Получи документы

Мастер-класс «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством методики Дьенеша»

Татьяна Михайлова
Мастер-класс «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством методики Дьенеша»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по интеллектуально-творческому развитию с использованием блоков Дьенеша.

Задачи:

1. Сформировать интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений к системному использованию современных развивающих технологий.

2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.

Публикация «Мастер-класс „Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством методики Дьенеша“» размещена в разделах

3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования педагогов.

План проведения мастер-класса :

1. Теоретическая часть. Знакомство с блоками Дьенеша.

2. Практические игры и упражнения с блоками.

3. Рефлексия.

1. Теоретическая часть.

Слайд 1

- Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Михайлова Татьяна Евгеньевна. Я представляю Северный район и свой любимый детский сад «Сказочная поляна».

Тема моего мастер-класса «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством авторской методики развивающего обучения : логические блоки Дьенеша».

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось.

Можно начать.

Слайд 2

В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди. В образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовность к самостоятельной деятельности.

Слайд 3

Основная цель Концепции развития математического образования на уровне дошкольного образования – организация образовательной среды, способствующей освоению воспитанниками первичных математических представлений, познавательных действий, используемых в жизни.

Поэтому новые приоритеты в образовании побудили меня к поиску инновационных методов, позволяющих создать образовательную среду, построенную на основе технологий развивающего обучения, которая позволит сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Слайд 4

В процессе работы я выяснила, что современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагают разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие детей. На мой взгляд, одной из наиболее эффективных является авторская методика интеллектуально-творческого развития детей - логические блоки Дьенеша, разработанная венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

Слайд 5

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, которые различаются четырьмя свойствами:

• формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные,

• цветом – красные, синие, желтые,

• размером – большие и маленькие,

• толщиной – толстые и тонкие.

Кроме этого у нас есть наборы плоскостных блоков, которые изготовили родители. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Слайд 6

К набору блоков прилагаются также карточки-символы.

Цвет – изображается пятном.

Форма – контурами фигур.

Толщина – условным обозначением человеческой фигуры: толстый-тонкий

Размер – силуэтами домиков: большой – маленький.

Слайд 7

Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например, не красный, не большой и т. д.

Слайд 8

К набору прилагается методическое пособие «Давайте вместе поиграем» Авторы: Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн, и демонстрационный материал в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр.

Вот такая на первый взгляд простая игра является ценнейшим дидактическим материалом.

Слайд 9

Логические блоки:

• знакомят с формой, цветом, размером, толщиной объектов;

развивают логическое мышление, представление о множестве, операции над множеством (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование);

• формируют представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания);

развивают умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения;

развивают творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, что в итоге развивает интеллектуально - творческие способности детей и позволяет сформировать у детей дошкольного возраста предпосылки к учебной деятельности.

Слайд 10

В начале реализации опыта мною была поставлена цель: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребенка дошкольного возраста посредством использования блоков Дьенеша.

Слайд 11

Достижение цели предполагало решение следующих задач:

1. Организация в группах РППС с использованием современных технологий интеллектуально – творческого развития.

2. Формирование у дошкольников основных приемов логического мышления.

3. Формирование интереса педагогов ДОУ к системному использованию современных развивающих технологий.

4. Включение родителей в совместную с детьми деятельность.

(Показ ксерокопии пособия)

За основу в своей работе я взяла пособие Е. А. Носовой и Р. Л. Непомнящей «Логика и математика для дошкольников», где представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша.

Слайд 12

В работе с детьми блоки Дьенеша я использую третий год.

Использовать логические блоки Дьенеша в образовательном процессе я начала с первой младшей группы. Внесла в развивающую среду группы наборы с блоками (на каждого ребенка имеется набор). Поначалу дети просто играли с ними, создавали простейшие постройки и объемные фигуры в альбомах «Маленькие логики» и «Маленькие логики-2». Со временем блоки Дьенеша стала использовать в различных видах деятельности.

Слайд 13

В организованной образовательной деятельности при изучении геометрических форм и сенсорных эталонов дополняю и разрабатываю конспекты с использованием блоков Дьенеша. Также блоки использую в интегрированных занятиях, так как они обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности.

Слайд 14

Блоки используются детьми как предметы-заместители в сюжетно-ролевых играх (например, блоки являются деньгами, печеньем, конфетой, машиной). В подвижных играх блоки могут стать хорошими ориентирами. Из них можно построить дорожки, лабиринты.

Слайд 15, 16,17

Одним из интересных видов деятельности с использованием блоков Дьенеша является работа в альбомах по возрастам. (Это «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Маленькие логики» и «Маленькие логики – 2»; «Лепим нелепицы», «Спасатели спешат на помощь»). В рамках реализации проекта дети вместе с родителями создали свой альбом «Вместе с мамой, вместе с папой».

Слайд 18

Дети одного календарного возраста находятся на разных ступенях интеллектуального развития. Поэтому ежегодно на основании результатов педагогической диагностики и «Журнала наблюдения» нами разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, реализуя которые также используем блоки в индивидуальной и подгрупповой работе.

Слайд 19

Блоки Дьенеша доступны каждому ребенку, поэтому в самостоятельной деятельности они используют их для конструирования, аппликации, сюжетно-ролевых игр. Кроме этого дети придумывают сами множество различных игр.

Слайд 20

В целях формирования интереса педагогов к системному использованию современных развивающих технологий я представила диссеминацию своего опыта работы на методических мероприятиях района.

В рамках районного семинара «Создание психолого-педагогических условий преемственности в образовании детей в ДОО и начальной школы» провела образовательную деятельность по познавательному развитию с использованием авторской методики развивающего обучения логические блоки Дьенеша «В поисках Машеньки» и выступила с сообщением из опыта работы «Логические блоки Дьенеша как средство формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста». (2016 г.)

Слайд 21

В рамках муниципального этапа конкурса «Учитель Оренбуржья -2018» в номинации «Воспитатель года» провела интегрированную образовательную деятельность по познавательному развитию «Путешествие в Страну блоков» и выступила с сообщением из опыта работыРазвитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством авторской методики развивающего обучения логические блоки Дьенеша». (2017 г.)

Слайд 22

В рамках «Дня открытых дверей в ДОУ» для родителей, педагогов ДОУ и учителей начальных классов провела открытую интегрированную образовательную деятельность по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша «Поможем Даше-путешественнице» (2017 г.)

Слайд 23

Провела мастер-класс с педагогами дошкольных учреждений района «Использование блоков Дьенеша в индивидуальной работе с детьми» в рамках творческой лаборатории воспитателей района «Индивидуализация дошкольного образования : организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО» - (2016 год).

Слайд 24

Решая задачу включения участников образовательных отношений в совместную с детьми социально - значимую деятельность нами была реализована серия тематических проектов с использованием блоков Дьенеша, в рамках которых были проведены мастер-классы, творческие гостиные, совместные детско-взрослые игры.

Слайд 25

В этом учебном году (со средней группы) начата реализация парциальной программы «Интеллектуалы», которая представляет систему творческих заданий с использованием блоков Дьенеша, современных развивающих игр В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, цветных палочек Х. Кюизенера, направленных на развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста. Реализуется она в соответствии с образовательной программой ДОУ, циклограммой воспитательно – образовательной работы по понедельникам во вторую половину дня.

Итоги работы и их практическая значимость

Слайд 26

За три года работы наблюдается положительная динамика по результатам диагностики интеллектуально-творческих способностей детей.

По результатам диагностики к концу учебного года в 1 младшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» обследовался 21 ребёнок, результаты по группе были следующие: высокий уровень – 13 детей (62 %, средний уровень – 8 детей (38 %, низкий уровень – 0 детей (0 %).

На этапе завершения 2 младшей группы обследовались 20 детей, результаты были уже следующие: высокий уровень – 17 детей (85 %, средний уровень – 3 ребёнка (15 %, низкий уровень – 0 детей (0%). В средней группе обследовался 21 ребенок высокий уровень – (82 %, средний уровень – 8 детей (18 %, низкий уровень – 0 детей (0 %).

