Лучший педагог года

«Мы сидели на завалинке, зашивали наши валенки». Оркестр русских народных шумовых инструментов. Мастер-класс

Надежда Конюшихина
«Мы сидели на завалинке, зашивали наши валенки». Оркестр русских народных шумовых инструментов. Мастер-класс

Авторы:

Конюшихина Надежда Викторовна, музыкальный руководитель

Белова Анна Александровна, педагог дополнительного образования

Цель:

Создание оркестра русских народных шумовых инструментов с обучающимися, не имеющими музыкального образования.

Задачи:

Публикация «„Мы сидели на завалинке, зашивали наши валенки“, Оркестр русских народных шумовых инструментов, Мастер-класс» размещена в разделах

- познакомить с историей создания русских народных шумовых инструментов;

- обучить простейшим способам игры на русских народных шумовых инструментах;

- способствовать развитию чувства ритма;

- формировать навык игры в ансамбле;

- воспитывать интерес и бережное отношение к культуре русского народа.

Оборудование: колокольчики, бубны, погремушки, рубели, бубенцы, трещотки, ложки.

Как известно, пение - это один из наиболее доступных способов музицирования. Издавна на Руси песни были любимы русским народом и использовались им в различных моментах жизни: например, во время работы или при совершении обрядов и др. Многие из присутствующих сегодня наверняка могут перечислить большое количество знакомых народных песен. Какие, например? (Предположительно участники называют какие-то песни и, возможно, среди названных будет и песня «Валенки», ведь слово «валенки» присутствует в названии мастер-класса). Сегодня мы с вами хотели бы вспомнить такую шуточную русскую народную песню, как "Валенки" (Руководитель поет первый куплет песни). Знакома она вам? Да, действительно, эта песня многим очень нравится. А так как пение само по себе в различных ситуациях оказывалось недостаточно выразительным и интересным, то народные умельцы старались сопровождать его игрой на каких-то музыкальных или шумовых инструментах.

Народные инструменты активно использовались на праздниках, народных гуляньях, в обрядах. Красивое, яркое, красочное оформление и звучание народных инструментов влияло на создание праздничного настроения. Инструменты изготавливались из простых, доступных материалов: кожи, дерева, бересты, лозы, глины… В ход шли даже предметы повседневного быта.

Вот, например, рубель в старину женщины использовали для стирки и в качестве гладильной доски. Отжатое вручную белье наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным. Отсюда и пословица: «Не мытьем, так катаньем». Рубель изготавливался из древесины твердых пород, на одной стороне доски вырезались рубцы, другая сторона оставалась гладкой. В музыкальном рубеле сбоку вырезалось отверстие – резонатор, для более яркого и красочного звучания.

Мы думаем, и так понятно, для чего в быту использовались ложки. Ложка состоит из черенка и черпачка. Ложкари могут играть на двух, трех, четырех, пяти, шести и даже восьми ложках. Иногда для красоты звучания к черенкам или черпачкам крепят бубенцы.

Бубен – ударный инструмент : на деревянный обод натянута кожа или какой-нибудь другой материал. Способов игры на бубне много. Также и выглядят бубны по-разному: например, на обод крепят металлические тарелочки или бубенцы.

Первым музыкальным инструментом в жизни ребенка является погремушка. Выглядят погремушки по-разному, бывают они разной формы, но обязательно в полость насыпается то, что будет при встряхивании греметь – это могут быть мелкие камешки, или зерно, или косточки от ягод или фруктов…

Еще один инструмент – трещотка, название пошло от того, что она издает треск, трескучий звук. Бывает курская трещотка, ее еще называют веерной и круговая.

Колокольчик – простейший и необыкновенный музыкальный инструмент, иногда его называют валдайским колокольчиком. Известна легенда, по которой в 1478 году после покорения Великого Новгорода князь Иван III велел перевезти в Москву Вечевой колокол - символ свободы и вольности города. По дороге колокол упал в валдайский овраг и разбился на тысячи осколков. Из этих осколков и стали лить валдайские колокольчики… Звук у колокольчика, очень яркий и протяжный, извлекается ударом язычка о внутренние стенки колокола. Но можно извлекать звук и ударом по внешней части стенки колокола.

Здесь сегодня уже прозвучала шуточная русская народная песня «Валенки», мы предлагаем разучить инструментальное сопровождение к ней. Для этого давайте разделимся на пять групп.

№ группы Название инструмента Текст для запоминания ритмического рисунка Способ игры на инструменте

1 Колокольчики Раз – два – три - четыре Левой рукой держим колокольчик за ручку, правой рукой ударяем по стенке колокольчика деревянной палочкой (на слог «раз»).

2 Погремушки Ва – лен - ки, - да Погремушку держим за рукоятку правой рукой, верхняя часть инструмента всегда «смотрит» вверх, звук извлекаем, ритмично встряхивая на каждый слог.

3 Бубен Эх, -* - да - * Бубен держим левой рукой за деревянный обод, кулаком правой руки ударяем по натянутой коже на слог «эх», затем мягко проводим ладонью на слог «да».

4 Рубель Эх, - * - нель - зя Рубель держим за рукоятку левой рукой рубцами вверх, правой рукой по ним проводим деревянной палочкой сверху вниз.

5 Бубенцы Ты, - * - ты - не – гу - ляй Держим бубенцы за рукоятку правой рукой, верхняя часть инструмента всегда «смотрит» вверх, звук извлекаем, встряхивая бубенцами на каждый слог.

Порядок разучивания партий:

1. Разучиваем ритмический рисунок с группой №1.

2. Разучиваем ритмический рисунок с группой №2.

3. Объединяем группы №1 и №2 в ансамбль (начинает группа №1 два такта, затем вступает группа №2).

4. Разучиваем ритмический рисунок с группой №3.

5. Объединяем группы №1, №2 и №3 в ансамбль (начинает группа №1 два такта, затем вступает группа №2 (3 и 4 такты, затем вступает группа №3 (5 и 6 такты).

6. Разучиваем ритмический рисунок с группой №4.

7. Объединяем группы №1, №2, №3 и №4 в ансамбль (по аналогии с пунктом 5).

8. Разучиваем ритмический рисунок с группой №5.

9. Объединяем группы №1, №2, №3, №4 и №5 в ансамбль (по аналогии с пунктом 5).

10. Исполнение оркестрового сопровождения в нужном, более быстром темпе (так, как обозначено в партитуре (см. в Приложении1).

11. Исполнение оркестрового сопровождения под фонограмму песни.

Заключительным этапом работы над созданием инструментального сопровождения к песне является ее исполнение солистом в сопровождении всего оркестра.

Для придания заключительному исполнению более насыщенного колорита руководитель оркестра может сам сыграть на каком-либо инструменте, например, ложках и трещотке.

Публикации по теме:

«Карусель народных игр». Конспект физкультурного развлечения с использованием русских народных игр (старшая группа) Образовательная область: физическая культура Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Комплект самодельных шумовых детских музыкальных инструментов «Музыкальное чудо-дерево»Комплект самодельных шумовых детских музыкальных инструментов «Музыкальное чудо-дерево» Авторская дидактическая разработка «Музыкальное чудо- дерево» (комплект самодельных шумовых детских музыкальных инструментов)Авторы: музыкальные.

Конспект музыкального занятия в старшей группе детского сада «Путешествие в страну русских народных инструментов» Конспект музыкального занятия в старшей группе детского сада на тему: «Путешествие в стану русских народных инструментов». Цель: Расширение.

Классификация русских народных подвижных игр Все русские народные подвижные игры можно условно разделить на сюжетные, например «Гуси-гуси», «Краски», «Филин и пташки», «Скачет зайка»,.

Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста игре на шумовых инструментах»Мастер-класс «Обучение детей дошкольного возраста игре на шумовых инструментах» Цель: Обучение участников мастер-класса использованию шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи:.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для восприятия и дифференциации шумовых различий «Космические пришельцы»Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для восприятия и дифференциации шумовых различий «Космические пришельцы» Изготовление дидактического пособия "Космические пришельцы" Цель- развитие слухового восприятия, мелкой моторики. Чтобы научить ребенка.

Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментовМастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов .

Мастер-класс «Валенки новогодние»Мастер-класс «Валенки новогодние» Всех поздравляю с наступающим Новым годом. Для работы вам потребуются флиз (можно использовать любую другую плотную ткань, ножницы, иголка,.

Создание мини-музея «В мире русских народных инструментов» (в помощь музыкальным руководителям) Мини-музей Тема «В мире русских народных инструментов» Вид музея: общественный Тип: образовательный.

Консультация «Оркестр — страна музыкальных инструментов» «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». В. А. Сухомлинский Музыка издавна признавалась.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Мы сидели на завалинке, зашивали наши валенки». Оркестр русских народных шумовых инструментов. Мастер-класс
Опубликовано: 10 января 2016 в 22:40
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД