МААМ-картинки

Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика»

Лариса Сосновских
Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика»

Мастер-класс: «Профессиональное выгорание педагогов

в ДОУ и его профилактика».

В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Говоря о дошкольных образовательных учреждениях, все чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это, безусловно, важно, однако не стоит забывать, что во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психическим и психологическим. Повышаются требования со стороны общества к качеству образования, и, следовательно, к личности педагога и его роли в образовательном процессе. Такая ситуация уже потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека. А также, любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью постоянно контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагога является еще более сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Профессиональные деформации педагога – это изменения, нарушающие целостность личности, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере. Одной из форм профессиональной деформации является профессиональное выгорание.

Публикация «Мастер-класс „Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика“» размещена в разделах

Под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них.

У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных воспитателю детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.

Основные симптомы профессионального выгорания.

психофизические;

социально-психологические;

поведенческие.

Психофизические симптомы.

Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости).

Ощущение эмоционального и физического истощения.

Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию).

Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии).

Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта.

Резкая потеря или резкое увеличение веса.

Полная или частичная бессонница.

Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня.

Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке.

Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.

Социально-психологические симптомы.

Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности).

Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события.

Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя).

Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность).

Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»).

Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь».

Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Поведенческие симптомы:

Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее.

Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы).

Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает.

Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам.

Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.

Дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.

Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд человека и могут вызывать сильное напряжение и стресс.

Проявление СЭВ у педагогов (в зависимости от стажа работы).

Более 50% - у педагогов со стажем работы от 5 до 7 лет или от 7 до 10 лет;

• 22% - со стажем от 15 до 20 лет;

• 11% - у педагогов 10-летним стажем;

У педагогов со стажем работы более 10 лет выработаны определенные способы

саморегуляции и психологической защиты);

8% - со стажем от 1года до 3 лет.

Профилактика профсгорания.

Этапы психологической профилактики профессионального выгорания педагогов:

1. Выпуск буклетов, памяток, постеров, выступления на педсоветах и собраниях коллектива - информирование сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность.

2. Эмоциональная поддержка и стимулирование - создание хорошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации.

3. Профессиональная помощь в сохранении качества профессиональной деятельности педагогов - повышение квалификации, диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов, организация работы творческих групп.

Естественные способы профилактики профессионального выгорания.

Физическая нагрузка.

Саморегуляция.

Творчество.

Полноценный отдых.

Практическая часть.

Цель: предупреждение синдрома профессионального и эмоционального выгорания педагогов.

Задачи:

1. Снижение эмоционального напряжения.

2. Способствовать сплочению коллектива, желанию поддержать друг друга.

3. Показать жизненные стратегии - позитивного восприятия жизни, получения и принятия жизненного опыта.

4. Сформировать установку на сохранение и укрепление психического и физического здоровья.

Упражнение «Самоанализ".

Инструкция: В левой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Сейчас мы с вами постараемся с помощью упражнения снять психическое напряжение и окунуться в мир объятий.

Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Релаксация "Храм тишины". Инструкция. Вообразите себя гуляющим на одной из улиц многолюдного и шумного города: Ощутите как ваши ноги ступают по мостовой: Обратите внимание на других прохожих, выражения их лиц, фигуры: Возможно, некоторые из них выглядят встревоженными, другие спокойны: или радостны: Обратите внимание на звуки, которые вы слышите: Обратите внимание на витрины магазинов: Что вы в них видите?. Вокруг очень много спешащих куда-то прохожих:. Может быть, вы увидите в толпе знакомое лицо. Вы можете подойти и поприветствовать. А может быть, пройдете мимо: Остановитесь и подумайте, что вы чувствуете на этой шумной улице?. Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по другой улице. : Это более спокойная улица. Чем дальше вы идете, тем меньше вам встречается людей: Пройдя еще немного, вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от других: Вы видите на нем большую вывеску "Храм тишины": Вы понимаете, что этот храм - место, где не слышны никакие звуки, где никогда не было произнесено ни единого слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу же оказываетесь окруженными полной и глубокой тишиной: Побудьте в этом храме: в тишине. : Потратьте на это столько времени, сколько вам нужно: Когда вы захотите покинуть храм, толкните двери и выйдите на улицу. Как вы сейчас себя чувствуете?

Упражнение «Самоанализ».

Психолог: - Возьмите, пожалуйста, листочки, где вы рисовали геометрические фигуры. В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас. Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.

Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

Игра «Волшебная шкатулка».

Цель: Поднятие настроения. В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка, которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время. Варианты пожеланий:

- Тебе сегодня особенно повезет!

- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

- Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

- Сегодня твой день, успехов тебе!

- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это! и т. д. Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности эмоционального и профессионального.

Психолог: - И в заключении я бы хотела вам сказать, берегите себя для себя! Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов ДОУ по песочной терапии «Пожелание» Мастер-класс для педагогов ДОУ по песочной терапии «Пожелание»Цель: развитие тактильной чувствительности, произвольности, пространственных.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Подснежники» в технике «квиллинг»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Подснежники» в технике «квиллинг» Мастер-класс «Магия бумаги. Подснежники в технике квилинг» Цель: расширение представления об искусстве квилинга. Задачи: 1) Познакомить.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Ритм. Движение. Речь»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Ритм. Движение. Речь» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Ритм. Движение. Речь» Миграновой Э. Ф. Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по использованию.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Зимнее путешествие в Страну ритма»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Зимнее путешествие в Страну ритма» Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих.

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель мастер-класса: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомить педагогов с.

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном.

Мастер-класс «Дуб мудрости» для педагогов ДОУ Ведущий : Здравствуйте, нами всегда уважаемые, Добрые, строгие и обожаемые, Милые, близкие, смелые, дружные, В каждом вопросе советчики.

Мастер-класс «Дуб мудрости» для педагогов ДОУ Ведущий : Здравствуйте, нами всегда уважаемые, Добрые, строгие и обожаемые, Милые, близкие, смелые, дружные, В каждом вопросе советчики.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ Психологический тренинг, направленный на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Цели: профилактика психологического здоровья.

Семинар — практикум «Профилактика плоскостопия у дошкольников» для педагогов и специалистов ДОУСеминар — практикум «Профилактика плоскостопия у дошкольников» для педагогов и специалистов ДОУ В начале семинара сообщение инструктора по физической культуре о проблеме плоскостопия у детей. Ухудшение состояния здоровья детского населения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика»
Опубликовано: 16 мая 2017 в 20:59
+204Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 71.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД