Лучший педагог года

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Тайны воздуха» для детей средней группы

Маликова Вера
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Тайны воздуха» для детей средней группы

Мастер — класс по опытно-экспериментальной деятельности для детей смешанной ранней группы.

Тема: «Тайны воздуха»

Цель мастер-класса : формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей; развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования.

Программное содержание:

1. способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;

Публикация «Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности „Тайны воздуха“ для детей средней группы» размещена в разделах

2. развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

3. воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

4. познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

5. Учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Методические приемы: беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка.

Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, трубочки для коктейля, листы бумаги, картона, веера, сделанные из бумаги, акварельные краски, альбомные листы бумаги, кисти, стаканчики-непроливайки, одноразовые шапочки, белые халаты – все выше перечисленное по количеству детей. Воздушные шары, три стеклянные баночки с крышками, проектор.

Место проведение: групповое помещение, в котором возле одной из стен стоят столы с материалом для опытов. На стену, возле столов, с помощью проектора выведена картинка лаборатории.

Ход мастер-класса :

Воспитатель: «Расскажи - и я забуду,

Покажи – я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Китайская пословица.

Дети, по своей натуре, - это любознательные исследователи, шаг за шагом открывающие для себя разные стороны окружающего мира. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями.

Поддержать этот здоровый интерес, направить его в нужное русло познания и обучения помогает опытно-экспериментальная деятельность. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Процитирую вам выдержку из ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

Цель моего мастер-класса это представить опыт работы по «Познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» на примере нескольких опытов с воздухом.

Воспитатель: Я приглашаю сюда участников моего мастер-класса : это воспитанники смешанной ранней группы детского сада №4. Добрый день, ребята. Все в сборе взрослые и дети мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

А сейчас давайте встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

Воспитатель и дети:

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем “Здравствуйте!” друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем “Привет!” и “Добрый день!”

(Игра на общение).

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это с синим шариком? Он какой-то некрасивый, маленький. А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и большим?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Правда? Сейчас я его надую. Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: Замечательно, умницы. В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Ребята, а вы поможете мне их назвать?

Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Превосходно, вы просто настоящие ученные. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся туда и будем проводить опыты.

Дети и воспитатель шагают по кругу, произнося следующие слова:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Предлагаю Вам одеть специальную защитную одежду для проведения опытов. Готовы? Вперед. Начнем наши опыты.

Опыт № 1. «Поймай воздух»

Воспитатель: А как вы думаете, где живет воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Да, он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимый. А как можно обнаружить воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю вам поймать воздух. А как мы можем это сделать? Чем мы можем поймать его? Смотрите у нас на столе лежат разные предметы, какой выберем для опыта? Давайте проверим?

Ответы детей.

Воспитатель: Все согласны с Антоном? Отлично! Тогда скорее берите на столе пакетики, посмотрите, что находится в них?

Дети: Ничего.

Воспитатель: Все верно, Соня. Если воздух окружает нас повсюду, как вы сказали, то тогда давайте попробуем его поймать в наши целлофановые пакеты.

Воспитатель «ловит» пакетом воздух и закрывает его. Дети повторяют за ним.

Воспитатель: Чем наполнился пакет?

Дети: Воздухом.

Воспитатель: Превосходно. И какой мы сделаем вывод?

Ответы детей.

Воспитатель: Замечательно, ребята. Вы правильно ответили. Оказывается, воздух прозрачный, невидимый, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете, друзья?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо. А давайте проверим?

Опыт № 2. «Воздух внутри нас»

Воспитатель: Смотрите, ребята, что это у нас стоит на столе? Что с этим можно сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Я очень рада вашему решению! Что вы видите в стаканчиках?

Дети: Вода.

Воспитатель: Замечательно, вы правильно ответили. А теперь возьмите трубочки, опустите ее в стакан с водой и подуйте в нее. Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети дуют в трубочки, а потом делятся впечатлениями: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие интересные предположения, Ева. Действительно, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Но на этом наши чудеса не заканчиваются. Давайте совершим еще одно волшебство с воздухом.

Опыт №3. «Движение воздуха»

Воспитатель: А как вы думаете, можно ли почувствовать воздух? Давайте проверим. Пойдем дальше? Перед вами лежат различные предметы – веер, лист бумаги, картонка. Выберите, какой вам нравится. А теперь попробуйте, помашите веером, листом бумаги или картона возле своего лица. Что вы чувствуете?

Ответы детей.

Воспитатель: Ну, вы просто настоящие эксперты. Правильно, мы почувствовали движение воздуха. А как называется это движение воздуха?

Дети: Ветер.

Воспитатель: Отлично, супер – действительно из-за движения воздуха получается ветер.

Физкультминутка:

Дует ветер с высоты

Гнутся травы и цветы

Влево – вправо, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше, веселей, вот так!

Переходим все на шаг,

Вот и кончилась игра,

Заниматься нам пора! (Движения выполняются согласно словам текста).

Опыт № 4 “Узнай по запаху”.

Воспитатель: А подскажите мне ребята, а мы можем почувствовать запах воздуха? Как?

Ответы детей.

Воспитатель: Смотрите, что это стоит на нашем столе? Наверное, это волшебные баночки. Посмотрите, а в них что-нибудь есть? Как вы думаете, они пустые или нет?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы все верно сказали - они пустые, тогда я предлагаю каждому из Вас взять по очереди по баночке, открыть и понюхать, чем пахнет?

Дети по одной открывают баночки и по очереди нюхают, а затем называют запах, какой они почувствовали.

Воспитатель: Какие интересные предположения, замечательно. Действительно, воздух в первой баночке пахнет апельсином. Во-второй, чесноком. В-третьей, ничем не пахнет. Как вы думаете, почему баночки пустые, а пахнут по-разному?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, я согласна с вами, все верно вы сказали. Собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Например, по запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Друзья, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо, эта техника называется кляксография. Может быть попробуем?

Ответы детей.

Воспитатель: Отлично, тогда все дружно повторяем. Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Подходите, пожалуйста, к нашему следующему столу, и я вам все покажу.

Воспитатель показывает технику кляксографии: кистью капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны.

Дети пробуют рисовать.

Воспитатель: Браво, у вас замечательно получается. Итак, мы сегодня провели множество опытов с воздухом. А скажите, вам понравилось проводить опыты? Что мы хотели с вами узнать, и получилось ли это у нас?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется “Волшебный шарик”. Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

Дети передают шарик друг другу и отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Если мы не видим воздух, значит он какой?

Ребенок: Невидимый.

Воспитатель: Если сквозь воздух мы видим все предметы, значит он какой?

Ребенок: Прозрачный.

Воспитатель: Если он не имеет цвета, значит он какой?

Ребенок: Бесцветный.

Воспитатель: Зимой на улице воздух какой?

Ребенок: Холодный.

Воспитатель: А какой воздух около костра?

Ребенок: Горячий.

Воспитатель: А если мы проветрим нашу группу, какой будет воздух?

Ребенок: Свежий, чистый, прохладный.

Воспитатель: Наша познавательное занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными, вы много узнали сегодня интересного. Спасибо большое вам всем: Соне и Еве за старательность, Сергею и Антону за интересные идеи. Мои дорогие помощники, я хочу вам вручить медали настоящих знатоков и ученных.

Воспитатель вручает ребятам медали. Ребята становятся с воспитателем рядом, лицом к гостям.

Воспитатель: Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! Спасибо всем большое за внимание!

Публикации по теме:

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности «В поисках крахмала» для средней группы Программное содержание: • Содействовать формированию интереса к живой природе, к исследовательской работе. • Уточнить и дополнить знания.

Конспект НОД для детей средней группы по опытно-экспериментальной работе «Мы спасем Солнечную страну. Свойства магнита» Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы по опытно-экспериментальной работе «Мы спасем Солнечную страну».

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Свойства воздуха» Лилия Хафизова Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Свойства воздуха» Цель: Способствовать развитию.

Конспект ООД опытно-экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Тайны снега» .

Мастер-класс для воспитателей по опытно-экспериментальной деятельности «Лягушка-путешественница» Цель: создание условий для повышения уровня знаний и умений педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи:.

Мастер-класс «Формирование познавательного интереса младших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности» .

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Наблюдения любопытного лягушонка. Свойства воды» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Приключения Лунтика на Земле» Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной.

Мастер-класс «Применение игровой технологии в опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» Мастер-класс «Применение игровой технологии в опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» Подготовила:.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы «В гостях у Нолика» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: -создать условия для знакомства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Тайны воздуха» для детей средней группы
Опубликовано: 8 марта 2018 в 18:59
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД