Лучший педагог года

Мастер-класс «Пейзажная живопись в развитии коммуникативных способностей и социальных навыков детей дошкольного возраста»

Горохова Ольга
Мастер-класс «Пейзажная живопись в развитии коммуникативных способностей и социальных навыков детей дошкольного возраста»

Мастер- класс

«Пейзажная живопись в развитии коммуникативных способностей и социальных навыков детей дошкольного возраста»

Составила и провела:

воспитатель первой

квалификационной категории

Горохова О. В.

Саранск 2018 год

Предмет (направленность) : формирование целостной картины мира.

Публикация «Мастер-класс „Пейзажная живопись в развитии коммуникативных способностей и социальных навыков детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Возраст детей : подготовительный возраст 6-7лет.

Место проведения: групповая комната.

Программное содержание.

Продолжить процесс установления связи ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, миром искусства.

Продолжать развивать монологическую, диалогическую речь; развивать умение использовать средства выразительности.

Обобщить знания детей о творчестве И. И. Шишкина; развивать умение соотносить художественный образ с поэтическим.

Воспитывать любовь к родной природе, интерес к русской живописи.

Предварительная работа: беседа «О чем говорит живопись»; выбор произведений живописи и создание в групповом пространстве «Зала искусства»; выставки детских работ «Мы взяли краски в руки», «Как прекрасен этот лес»; прогулка-экскурсия в парк; составление творческих рассказов «Самая красивая картина», разучивание стихов русских поэтов.

Материалы и оборудование. Репродукции картин художника И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «На Севере диком», «Корабельная роща», «Зима», портрет И. И. Шишкина.

Содержание.

- Жизнь русских людей издавна была связана с лесом. Как вы думаете, как лес помогал людям? (Люди рубили дрова, строили избы, резали посуду, ходили по грибы, ягоды).

Но не было человека, который мог бы нарисовать эту красоту.

И наконец, дождался русский лес своего художника. И фамилия у него лесная – Шишкин. И звали его по-русски Иван, сын Ивана. Жил художник в городе Елабуга, город был окружен непроходимыми лесами. Впечатления детства отразились в живописных работах художника. Когда ему исполнилось двадцать лет, уехал он в Москву учиться живописи. Он больше всего любил рисовать пейзажи. А Вы знаете, что такое - пейзаж? Здесь я уточняю с детьми, что такое пейзаж. Пейзаж – это картина, на которой изображен лес, небо, деревья, словом природа, то, что радует нас. Шишкин мог настолько изобразить деревья, травинку, веточку, что глядя на его картины мы будто попадаем в лесную сказку. До конца своей жизни он больше всего любил лес, находил в нем радость и красоту. Поэтому Шишкина называли лесным богатырем: «лесище уволок целиком из натуры, да и вставил в картину». Целыми днями бродил Иван Иванович Шишкин с этюдником по лесу, изучал и рисовал русскую природу. Попробуйте представить, что было, если бы не было этого художника?

О том, что Шишкин любил изображать лес, природу родного края подметил и изобразил на картине другой художник Иван Николаевич Крамской.

Далее проводится беседа по картине, основными задачами которой являются

знакомство с художником – пейзажистом, развитие диалогической речи, внимания, памяти.

- Как вы думаете, мог ли этот портрет быть создан в родных местах Шишкина, под Елабугой? (Мог, потому, что изображен огромный, большой и дремучий лес).

- Что этот портрет помогает узнать о Шишкине? Каким вы его представляете художником? (Он внимательный, наблюдательный, любуется природой) Каким вы представляете его человеком? (Сильным, большим).

В каждом пейзаже мы чувствуем, какое – то волшебство, словно сказка поселилась в нас. Не верите, посмотрите сами, ведь лес может рассказать много интересных историй.

Ставлю перед собой следующие задачи: научить детей внимательно рассматривать картины, развивать монологическую речь, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства.

Итак, чтобы создать свою картину пойдет Шишкин в лес, выберет место, расчистит кустарники, обрубит сучья, отогнет ветки деревьев, чтобы ничего ему не мешало видеть выбранную картину. Так вот создавалась эта картина.

- Какое настроение вызывает эта картина, что вы видите, ощущаете? (Сырость, холод, туман, нет ярких цветов. Человеку неуютно, страшно, не радостно. Едва освещены солнцем верхушки деревьев сосен. Только медведям хорошо в глухом лесу)

- Как бы вы её назвали? Почему? («Утро в сосновом лесу», «Медведи в чаще», «Утренняя чаща»).

- Кто знает секрет этой картины? (Медведей написал художник К. А. Савицкий). Раннем утром в чаще леса резвятся три неуклюжих медвежонка в густых лохматых шубах. Рядом - мама – медведица. Она внимательно наблюдает за игрой шаловливых медвежат и готова в любой момент бросится им на помощь. Художник И. И. Шишкин никогда не рисовал животных, поэтому изобразить мишек ему помог художник К. Савицкий – его друг. Играющие медвежата получились очень забавными и все же главное в картине не эти симпатичные звери, а дремучий бор. Далеко глухие места от человеческого жилья. Наверное, никто не заходит сюда, не тревожит лесное царство. Привольно здесь и зверю, и птице! Жизнь идет по своим лесным законам. Только от бури и от времени гибнут вековые деревья, а на их месте вырастает молодая поросль. Об этой нетронутой красоте леса удивительно правдиво рассказал художник.

- В Москве, в Третьяковской галерее рядом с картиной «Утро в сосновом лесу» находится другая картина.

- Сейчас я словами напишу картину, а вы её представьте и скажите название (Жаркое солнце, просторы полей, голубое небо, золотая рожь, травка, цветочки, сосны-великаны посреди поля). Дети называют картину «Рожь».

Я ставлю следующие задачи:

-развивать диалогическую речь;

-обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами;

-вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия природы;

-воспитывать интерес к пейзажной живописи.

- Подберите красивые слова к слову «поле». (Бескрайнее поле, раздолье, простор, поле-море, русское поле, золотое поле, златогривое поле.)

- Что вы видите в поле?

- Какой вам кажется дорога?

- Что можно рассказать о небе?

- На что похожи сосны в поле?

- Какими вы их видите?

- Почему художник нарисовал эту картину?

- Расскажите, чем вам этот пейзаж интересен.

«Обильная и могучая Русь раскинулась перед нами. Раздолье, простор, необъятное золотое поле ржи. Оно легко колышется и шумит, словно море в ясный день. По безграничному полю вьется дорога, убегая вдаль, к горизонту, прокладывая путь к соснам – великанам. Они украшают пейзаж. Их могучие стройные стволы и тяжелые темно – зеленые кроны величественно возвышаются над полем. Яркая бархатистая зелень у дороги, где резвятся ласточки, подчеркивает золотые тона ржи в солнечном сиянии дня. Послушайте, как сказал об этом русский поэт Афанасий Фет:

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы».

- Иногда темы для картин подсказывала Шишкину поэзия. Картина «На Севере диком» создана по мотивам стихотворения М. Ю. Лермонтова:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет качаясь

И снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Развивать умения давать эстетические оценки, развивать у детей интерес к средствам выразительности живописи, художественное видение, пространственное, образное мышление и воображение, видение единства замысла художника и средств выразительности.

- Похожи ли настроения у картины и стихотворения? (Сосна одинокая на горе и в стихотворении и на картине).

- Посмотрите и скажите, как художник изобразил ночь. (Темные краски, небо, луна).

- Какие краски использовал И. И. Шишкин. (Холодные, голубой снег, розовый, фиолетовый, зеленоватый).

- Что снится сосне? (Жаркое лето, подруги с картины «Корабельная роща», звери, которые играют у сосны).

Картина «На севере диком» написана И. И. Шишкиным в 1890 году по мотивам стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосна». Полотно носит отпечаток романтической живописи Куинджи, с которым Шишкин в тот период своей жизни был очень дружен. С содержанием картины я знакомлю детей на предварительной работе. Но я вам предлагаю послушать краткое ее содержание.

Так же, как и в стихотворении Лермонтова, в картине мощно звучит тема одиночества. На неприступной голой скале, посреди кромешной тьмы, льда и снега, стоит одинокая сосна. Луна освещает мрачное ущелье и бесконечную даль, покрытую снегом.

Кажется, в этом царстве холода нет больше ничего живого. Но наперекор морозам, снегам и ветрам дерево живет.

Гордо, с достоинством стоит могучая сосна. Как богатая риза на плечах священника, тяжелые хлопья сверкающего снега лежат на могучих ее ветвях. На макушке сосны шапка снега как будто сливается с бегущими по грозовому небу облаками. Мы ощущаем царящее вокруг безмолвие и сгущающийся мрак.

О чем мечтает, о чем грезит сосна? Может быть, о далекой родной душе, такой же одинокой и возвышенной? Мы не знаем этого, но чувствуем, что нет в мире такой силы, которая сможет сломать сосну, подчинить ее себе.

А что вы чувствуете, глядя на картину?

Вообще у Шишкина мало «зимних» картин. Картина «На севере диком» - один из самых ярких примеров обращения художника к зимнему пейзажу. Мы видим, что суровый нрав севера пленяет художника своей красотой и силой. Используя богатую палитру оттенков, он мастерски передает и состояние зимнего оцепенения, и чувство гнетущего одиночества.

Полотно «На севере диком» передает те же чувства, что и стихотворение великого поэта, но другими средствами – с помощью живописи. Наверное, автор стихотворения по достоинству оценил бы великий талант Шишкина.

При рассматривании следующей картины, ставлю задачи:

-развивать у детей интерес к средствам выразительности живописи, художественное видение, пространственное, образное мышление и воображение, видение единства замысла художника и средств выразительности;

-воспитывать любовь к родной природе, интерес к русской живописи.

Шишкин создавал разные картины, которые тонко и с любовью передавали красоту родной природы. Художник показывал, что может увидеть обычный человек, если на секунду остановится, отдохнет от суеты. Просто не всегда у современного человека находится достаточно времени для походов в лес, наблюдения за природой, а картина Шишкина «Зима» помогает нам совершить заочную экскурсию в зимний лес.

Что мы видим на этой картине?

На картине Шишкина «Зима» мы видим зимний лес, который изображен так реалистично, что становится немного прохладно. Белые, заснеженные деревья пригнулись под тяжестью груза, а отдельные деревья даже упали, не выдержав такой роскошного снежного убранства. Снег укрыл весь лес прекрасным покрывалом, на котором играют редкие лучи солнца. Еще большее ощущение праздника возникает при взгляде на маленькую птичку, которая притаилась на одном из деревьев. Она напыжится, старается согреться, но, все равно, рада наступлению такой удивительной поры.

Чтобы передать чистоту зимнего леса, автор использовал преимущественно белый цвет. Можно сказать, что такой выбор не случаен, так как зима всех примирила, стерла всю грязь. Если бы не эта картина, некоторые люди никогда бы не узнали, как прекрасен зимний лес.

Картина оказалась настолько притягательной и живой, что захотелось пройтись по зимнему лесу, вдохнуть аромат свежести – и в полной мере ощутить на себе красоту живой природы.

И в заключение своего рассказа ставлю следующие задачи:

-продолжать развивать монологическую, диалогическую речь; развивать умение использовать средства выразительности;

-обобщить знания детей о творчестве И. И. Шишкина; развивать умение соотносить художественный образ с поэтическим;

-воспитывать любовь к родной природе, интерес к русской живописи.

А эта репродукция вам тоже знакома.

- Давайте устроим конкурс: «Кто задаст самый интересный вопрос к этой картине» (В каком музее находится картина? Почему корабельная роща? Как можно назвать сосны? Почему день солнечный, а в середине леса темно)

- Чей вопрос был интереснее?

- И. И. Шишкина называют поэтом природы. Почему? Он же не стихи писал, а картины. (Смог поэтично, необычно изобразить простые вещи: деревья, колосья, травинки. Прорисовывал каждую веточку. Создавал картину красками, как поэт - стихи).

А теперь я предлагаю вам побыть художниками. Но творчество ваше будет носить нетрадиционный характер. Шишкин прорисовывал каждую травинку, каждую веточку, листочек, хвоинку. А мы свами все это сделаем бисером (бисерография). А пока наши коллеги создают картину, давайте еще раз полюбуемся на репродукции картин И. И. Шишкина и почитаем известные вам стихи русских поэтов (дети читают наизусть стихи А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, С. Есенина, М. Исаковского).

1. Зимнее утро (Пушкин А. С.)

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

2. Снежок (Некрасов Н. А.)

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

3. С. А. Есенин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

4. Поет зима - аукает (Есенин С. А.)

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

5. Здравствуй, зимушка-зима! (Ладонщиков Г. А.)

Белым снегом нас покрыло:

И деревья и дома.

Свищет ветер легкокрылый -

Здравствуй, зимушка-зима!

6. Весна (Уж тает снег, бегут ручьи) (Плещеев А. Н.)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою

7. Уж верба вся пушистая (Фет А. А.)

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

8. Черёмуха (Есенин С. А.)

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

9. Весенняя гроза (Тютчев Ф. И.)

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

10. Скворцы (Стюарт Е. К.)

Весна, беззвучная сначала,

Заговорила лишь тогда,

Когда под снегом зажурчала

Шальная талая вода.

11. Ласточки пропали (Фет А. А.)

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

12. Стоял ноябрь уж у двора (Пушкин А. С.)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста Актуальность данной темы заключается в сложившейся современной ситуации. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения,.

Мастер-класс «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Слайд 1. Добрый день! Уважаемые коллеги разрешите представить Вам мастер – класс как с помощью игровой технологии можно «Развивать коммуникативные.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы.

Мастер-класс «Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Нашу встречу я хочу начать с притчи. «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:.

Мастер-класс «Вокалотерапия как здоровьесберегающая технология в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста» ЕРШОВА НАТАЛЬЯ Мастер-класс «Вокалотерапия как здоровьесберегающая технология в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста».

Проявление творческих способностей старшими дошкольниками в изображении природы. Пейзажная живопись Проявление творческих способностей детьми старшего дошкольного возраста в изображении природы на основе ознакомления с пейзажной живописью.

Презентация «Мастер-класс по развитию коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста» Предлагается презентация к выступлению по теме: «Мастер-класс по развитию коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста». Где.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка,.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста «Общаясь с ровесниками, ребёнок лучше узнаёт и познаёт самого себя» Л. Н. Галигузова Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного.

Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста Рассмотрим современные подходы к решению проблемы развития коммуникативных способностей старших дошкольников. Эффективность процесса по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Пейзажная живопись в развитии коммуникативных способностей и социальных навыков детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 января 2018 в 21:12
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД