Психотехнические игры для педагогов как средство гармонизации внутреннего мира педагога

марина герасименко
Психотехнические игры для педагогов как средство гармонизации внутреннего мира педагога

Цель: - посредством психотехнических игр учить педагогов правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффектно управлять собой;

- познакомить с приемами, способствующие ослаблению психического напряжения, с упражнениями, нацеленными на развитие внутренних психических сил, расширение его профессионального самосознания;

- отработать способы саморегуляции, достижения психологического контроля.

Форма: мини-тренинг

Содержание

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Психогеометрический тест

Психогеометрия – уникальная практическая система анализа личности

Инструкция:

Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг, изображенных на листе бумаги. (Приложение 1) Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: Это – «Я»! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся фигуры в порядке Вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.

Итак, самый трудный этап работы закончен. Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это – Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию Вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для Вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура Вам полностью не подходит. Тогда Вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм. (Приложение 2)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью. Отрицательноокрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье. Сейчас мы с вами познакомимся с упражнениями, регулярное выполнение которых позволит педагогу скорректировать свое психоэмоциональное состояние, выработать навыки психологического воздействия с целью снятия эмоционального и физического напряжения.

Игры-формулы или формулы самовнушения.

Когда у педагога нет возможности, места и времени проводить психотехнические игры, можно использовать формулы, которые могут быть произнесены «про себя» или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой.

Упражнение 1. Утренние и вечерние игры-формулы

Утром, перед вставанием, когда Ваш организм находится в своеобразном «переходном» состоянии уже не сна, но еще и не полноценного бодрствования, заведите себе правило прочитывать две основные формулы. Эти же формулы могут быть повторены Вами в постели перед сном.

Формула 1. Уверенность в себе

«Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь» (Последняя фраза может быть повторена несколько раз).

Формула 2. Любовь к ученикам.

«Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими воспитанниками».

Упражнение 2. «На работу»

Формула 1. «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом моей жизни».

Упражнение 3. Игры-формулы в течение рабочего дня

Формула 1. Спокойствие, стабильность.

«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».

Формула 2. Любовь к своей работе

«Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».

Упражнение 4. «Перед сложным разговором»

Формула 1. Спокойствие

«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».

2) Для развития внутренних средств саморегуляции можно использовать так называемые «адаптационные игры». Использование их полезно как для молодых специалистов в период адаптации, так и для уже опытных воспитателей.

Упражнение 1. «Фокусировка»

Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала занятия. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде «Тело!» сосредоточьтесь на своем теле, по команде «Рука!» - на правой руке, «Кисть!» - на кисти правой руки, «Палец!» - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде «Кончик пальца!» - на кончике указательного пальца правой руки. Команды следует подавать самому себе с интервалами 10-12 секунд (найдите при этом благоприятный для Вас ритм).

Упражнение 2. «Дыхание».

Упражнение желательно выполнять перед началом занятия. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей собственной команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем собственном дыхании. При этом не следует специально управлять своим дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.

Игры – релаксации

В течение 2-5 минут, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, воспитатель сможет снять усталость, и обрести состояние внутренней стабильности, свободы, уверенности в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и педагог, выполняя в ходе своей работы и после нее специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу «психологического душа», очищающего его психику и способствующего быстрому и эффективному отдыху.

Упражнение 1. «Голова».

Встаньте прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас надет громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор двумя руками и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем резко опустите руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение 2. «Руки»

Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по Вашим рукам. Посидите так минуты 1,5-2, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу.

Упражнение снимает усталость, способствует установлению психического равновесия, баланса.

Упражнение 3. «Ритм» (формирование открытости к собеседнику)

Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает осуществлять произвольные движения руками, а играющий роль «зеркала» пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Цель: Углублять эмоциональное состояние и создавать условия для его поддержания вне занятия.

1) Упражнение «Осознание своего дыхания»

Инструкция. Сделайте глубокий вдох животом, дайте воздуху заполнить всю грудную клетку и даже пространство над ключицами. Затем начните медленно выдыхать воздух, произнося мягкий согласный звук «с-с-с». Следите за ритмом дыхания. Воздух входит. «С-С-С». Спросите с5ебя: что я чувствую, когда дышу? Что происходит во мне? Делайте это упражнение так долго, как сможете.

2) Упражнение «Настроение» (как снять неприятный осадок после разговора).

Нарисуйте свое эмоциональное состояние после занятия.

Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветные пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в ваш рисунок, и было уничтожено вами.

Литература:

1. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М.: Нов. Школа, 1993 г.

2. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996

3. Дошкольное образование. - №8,№11 2004 г.

Публикации по теме:

Презентация проекта: «Миницентр психологической разгрузки для детей дошкольного возраста» Задачи: * формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях ; * Обучение умениям определять свое настроение; * обучение.

Синдром и профилактика эмоционального выгорания педагогов Консультация для воспитателей и руководителей по проблеме профессионального выгорания педагогов, а также этапы и способы решения данной.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Психотехнические игры для педагогов как средство гармонизации внутреннего мира педагога
Опубликовано: 25 декабря 2013 в 10:42
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....