Папки-передвижки

Мастер-класс по развитию словесного творчества у дошкольников

Дина Александровна Головачева
Мастер-класс по развитию словесного творчества у дошкольников

Мастер класс занятие для разучивания

стихотворения С. Есенина «Береза»

Важным звеном в развитии у детей связной речи является словесное творчество детей, которое тесно связано с общим развитием ребенка. Существует прямая зависимость между развитием речи детей и их творчеством, так как само творчество немыслимо без овладения богатством того языка, на котором ребенок говорит, думает. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие : при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

Публикация «Мастер-класс по развитию словесного творчества у дошкольников» размещена в разделах

Основное требование к играм – упражнениям заключается в том, что они должны проводиться систематически, и они должны быть интересными. Эти упражнения ставят своей задачей расширить активный словарь детей, углубить представление о художественном слове, закрепить в памяти эти слова.

Цель занятия: помочь детям почувствовать образный язык стихотворения, привлечь к творческому заданию : самим придумать, с чем можно сравнить снег, и подобрать эпитеты к словам «снег», «береза», «лес».

Наглядный материал: картина Юона «Зима».

Ход занятия:

Воспитатель вместе с детьми рассмотрела картину Юона «Зима», обратила внимание детей на красоту берез, покрытых снегом. Затем прочитала стихотворение С. Есенина «Береза». Задала вопрос: «о чем говориться в этом стихотворении руки подняли все дети. Я спросила Никиту. Он ответил «О белой березе, как она покрывалась серебром». На вопрос: «Чем вам понравилось это стихотворение, Саша ответил: «Оно рассказывается очень нежно».

Воспитатель. «Ребята, а почему это стихотворение, а не рассказ?».

Дети: «Оно складное и очень похоже на песню».

Воспитатель. «Дети, подумайте с чем автор сравнивает снег?»

Дети: «С белой бахромой, это такие белые кисточки на скатерти».

Дети добавили: «Еще снег сравнивается с серебром, потому что он белый и блестит, как серебро».

Соня: «Он не горит, а просто сверкает на солнце».

Воспитатель читает стихотворение еще раз, спрашиваю, кто из детей запомнил его. Катя с Алиной поднимают руки. Я вызываю девочек по очереди и они стараются прочитать стихотворение с моими подсказками слов и фраз. Затем я читаю стихотворение Сурикова «Зима» и спрашиваю «С чем сравнивается снег в этом стихотворении

Дети: «С белой пеленой».

Воспитатель: «А теперь вы подумайте с чем можно сравнить снег».

Дети подняли руки: «С белым одеялом, которое закрыло всю землю».

Дети: «С хрусталями».

Дети: «Снег белый и пушистый, как вата».

Воспитатель: «А теперь подумайте определение к слову «снег». Как можно сказать какой он?

Руки поднимают почти все.

Дети: «Про снег можно сказать. Что он блестящий, хрустальный, искрящий, холодный, сверкающий, серебристый».

Воспитатель: А теперь придумайте определение к слову «Береза». Какая она?

Дети: Пушистая, кудрявая, белоствольная, снежная – зимой.

Воспитатель: Придумайте определение к слову «Лес». Какой он? И подумайте в каком рассказе его можно употреблять, например, желтый лес – в рассказе про Осень.

Дети: Белый лес в рассказе про «Зимний лес».

Дети: Голый лес можно сказать про позднюю осень.

Дети: можно сказать «Дремучий лес», если рассказывать сказку.

Дети: Зеленый лес – летом.

Основное требование к играм – упражнениям заключается в том, что они должны проводиться систематически, и они должны быть интересными. Эти упражнения ставят своей задачей расширить активный словарь детей, углубить представление о художественном слове, закрепить в памяти эти слова.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : 2000.

2. Алексиева, С. А. Активизация словесного творчества / С. А. Алексиева// Дошкольное воспитание. - 1970. - №9.

3. Бородич, А. М. Методика речи детей/ А. М. Бородич. –М., 1981.

4. Ворошина, Л. П. Обучение творческому рассказыванию / Л. П. Ворошина// Дошкольное воспитание. - 1978. №4.

5. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский - М. : - 2008.

6. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада/ В. В. Гербова. – М., 1984.

Публикации по теме:

Актуальность речевого развития Говорить умею все, но говорить правильно, лишь единицы из нас! Разговаривая с детьми, мы используем речь, как средство передачи своих мыслей.

Мастер-класс «Развитие речи через воображение» Мастер-класс с педагогами "Развитие речи через воображение".На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по развитию словесного творчества у дошкольников
Опубликовано: 22 декабря 2014 в 19:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД