Лучший педагог года

Урок русского языка в 5 классе «Омонимы и многозначные слова»

Александра Магазейщикова
Урок русского языка в 5 классе «Омонимы и многозначные слова»

(слайд 1)

Мастер – класс по теме «Многозначные слова и омонимы»

Учитель: Магазейщикова Александра Сергеевна

МБОУ «Школа-лицей №2» г. Армянска

(слайд 2)

Технология: проблемное обучение

Метод: частично-поисковый

Актуальность этой технологии состоит в том, что при проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании.

Публикация «Урок русского языка в 5 классе „Омонимы и многозначные слова“» размещена в разделах

Учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления трудностей и найденных решений, догадок.

(слайд 3)

Игра «Найди отличия»

- На первый взгляд эти две картинки одинаковые, но если присмотреться к ним внимательно, то можно увидеть в них различия.

Так же бывает и со словами. В русском языке есть две категории таких слов, которые внешне одинаковы, но различаются своими значениями: это многозначные слова и омонимы. Сегодня мы попробуем разобраться, в чем их отличия и как их определять в тексте.

(Слайд 4)

Чтобы нам было легче это понять, нам нужно начертить таблицу, мы будем заполнять её в ходе работы. Также нам понадобятся словарные статьи.

Пример Значение Общее в значении Количество слов Название понятия

1.- Итак, приступим. Прослушайте предложения и назовите слово, которое в них повторяется.

1. На Аляске добывают золото.

2. Гимнастам на чемпионате досталось золото.

3. Наш сотрудник - просто золото.

(слайд 5)

-Запишем ответ в таблицу.

2.- Теперь давайте дадим лексическое значение слову «золото». Для этого обратимся к словарной статье.

(слайд 6)

Запишем ответ в нашу таблицу.

- Сравним значения слова «золото» и посмотрим, есть ли в них что-то общее (да, значение ценности).

(слайд 7)

Запишем ответ в таблицу.

- У слова «золото» много значений, а само слово одно. Как называются такие слова? (многозначные).

(слайд 8)

Запишем ответ в таблицу.

Пример Значение Общее в значении Количество слов Название понятия

ЗОЛОТО 1. Один из благородных металлов, желтого цвета, употр. для драгоценных изделий и как мерило ценности.

2. Изделия из золота.

3. О ком-н., отличающемся большими достоинствами

Ценность

1 слово

МНОГО-ЗНАЧНОЕ СЛОВО

- Что такое многозначные слова?

Сделаем вывод: ЭТО ОДНО СЛОВО, ИМЕЮЩЕЕ НЕСКОЛЬКО СХОДНЫХ МЕЖДУ СОБОЙ ЗНАЧЕНИЙ.

С первой задачей мы справились.

5. - Попробуйте отгадать загадку: «Из какого крана нельзя напиться воды?» (из подъёмного).

На основе чего построена загадка? (на двусмысленности в употреблении слова «кран»).

(слайд 9)

Запишем найденное слово в таблицу.

6.- Теперь давайте дадим лексическое значение слову «кран». Работаем со словарной статьёй.

(слайд 10)

Запишем ответ в таблицу.

7.- Сравните значения слова «кран» и скажите, есть ли в них что-то общее (нет).

(слайд 11)

Запишем ответ в таблицу.

8. - У слова «кран» два значения, а сколько слов они обозначают : одно или два? (два).

Слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению, называются омонимами.

(слайд 12)

Запишем ответ в таблицу.

- Вот что у нас получилось.

(Слайд 13)

Пример Значение Общее в значении Количество слов Название понятия

ЗОЛОТО 1. Один из благородных металлов, желтого цвета, употр. для драгоценных изделий и как мерило ценности.

2. Изделия из золота.

3. О ком-н., отличающемся большими достоинствами

Ценность

1 слово

МНОГО-ЗНАЧНОЕ СЛОВО

КРАН 1. 3апорное устройство для выпycкa жидкостей или газа. Водопроводный кран.

2. Maшинa для подъёмa и перемещения грузoв на небольшие расстояния. Подъёмный кран. Нет 2 слова ОМОНИМЫ

- А теперь применим наши новые знания на практике.

(слайд 14) Потренируемся!

Я буду читать тексты, а вы попробуете определить, какое слово может иметь несколько значений и к какой лексической группе оно будет относиться.

Слайд 15

1. Говорит Попугай Попугаю:

- Я тебя, Попугай, попугаю!

Отвечает ему Попугай:

- Попугай, Попугай, попугай!

ОМОНИМЫ

Слайд 16

2. Барашки

Барашки!

Барашки!

Барашки на речке!

– Какие барашки?

Сказали овечки.

– Какие барашки?

Ну, где они, где?

Барашки не могут ходить

По воде… МНОГОЗНАЧНОЕ

Слайд 17

3. С гайкой этот инструмент

Может справиться в момент,

А, родившись под землёй,

Бьёт студёною водой.