Слайд 27.

Данные результаты показывают, что включение в процесс образовательной деятельности системы развивающих игр с блоками Дьенеша плодотворно влияет не только на развитие логического мышления, но и на всестороннее развитие личности ребенка. Полученные результаты подтверждают важность использования авторских методик интеллектуально-творческого развития дошкольников.

- А сейчас я предлагаю перейти к практической части мастер-класса.

Звук сообщения.

- Предлагаю узнать, что за сообщение пришло к нам на компьютер.

Слайд 2 (1 видео Весны на экране).

ВЕСНА. Здравствуйте, меня зовут Весна. Наступил март. Снег уже тает. Бегут и шумят ручьи и только в Стране блоков по- прежнему все заметено снегом и сковано вечными льдами, потому что Снежная королева заколдовала страну и его жителей.

- Поможем жителям Страны блоков?

- Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путешествие, предлагаю отгадать ребус.

Слайд 4 (ребус)

- Верно! Мы отправимся на самолете. Но для начала я вам предлагаю купить билеты на самолет.

Игра «Билетная касса» с блоками Дьенеша.

Цель: развитие умения выявлять свойства, объектов, аргументировать свой выбор.

- Для участия в игре приглашаю несколько человек.

- Здесь находятся билеты на самолет (на подносе, а перед вами лежат наборы блоков Дьенеша – это деньги. Я показываю билет (блок, зашифрованный символами, а вы деньгами - блоками за него расплачиваетесь.

Слайд 5 (значение карточек символов)

Можно пользоваться вот этой схемой подсказкой.

- Билеты приобретены, можно отправляться в полет.

Звучит звук «Аэропорта» : Внимание, объявляется посадка на рейс до Страны блоков. Просьба пассажирам занять свои места….)

Слайд 6 (небо с облаками)

- Ну а пока мы летим, предлагаю вам расслабиться

Релаксация. (Включается соответствующая музыка).

Упражнение на релаксацию и развитие воображения

«ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ»

«Займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вы лежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака. Дышите свободно.

Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь навстречу большому пушистому облаку и мягко утопаете в нем.

Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Вы отдыхаете. Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.

Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день»

Звучит звук «Аэропорта» : Пристегните ремни. Идем на посадку.

Слайд 7 (снежная пустыня)

-Вот мы и в Стране блоков. Как здесь тихо и грустно…

Слайд 8 (видео снежная Королева)

Голос СК: - Я - Снежная королева, заколдовала страну блоков, и злые тролли разбили мое зеркало. Его осколки разлетелись по всей стране. Чтобы помочь жителям страны, вам нужно собрать все осколки и вставить их в рамку. Предупреждаю, если вы не справитесь с заданием, в Стране блоков никогда не растает снег и не наступит весна.

- А вот и первое задание. Нужно отличить семью короля от жителей Страны блоков. И для этого мне нужен помощник.

Игра «Найди фигуру».

Цель: развивать умение выявлять, свойства в объектах (размер, форма, толщина, удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, развивать воображение, творческое мышление.

- «В волшебной Стране блоков жил был король со своей семьей. Он был синий, большой, толстый и похож на прямоугольник (выбираем блок – прямоугольник, синий, большой и толстый). У короля была королева, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на своих родителей, только маленьких. (маленький толстый и тонкий прямоугольники).

- Мы хорошо справились с первым испытанием Снежной Королевы и нашли первый осколок зеркала.

Слайд 9-10 (первый осколок)

- Для второго испытания мне нужно пять помощников. Приглашаю вас за столы. …

Игра «Рассели жильцов».

Цель: развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

- Жители страны заблудились, они не знают, как попасть к себе домой. Нужно заселить в дома жильцов – логические блоки.

(Показываю, где этажи, а где квартиры)

1. Вот первый житель: большой, толстый, желтый треугольник.

- Он займет квартиру на 2 этаже №3 …

2. Второй житель - большой тонкий синий круг, его квартира на 3 этаже №1.

3. Маленький тонкий синий квадрат будет жить на 1 этаже в кв. №2.

4. Большой тонкий красный квадрат заселится на 3 этаже вквартиру№3.

5. Маленький толстый желтый прямоугольник будет жить на 2 этаже в квартире №2.

6. А большой толстый желтый квадрат заселился на 1 этаж в квартиру №1.

-Жильцы очень благодарны вам, а вот и второй осколок.

Слайд 11 (второй осколок)

- Жильцы поселились в своих домиках, но чтобы расколдовать холодное сердце Снежной королевы, нам нужно найти еще один осколок зеркала.

Подвижная игра «Садовник и цветы».

Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам.

- Нужно помочь садовнику правильно рассадить цветы. Обручи - клумбы. Садовник решил в одну клумбу посадить такие цветы (в обруче лежит карточка-символ-желтое пятно)

- Какие посадим цветы в первый обруч? (Все желтые)

- А в другую клумбу вот такие (карточка-символ-треугольник).

- Какие цветы посадим во второй обруч? (Все треугольники)

- Но есть такая область, которая попадает одновременно в обе клумбы, соответственно в этом месте фигуры должны удовлетворять обоим условиям.

- Какие это условия? (Цветы треугольные и желтые)

- Приступаем к посадке цветов.

- Объясните, почему вы так посадили цветы по клумбам?

- (В одном обруче (клумбе) растут только желтые цветы-любой геометрической формы, а в другом-цветы треугольной формы, там, где пересекаются - обручи, растут только желтые треугольники).

Слайд 12 (третий осколок)

- Молодцы! Посмотрите, вот и последний осколок зеркала вставляем его в рамку.

Слайд 13 (3 видео весны)

Голос Весны: Вы прошли все испытания Снежной королевы, сумели растопить ее холодное сердце и в Страну блоков пришла долгожданная весна. Спасибо вам большое.

Слайд 14

Вот и в Стране блоков наступила весна, расцвели цветы. Предлагаю закрыть глаза и мысленно вернуться в детский сад (Волшебная музыка).

На мой взгляд, мы сегодня плодотворно потрудились. На этом наш мастер-класс приходит к логическому завершению и чтобы обобщить его материал, я предлагаю вам составить синквейн.

Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорил сейчас нужно представить в 5 строках.

1 строчка – 1 существительное. Это и есть тема синквейна.

2 строчка – 2 прилагательных.

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, с помощью которой вы дадите оценку нашей деятельности. Это может быть крылатое выражение, цитата. И мы определим, что произошло с вами в течение нашей встречи. Может быть вы чему - то научились, может быть кому - то было интересно. Может быть наш мастер – класс вас вдохновил на новые дела.

Пример:

«Мастер-класс

Волнующий, интересный

Заинтересовывает, Учит. Вдохновляет.

Новые знания достигаются путем изучения и ценой усилий.

Спасибо за интересные высказывания.

Я благодарю вас за работу и свое выступление мне хотелось бы завершить рассказав вам одну легенду: (под музыку)

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:….

- Как вы считаете, что ответил мудрец?

- “Всё в твоих руках”.

«Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Успех, как известно, рождает успех. Действительно, все в наших руках!

Желаю всем успехов в любимой работе!

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством декоративного рисования «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста через декоративное рисование»Слайд 2. Декоративное рисование.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством сказки «Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни.

Консультация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных материалов и техник По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя «Это высказывание в полной.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности» Работа над данной проблемой проводилась в течение трёх лет с группой детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет. Характеризуя воспитанников, хочется.

Мастер-класс по теме «Нетрадиционные методики аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» Цель: Поделиться с педагогами опытом работы по внедрению в образовательный процесс по изобразительной деятельности нетрадиционных методик.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей посредством экспериментирования» Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица Тема мастер – класса: «Развитие творческих.

Нетрадиционные методики аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возрастаНетрадиционные методики аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста Нетрадиционные методики аппликации. Цель: Поделиться с педагогами опытом работы по внедрению в образовательный процесс по изобразительной.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования солью МБОУ «Новокиевская СОШ» Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности «В душе каждого ребенка есть невидимые струны; если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». М. Горький. Одним из важных видов музыкального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством методики Дьенеша»
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 08:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД