Мастер-класс по речевому развитию для старшего дошкольного возраста

Елена Апоева
Мастер-класс по речевому развитию для старшего дошкольного возраста

Мастер- класс

Актуальность:

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Цель: ознакомить педагогов с наиболее эффективными нетрадиционными приемами работы с детьми по развитию речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить участников с алгоритмом разучивания скороговорок и чистоговорок, а также введению устойчивых выражений и пословиц в активный словарь ребенка.

- совершенствовать артистические навыки педагогов в плане переживания и воплощения образа, используя интонации, мимику, пластические импровизации, выражающие разнообразные эмоциональные состояния;

-совершенствовать диалогическую, монологическую интонационную выразительность речи, персонификацию тембра голоса, дикцию, правильное произношение, артикуляцию.

-вызвать интерес к использованию театрализованной деятельности для развития речи и творческих способностей в работе с детьми.

Материалы и оборудование: Крокодил Стеша (кукла, набор артикуляционной гимнастики в картинках, кукла би-ба-бо Петрушка, картинки – скороговорки, текст сказки Маша и Медведь с устойчивыми словосочетаниями, дидактическая игра «Эмоции»

Ход мероприятия.

Одним из эффективных средств всестороннего развития ребёнка является театрализованная деятельность. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка.

Значение театрализованной деятельности как средства развития речи:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь

• улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий

• дети получают эмоциональный подъём

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• позволяет формировать опыт социального поведения

• стимулирует активную речь

Практическая часть.

Я привела с собой своего помощника Крокодильчика Стешу. Он служит моим помощником при проведении артикуляционной гимнастики.

А так как мой мастер-класс посвящен развитию речи, то разработать наш артикуляционный аппарат как раз будет самым подходящим. (Выбирает артикуляционную гимнастику: одну статическую, одну динамическую («Блинчики» и «Вкусное варенье»).

Проведение артикуляционного упражнения.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Артикуляционная гимнастика должна проводиться систематически. Только тогда от нее будет польза.

ПЕТРУШКА: Я умею тараторить скороговорки! Вот послушайте!

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. (можно взять любую)

Тогда вместе со мной начали:

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. (Сложно проговорить сразу).

Игровой прием (использование схем):

1. Начало скороговорки – тихо, конец – громко.

2. Начало громко, потом тихо.

3. Начало медленно, затем быстро.

4. Начало быстро, затем медленно.

По движению моей руки – начали!

Прием использования скороговорок позволяет формировать правильное произношение, артикуляцию, тренирует дикцию, помогает детям научиться быстро и четко проговаривать трудно произносимые слова и фразы, а моделирование рукой я использую для развития динамического слуха.

Замечательно! Какие молодцы!

Проговорите выражение:

«Мама сегодня пораньше вернется»

сердито, испуганно, радостно, грустно, плача, робко, ехидно, хитро.

Прием – для развития интонационной выразительности речи.

Игра «Сложи эмоции».

Педагогам предлагается сложить эмоции, назвать ее и изобразить.

Эмоции упрощают жизнь. Вместо длительного многостороннего анализа взаимодействия с человеком мы чувствуем: "я его ненавижу" или "я в восторге от него". Если мы чего-либо боимся, страх удерживает нас от глупостей. Также идет работа над синонимами и антонимами.

Игра «Найди подходящую пословицу».

- Я прочитаю вам небольшой текст, а вы должны подобрать пословицу, выражающую главную мысль.

В лесу играли зверята. И начали они хвастаться, кто настоящий помощник:

- А я могу всю посуду вымыть языком, - говорит Лисенок.

- Подумашь, - говорит Бельчонок, - а я могу за один прыжок столько орехов собрать, что на весь день хватит.

- Это что, - отвечал Кротенок, - я, например, могу грядки перекопать.

А Зайчонок сидел и не говорил ничего. Вдруг он увидел свою маму, которая несла тяжелые авоськи с капустой. Он тут же побежал к ней и взял у нее капусту без лишних слов.

- Ты самый лучший в мире помощник, - сказала Зайчиха, погладила по голове и пошла рядом.

(карточка с пословицами)

Прием формирует умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить ее границы.

Прием проговаривания «про себя» с показом движений.

(«У оленя дом большой» или стихотворение «Первый снег»).

Прием помогает лучше и быстрее запомнить текст, так как кроме слуховой памяти ребенок задействует также зрительную и двигательную память. Этот прием можно использовать также вместо физминутки.

Работа над устойчивыми выражениями.

- Какие устойчивые выражения вы знаете со словом «каша?»

(Каша в голове, каша во рту, заварить кашу, сапог каши просит, с тобой каши не сваришь, мало каши ел).

Давайте теперь проверим, какие устойчивые выражения спрятались в сказке. Читаю сказку «Маша и Медведь с устойчивыми выражениями» под редакцией Е. А. Алябаевой:

Однажды Маша пришла к Медведю, чтоб в очередной раз с ним поиграть. Но Мишка был занят. Он чинил Машины сапоги, так как они просили каши, износились до дыр.

- Эх, каши с тобой не сваришь!- обиженно сказала Маша. – пойду играть с Зайцем.

Стали они играть в мяч. Но у Маши никак не получалось добросить мяч даже до ворот, силенок не хватало. Видно Маша мало каши ела. Надоело Зайцу с ней играть и ускакал он к себе. А Маша с досады со всего размаху как пнула по мячу. Мяч попал в окно.

- Ох, и заварила я кашу, - подумала Маша.

Из дома выбежал злой Медведь.

- Кто разбил окно?

- Это…это…да. я так…. Не нарочно, - промямлила Маша.

- Что ты говоришь? Я не понимаю твоего лепета, у тебя какая-то каша во рту. Ничего не разберешь! Говори четко и громко, а то у меня от твоих слов уже каша в голове какая – то.

- Прости меня, Мишка. Это я нечаянно разбила. Я больше не буду.

Мишка посмотрел на плачущую девочку и простил ее. А на следующий день сделал для Маши настоящие футбольные ворота!

Прием введения в активный словарь ребенка устойчивых выражений и фразеологических оборотов служит для обогащения активного словаря ребенка, делает его речь более образной и богатой.

Прием «Придумай сказку».

Я начну сказку, а тот, кому я брошу мяч, ее продолжит. Но условие. Говорим только одно предложение.

«Жил-был муравей. Подул сильный ветер и его унесло высоко в небо….».

Можно также провести с детьми игру «Внимание! Потерялся ребенок!», или «Помоги найти вещь».

В этом случае вы должны описать предмет при помощи слов или движений, не называя его самого, а также однокоренные слова.

Этот прием развивает воображение, фантазию, а также служит для формирования умения составлять распространенные предложения.

Закончить свой мастер- класс хочу словами великого русского писателя Н. В. Гоголя:

«Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Спасибо за внимание. Надеюсь мастер-класс был для вас интересен и полезен.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ Дидактическая игра по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с использованием ИКТ. "Про мам и их малышей".

Конспект НОД по речевому и социально-коммуникативному развитию «Семья» для детей старшего дошкольного возраста https://yadi.sk/i/F220IFijmvr75]https://yadi.sk/i/F220IFijmvr75. Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская,.

Конспект НОД «Волшебное зазеркалье» по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики СИНКВЕЙН для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Используя технологии.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Картинная галерея» с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Картинная галерея» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе нахождения и.

Конспект по речевому развитию с применением технологии «Путешествие по карте» для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Конспект «Путешествие по Африке" Цель: Использование технологии «Путешествие по карте» и развивающего игрового пособия Воскобовича «Коврограф.

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Скоро в школу!» .

Конспект занятия по речевому развитию «Необычные художники» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по речевому развитию «Необычные художники» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • учить составлять описательный рассказ, используя модель.

Мастер-класс с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию Мастер класс для детей старшего дошкольного возраста по правилам игры с куклой би-ба-бо. Цель: Формировать представления детей о театрализованной.

Работа педагога по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста В ФГОС ДО сказано, что речевое развитие дошкольника формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой.

Занятие по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Хлеб, хлеб, хлебушек» Цель: создать условия для формирования у воспитанников бережного отношения к главному достоянию человечества – хлебу. Задачи: • Упражнять.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Мастер-класс по речевому развитию для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 апреля 2016 в 15:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Настольная игра по сенсорному развитию «Полей цветочки» для детей раннего возраста
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю настольную игру по сенсорному развитию, сделанную своими руками. Настольная игра "Полей цветочки" Цель...
Мастер-класс изготовления органайзера из картонных втулок. Занимаемся творчеством со...
Просто невероятно, какие удивительные поделки могут получаться из ненужных на первый взгляд предметов, которые порой выбрасываются людьми в мусор. Во...
Фотоотчёт «Рисование с помощью клея ПВА и соли»
Екатерина Орленко Фотоотчёт »Рисование с помощью клея ПВА и соли» Если взрослый не поощряет творчество ребёнка, не верит в его фантазии, не знает...
Подвижная игра «Спрыгни с высоты» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Спрыгни с высоты» Цель игры. Учить детей, легко спрыгивать с высоты 10 - 25 см, держать равновесие. Материал. Зайчик ( игрушка,...
Конспект образовательной деятельности. Лепка из бумажного теста «Пасхальное яичко»
Конспект образовательной деятельности педагога и детей «Художественно-эстетическое развитие». Лепка из бумажного теста «Пасхальное яичко» Возрастная...