Получи документы

Мастер-класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ

Елена Щукина
Мастер-класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ

Мастер-класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ

Метод Маленьких Человечков

Программное содержание: Познакомить присутствующих педагогов с некоторыми методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и умения, побуждать взять на вооружение предложенный опыт.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ» размещена в разделах

Задачи: 1. Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность. 2. Укреплять субъективную позицию педагогов. 3. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.

План мастер – класса :

1. Рассказ о методе ТРИЗ-технологии (Моделирование Маленькими Человечками), используемому в практике.

2. Моделирование на взрослых использования данного метода.

Модель взаимодействия в процессе проведения мастер-класс : «педагог - педагоги»

Оборудование: игрушки «Волшебник Оживлялка», «Капелька»; 3карточки-схемы опытов, сюжетные карточки с изображением воды в разных состояниях (жидком, твёрдом, газообразном, карточки с изображением «маленьких человечков», материал для проведения опытов.

Предварительная работа: Проведение опытов по ознакомлению со свойствами воды, заучивание детьми стихов о воде, рисование детьми портретов воды, подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала.

Ход мастер-класса :

- Уважаемые коллеги, я хочу в рамках данного мастер - класса представить Вашему вниманию метод, который помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников. На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. В работе со старшими дошкольниками я активно применяю метод, позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. Это метод - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ, который помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.

Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.

Педагог обращается к гостям семинара:

Только сегодня и только сейчас,

Только у нас и только Вам

Я предлагаю с удовольствием и конечно волнением окунуться в мир детства. Почувствуйте себя вдали от житейской суеты и трудностей. Итак,

Здравствуйте!

Музыкальная игра – приветствие.

В этот чудесный день, добрый день,

Дружно здороваться нам не лень!

Руку протягивай не зевай,

Улыбку весёлую посылай. (2 раза).

Сегодня мы с вами отправимся в центр науки, где вы должны показать свои знания. А кто нас там ждёт, отгадайте:

Загадка: «Есть волшебник такой,

Лишь коснётся рукой,

Стол иль стул, да что хочешь,

Оживит когда захочешь!»

(Волшебник Оживлялка)

Волшебник Оживлялка принес свой научный труд и попросил, чтобы я вас с ним познакомила. Интересно, что там (открывает, читает).

„Сказка про маленьких человечков"

(чтение сказки сопровождается показом схем)

Жили-были маленькие человечки. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает. " Так они и сделали. Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. „Посмотрите какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево",- говорили все вокруг. „Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода. „Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями",- сказали человечки. А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов. Так теперь и живут маленькие человечки. В твердых веществах они крепко держатся за руки. В жидкостях они стоят рядом друг с другом. В газообразных веществах они бегают и прыгают.

В. : Ребята, а вы хотите поучаствовать в научных экспериментах?

Д. : Да.

В. : Волшебник вас приглашает в лабораторию. Проходите пожалуйста (дети подходят к столу).

Рассмотрим, что же здесь находятся за предметы ( дети поочередно называют три предмета: ваза, кубик, тарелка).

Давайте попробуем отделить часть от целого (дети проводят эксперимент - не выходит) .

В. : Почему у вас не получилось?

Д. : Потому, что предметы твердые.

В. : Какие человечки живут в твердых предметах?

Д. : Те, которые крепко держатся за руки.

В. :. покажи схему твердого вещества (ребенок показывает)

Давайте пойдем дальше. Что мы видим здесь?

Д. : Стакан с молоком; водой; соком.

В. : Как вы думаете, можно ли отделить часть человечков? (Экспериментальная работа. Отделяем часть жидкости. Потом снова ее соединяем. Переливаем ее из одной емкости в другую.)

В. : На этом столе собраны разные жидкости. В них живут человечки, которые не держатся за руки, а стоят рядом друг с другом. Повтори, как ведут себя человечки в жидкости.

Д. : Стоят рядом, опустив руки.

В. : Покажи схему жидкости (ребенок показывает)

В. : А хотите я вам покажу, где живут человечки, которые не стоят на месте.

Д. : Да, хотим.

В. : Поставьте перед собой ладоши и помашите ими на себя. Чувствуете как кто-то стучит вам по щекам? (дети машут)

Это маленькие человечки собрались в кучку и стучат вам по щечкам. А вот в этих коробочках, которые вам приготовил волшебник Оживлялка, тоже живут человечки. Откроем коробочки и вы их почувствуете (дети открывают, нюхают).Что вы можете сказать о веществах, которые находятся в середине коробочек?

Д. : Мы ничего не видим, не можем потрогать, но чувствуем запах.

В. : Как называется это вещество?

Д. : Газообразное.

В. : Покажите схему газообразного вещества, (ребенок показывает, воспитатель хвалит)

Физ. минутка

В. : Ребята, а вы хотите стать на время маленькими человечками?

Д. : Да, хотим.

В. : Тогда проходите, пожалуйста, становитесь в круг и выполняйте движения, соответствующие моим командам. Итак, я вас превращаю

- в воздух

- в жидкость

- в твердый предмет (дети выполняют движения)

Теперь усложним задание:

- вы – стол,

- вы – сок,

- вы - дым костра.

В. : Молодцы, вы все правильно выполняли.

В. : Что Вы говорите, волшебник? (нагнулась к волшебнику, послушала) Обязательно. Волшебник оживит сегодня то, что я загадала, попробуйте узнать с помощью игры «Да-нет-ка». Отгадайте, что я загадала?

Д. : Это природный мир или рукотворный?

В. : Природный.

Д. : Это живая природа?

В. : Нет.

Д. : Это земля?

В. : Нет.

Д. : Это солнце?

В. : Нет.

Д. : Это камни?

В. : Нет.

Д. : Это река?

В. : И, да и нет.

Д. : Это Вода?

В. : Да. Я загадала воду.

Давайте попросим волшебника, чтобы он оживил нам воду:

Ну, волшебник не зевай,

Нам водичку оживляй (повторяют все вместе)

Появляется живая капелька (вязаная игрушка)

Что она может рассказать о себе? Давайте от её имени попробуем это сделать.

Я – жидкая;

Я – прозрачная;

Я - без вкуса и запаха.

Если дети затрудняются в перечислении свойств воды, показать карточки схемы опытов.

А что вы знаете о форме воды? (Вода не имеет форму, п. ч. она принимает форму той посуды, в которую её налили).

Кто нам попробует повторить всё о воде? (1-2 ребёнка). (1,5-2 мин.)

Давайте вспомним, где вода может быть и для чего она нужна?

Задание, будем выполнять 2 командами. (Дети подходят к столам, где находятся сюжетные картинки).

1 команда – выбирает картинки, где изображено кому и для чего нужна вода.

(Вода нужна маме для стирки белья, мытья посуды, для купания, чтобы рыбу ловить, цветы чтоб росли, рыбам и т. д.)

Вывод: Вода необходима всем живым существам: растениям, животным, человеку.

2 команда – где может жить капелька воды?

(В море, лужице, ручейке, реке, облаках, снеговике, сосульке, снежинке и т. д.)

Вывод: Вода – волшебница. Она бывает разной. Вода бывает жидкая, тогда её очень тяжело удержать, так как маленькие человечки не держат друг друга за руки, и она принимает форму сосуда, в который ее наливают. Вода бывает твердая, когда замерзает и превращается в лёд, так как человечки держат крепко друг друга за руки. Вода бывает газообразная, когда закипает и превращается в пар, так как человечки очень быстро бегают.

В. : А теперь попробуем составить загадки о воде.

Д. : Прозрачная, но не стекло. Жидкая, но не молоко; прозрачная, но не воздух; льется, но не песня.

Физминутка.

В. : Ребята, я предлагаю временно превратиться в маленькие капельки и поиграть в игру «Ходят капельки по кругу». Капельки из тучки упали на землю. Попрыгали, попрыгали, скучно им стало играть по одной. (Дети прыгают). Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками. (Дети берутся за руки и начинают движение). Встретились ручейки и стали большой речкой. (Дети бегут змейкой, взявшись за руки). Текла-текла река и попала в большой океан. (Дети берутся за руки и идут по кругу.) Плавали, плавали капельки в океане, а тут и солнышко выглянуло, тепло стало. (дети присели). Вспомнили капельки, что их ждет мама Тучка. Стали капельки легкими и полетели к тучке (Дети подняли руки вверх).

В. : Время работы в научном центре подошло к концу. Дети, вы сегодня столько узнали интересного, вы были такими активными, находчивыми. Волшебник доволен вашими знаниями и хочет подарить каждому капельку воды. Оживлялка надеется, что вы будете соблюдать правила бережного отношения к воде.

Публикации по теме:

«Использование ТРИЗ-технологии в формировании творческой речевой деятельности детей, имеющих общее недоразвитие речи» В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в.

«Двухэтажный дом для маленьких человечков». Конспект занятия по конструированию в средней группе Программное содержание: Продолжать учить детей сооружать постройку из мелкого материала. Учить договариваться о том, что они будут строить,.

Конспект занятия для детей подготовительной группы в рамках работы над проектом «Мы помним, мы гордимся» (элементы ТРИЗ)Конспект занятия для детей подготовительной группы в рамках работы над проектом «Мы помним, мы гордимся» (элементы ТРИЗ) Конспект занятия «Мы помним, мы гордимся» Задачи: 1. Расширять знания детей о Великой Отечественной войне и участниках войны. 2. Учить детей.

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Тема: Современные подходы к формированию навыков безопасного поведения у дошкольников. Цель: Совершенствование работы детского сада и семьи в формировании осознанного безопасного поведения дошкольников. Задачи: 1. Обеспечить.

Мастер-класс для педагогов на тему: «Формирование навыков здоровьясбережения по средствам экспериментальной деятельности»Мастер-класс для педагогов на тему: «Формирование навыков здоровьясбережения по средствам экспериментальной деятельности» Цель: дать практические приемы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию у них потребности к здоровому образу.

Мастер-класс «Метод экспериментирования как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста» «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы оказываясь на.

Защита творческой работы по теме «Игра как метод социализации детей старшего дошкольного возраста» «Игра как метод социализации детей старшего дошкольного возраста» Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются.

Конспект занятия по ПДД «Путешествие на автобусе в город Маленьких человечков» Задачи: 1. Формировать культуру поведения в общественном транспорте. 2. Знакомить с дорожными знаками, обозначающими остановки городского.

Развитие творческого воображения у детей. Метод коллективной творческой деятельности. Средняя группа (часть первая) Для развития творческого воображения у детей я в своей работе использую метод коллективной творческой деятельности на базе материала преподавателя,.

Развитие творческого воображения у детей. Метод коллективной творческой деятельности. Средняя группа. Часть 2. Продолжение. Начало статьи в 1-й части. Вот одна из сказок, сочинённая детьми средней группы (естественно, в обработке воспитателя) Конечно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ
Опубликовано: 26 июля 2015 в 11:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД