовлены 3 стола с опознавательными знаками (цифрой на цветном фоне, на которых разложен необходимый материал для работы в группе.

Оценка творческих заданий:

Общеизвестно, что положительная оценка способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности. Есть гениальный критерий оценки качества всех дел на Земле – это увеличение добра в мире.

Для оценки детских работ используют несколько критериев. Они напечатаны в программках.

Оригинальность работы оценивается по четырем критериям: новизна, убедительность, гуманность, художественная ценность.

Каждый критерий можно рассматривать на нескольких уровнях:

Новизна. Интерес к идее, необычность, использование оригинальных интерпретаций.

Критерий убедительности. Достоверность объяснения фантастического образа.

Критерий гуманности. Предполагает анализ взаимоотношений и взаимодействий вымышленного объекта с окружающим миром.

Критерий художественной ценности творческого продукта определяется использованием образных средств, в продуктивной деятельности – деталей для украшения.

Педагог может вводить субъективный критерий, бездоказательно основанный на личной оценке.

На выполнение заданий дается 10 минут.

Творческое задание

Задание №1

Группе предложены предметы: стаканчик из-под йогурта, пустой флаон из-под духов, пуговица и т. д.

Придумать как можно больше вариантов нестандартного использования предметов и сделать зарисовки.

Группе предоставляется бумага, фломастеры, маркеры.

1. Возрастной диапазон – со среднего дошкольного возраста

2. Цель: Активизация творческого мышления и воображения.

Задачи:

- развивать умение нестандартно видеть в предмете новые качества и использовать их.

- связывать определенное содержание с произвольными символами.

3. Технологическая цепочка проведения тренинга:

1. Обсудить объект: его части, материал, назначение, место в окружающем мире.

2. Предлагается придумать, по какому признаку его можно использовать дополнительно.

3. Какое необычное использование возможно.

4. По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность: представить свои варианты в виде схем или других вариантов.

Вопросы:

- Давайте подумаем, где возможно использование подобных творческих заданий?

Метод фокальных объектов.

Задание №2

Подберите к трем предложенным словам по 3-4 характерных признака или свойства.

настроение зефир мех

Затем перенесите эти признаки на слово телевизор. Обсудите сочетания, придумайте способы применения (где и зачем можно использовать). Аргументируйте ответ. Возможно составление истории или сказки.

1. Возрастной диапазон – со среднего дошкольного возраста.

2. Цель: Развить творческое мышление, воображение и словотворчество.

Задачи:

– упражнять в придумывании сказок и историй, в которых на первый план выступают фантастические свойства объектов.

развивать умение объяснять творческую значимость этих объектов.

3. Технологическая цепочка построения тренинга методом фокальных объектов:

1. Детям предлагается выбрать 2-3 объекта.

2. Ставится задача: назвать признаки и значения признаков (не менее четырех для каждого объекта: например, мороженое ванильное, в стаканчике и т. д.

3. Предлагается перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект, например самовар: самовар в стаканчике и т. д.

4. Обсуждается каждое сочетание. Например: где и зачем можно использовать самовар в стаканчике. Объяснение должно быть аргументированным.

5. Организуется продуктивная деятельность: рисование, лепка предмета с необычным свойствам, составление сказки, например, «Про самовар в стаканчике».

Вопросы:

- Как вы думаете, где можно использовать данный метод, на каких уроках?

Прием деления – объединения.

Задание №3

Вспомните облики героев мифов и сказок, где действует фантастический принцип деления и объединения (например, русалка, Карлсон, сфинкс, кентавр и т. д.). Приведите несколько примеров. Объясните волшебные преобразования.

Придумайте и нарисуйте свое фантастическое животное или предмет. Дайте ему характеристику в зависимости от сочетаемых качеств.

1. Возрастной диапазон – с дошкольного возраста.

2. Цель: активизация мыслительной деятельности и воображения.

Задачи:

развивать умение производить фантастические преобразования объектов с помощью приема деления – объединения.

– учить объяснять преобразования с точки зрения практического применения и отражать задуманное в продуктивной деятельности.

3. Технологическая цепочка проведения тренинга приемом деления-объединения.

1. Предлагается выбрать объект, пределить его части, место в мире. Вместе с детьми делается вывод, что все в мире состоит из частей.

2. Обсуждение ситуации. Используя два образа Волшебника Деления и Волшебника Объединения, детям предлагают подумать, что произойдет, если Волшебник Деления коснется волшебной палочкой предмета.

3. Вводится Волшебник Объединения, который все объединяет произвольно. Обсуждается практическое применение полученного объекта

4. По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, сочинение сказок). «Придумайте необычное животное, пригласив на помощь Волшебников Деления и Объединения. Нарисуйте его».

После выполнения заданий по очереди или по желанию заслушиваем группы. Привлекаю к анализу участников, обращаю внимание на памятку. Для проведения каждого из предложенных упражнений есть своя технологическая цепочка.

Вопросы:

– Как вы думаете, на каких уроках можно использовать данный метод?

– Какие предметы можно предложить детям для творческих заданий?

Подвожу итог: Для развития творческого воображения и мышления существует много новых и интересных форм.

Предлагаю отдохнуть и попробовать конфет. Затем разделиться на группы по цвету фантиков.

Метод проекта.

Прежде чем выполнять следующую часть нашей работы хочу сделать небольшой экскурс в тему. Надеюсь, вы уже слышали об этом методе работы, а многие уже использовали его в работе. Я хочу обратить ваше внимание на эффективность этого метода в работе с детьми.

Проект – разработанный план, замысел, предварительный текст.

(С. И. Ожегов, Словарь русского языка)

Структура:

Мотив ---способ реализации ---продукт

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Проекты классифицируются:

• По составу участников (групповые, коллективные, индивидуальные)

• По целевой установке (исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационно-практические)

• По тематике

• По реализации (краткосрочными и длительными)

Основная цель:

Развитие свободной творческой личности ребенка.

Задачи:

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения и мышления.

Примерный план подготовки проекта:

• На основе изученных проблем поставить цель;

• Разработать план движения к цели;

• Составить план-схему проекта;

• Сбор и накопление материала;

• Включение в план-схему проекта различных мероприятий (занятий, игр, праздников и т. д.);

• Задания для самостоятельного выполнения;

• Презентация проекта.

Возрастной диапазон – со старшего дошкольного возраста

Технологическая цепочка использования проектного метода в работе с детьми:

1. Выясняются интересы ребенка: «О чем бы ты хотел узнать?»

2. Объясни и нарисуй, почему ты хочешь об этом узнать.

3. Побеседуй с детьми и взрослыми и зарисуй варианты их ответов.

4. Выбери ответ, который понравился тебе больше всего.

5. Зарисуй схематично ответ на свой вопрос.

6. Нарисуй источники информации, которыми ты пользовался.

7. Легко ли тебе было узнавать?

8. Какой источник информации дал интересный и верный ответ.

9. О чем хотел бы узнать еще?

Задание №4

Разработайте графическую модель (системную паутинку) группового проекта на тему: «Мой дом».

Задание №4

Разработайте графическую модель (системную паутинку) группового проекта на тему: «Я в мире людей».

Задание №4

Разработайте графическую модель (системную паутинку) группового проекта на тему: «День имени в классе».

«Для человека нет лучше музыки, чем мелодия его имени».

Ответьте на вопросы:

• Каков ваш проект по целевой установке?

• Какие мероприятия вы планируете включить в проект для достижения цели?

Мы с вами познакомились еще с одним интересным методом по развитию творческого мышления, воображения и познавательных способностей.

«К неизвестному нет влечения». Необходимо изучать новое, внедрять в свою работу. Креативная жизненная установка помогает справиться с меняющимися обстоятельствами. Воспитание креативности дает такие качества и способности, которые необходимы человеку, чтобы иметь дело с неизвестными ситуациями и переменами и осознанно с ними справляться.

VI Этап. Обмен мнениями. Дать возможность участникам оценить предложенные им для работы методы и приемы по развитию когнитивной сферы, и, в частности, творческого мышления и воображения. В ходе обмена мнениями предложить поделиться своими достижениями и находками в развитии когнитивной сферы.

1. Оцените предложенные вам формы и методы работы по развитию творческого мышления и воображения?

2. Какие ваши ощущения от работы? Что вы получили?

3. Какими находками, достижениями можете вы поделиться?

4. Что вы уже сегодня готовы взять на работу?

На доске закреплен контур «Чудо-дерево».

- Как вы думаете, чего не хватает этому дереву?

- Правильно листьев, на улице весна!

- На столах лежат листочки, фломастеры и маркеры.

- Я вас попрошу написать несколько слов, которые отражают ваши впечатления, эмоции по результатам встречи.

- Озвучьте, пожалуйста, и закрепите на кроне нашего дерева.

- И я хочу прикрепить свой листок на наше дерево с благодарностью за вашу работу. (Прочитать написанный текст)

Желаю Вам успехов в работе!

Публикации по теме:

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Презентация 1 слайд. Представление 2 слайд. Социально - экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Мастер-класс на тему «Развитие творческого мышления и воображения»
Опубликовано: 13 мая 2013 в 06:39
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...