И замочки у дверей

Не откроешь без ключей.

ОМОНИМЫ

Слайд 18

4. Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно? МНОГОЗНАЧНОЕ

- Теперь подведем итог. Воспользуемся приёмом «Фишбоун» : на кости рыбы будем записывать отличия между многозначными и омонимами.

Запись ведется на доске.

Приём «ФИШБОУН»

1. Как мы можем отличить, какое перед нами слово в тексте – многозначное или омоним? (посмотреть в словарь : одно и имеет несколько значений - МНОГОЗНАЧНОЕ; слов несколько и они имеют разные значения - ОМОНИМЫ).

2. Как мы можем отличить, какое перед нами слово в тексте – многозначное или омоним – без словаря? (будем искать общее в значениях этих слов : у многозначных слов общее будет, а у омонимов - нет).

3. Сколько слов обозначают разные значения? (многозначные – 1 слово; омонимы – 2 разных слова)

4. В хвосте запишем наши понятия.

Голова рыбы

Кости Кости

В словаре 1 словарная статья В словаре разные словарные статьи

Общее во всех значениях Нет общего в значениях

1 слово 2 разных слова

Хвост рыбы

Многозначное слово Омонимы

Толковый словарь Ожегова.

Золото - 1. Один из благородных металлов желтого цвета, отличающийся мягкостью и пластичностью. // То, что цветом напоминает блеск такого металла. 2. Изделия из такого металла. // разг. Золотая медаль или золотые медали как высшая награда за выдающиеся успехи в спортивных соревнованиях, на конкурсе и т. п. 3. Золотые монеты, деньги. // перен. разг. Богатство. 4. перен. разг. Кто-л. или что-л., отличающиеся большими достоинствами. // Что-л. чрезвычайно ценное. 5. разг. Употр. как ласковое обращение.

Кран 1 - устройство для выпуска жидкости или газа из резервуара или трубопровода; трубопроводный вентиль.

Кран 2 - Механизм для подъема и перемещения грузов.

Толковый словарь Ожегова.

Золото - 1. Один из благородных металлов желтого цвета, отличающийся мягкостью и пластичностью. // То, что цветом напоминает блеск такого металла. 2. Изделия из такого металла. // разг. Золотая медаль или золотые медали как высшая награда за выдающиеся успехи в спортивных соревнованиях, на конкурсе и т. п. 3. Золотые монеты, деньги. // перен. разг. Богатство. 4. перен. разг. Кто-л. или что-л., отличающиеся большими достоинствами. // Что-л. чрезвычайно ценное. 5. разг. Употр. как ласковое обращение.

Кран 1 - устройство для выпуска жидкости или газа из резервуара или трубопровода; трубопроводный вентиль.

Кран 2 - Механизм для подъема и перемещения грузов.

Толковый словарь Ожегова.

Золото - 1. Один из благородных металлов желтого цвета, отличающийся мягкостью и пластичностью. // То, что цветом напоминает блеск такого металла. 2. Изделия из такого металла. // разг. Золотая медаль или золотые медали как высшая награда за выдающиеся успехи в спортивных соревнованиях, на конкурсе и т. п. 3. Золотые монеты, деньги. // перен. разг. Богатство. 4. перен. разг. Кто-л. или что-л., отличающиеся большими достоинствами. // Что-л. чрезвычайно ценное. 5. разг. Употр. как ласковое обращение.

Кран 1 - устройство для выпуска жидкости или газа из резервуара или трубопровода; трубопроводный вентиль.

Кран 2 - Механизм для подъема и перемещения грузов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Урок русского языка в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Сложносочинённое предложение» Тема: ПОДГОТОВКА к ОГЭ. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Задачи: обучающие – обобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить.

Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка «Проверяемые безударные гласные в корне слова» в 3 классе Тема: "Проверяемые безударные гласные в корне слова" Цели: • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Однокоренные слова». УМК «Школа России» Тема урока: «Однокоренные слова» Цели урока: совершенствовать умение находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.

«Зоопарк». Урок русского языка во 2 классе Итоговая тематическая проектная задача «Зоопарк» 2 класс Тема: «Различение звука и обозначающей его буквы. Смыслоразличительная роль звуков.

Урок русского языка во втором классе по УМК «Гармония» «Имена существительные с шипящими на конце» Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19 с углубленным изучением отдельных предметов г. Иркутска Киселева Светлана Александровна 1КК Урок.

Урок русского языка в 5 классе «Лексическое и грамматическое значение слова» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР.

Урок русского языка в 6 классе «Имена существительные общего рода» Учитель: Магазейщикова Александра Сергеевна Предмет: русский язык Класс: 6-В Дата проведения: 12.12.2018 № урока: Тема урока: Имена существительные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 5 классе «Омонимы и многозначные слова»
Опубликовано: 11 января 2019 в 17:44
+86Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД