МААМ-картинки

Конспект мастер-класса «Развитие логического мышления у дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша»

Людмила Чернова
Конспект мастер-класса «Развитие логического мышления у дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша»

Слайд№1

«Развитие логического мышления у дошкольников с использованием дидактического материала «Логические блоки Дьнеша»

Слайд№2

Многие полагают, что при подготовке ребенка к школе достаточно - научить ребенка читать, писать, знать цифры складывать их и вычитать.

Слайд№3

Но, этого конечно недостаточно. Ребенка необходимо познакомить с основами логического мышления. Я хочу вас познакомить….

Публикация «Конспект мастер-класса „Развитие логического мышления у дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша“» размещена в разделах

Слайд№4 (игра коробка и блоки плоскостные или объемные)

….…. с универсальным игровым дидактическим материалом «Логические блоки Дьенеша», разработанный венгерским ученым Золтаном Дьенешем. Это универсальная игра используется во всем мире и в нашей стране.

Рассмотрим набор «Блоки Дьенеша», в который входит 48 объёмных форм и ни одной одинаковой.

четырех форм : круги, треугольники, квадраты, прямоугольники;

трех цветов: красный, синий, желтый;

двух размеров: большой и маленький;

двух видов толщины: толстый и тонкий.

Данное уникальное дидактическое средство помогает в игровой форме:

- моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование и декодирование информации;

- развивает мыслительные операции и умение анализировать

- развивает творческие способности к моделированию и конструированию;

-развивается воображение и инициативность в достижении целей.

Работа с «Логическими блоками Дьенеша», сложна, но интересна и увлекательна.).

Слайд№5

Существует очень много игр с блоками. Мы познакомимся с некоторыми из них.

На первом этапе

1. Поиск блоков по 1 признаку- ЦВЕТУ :

Придумываем любые сюжеты для игр. «Помоги цыплятам»

Цыплята живут в домиках: желтые в желтом, красные … домике. Утром вышли на полянку поиграть. Наступил вечер и цыплятам нужно попасть в свой домик. Но…цыплята потеряли свои домики.

Включаются элементы поиска по цвету! (по форме, размеру, толщине)

- можно посчитать цыплят в домиках –по 16 каждого цвета

Слайд№6

2. Усложняем. Следующий этап поиск по2 признакам цвет -форма:

«Помоги Мишке»

На полянке растет много ягод. Мишка хочет угостить своего друга ёжика вкусными красными- круглыми ягодами. Но, не может найти их на полянке.

включаются элементы поиска по цвету и форме!

Вопрос: Сколько найдется таких ягод? (4)

Слайд№7

3. Усложняем Следующий этап поиск по3 признакам:

цвет- форма-величина «В магазине»

Катя пошла в магазин чтобы купить булочки для брата. Брат попросил купить желтые-квадратные- маленькие булочки. В магазине на прилавке было очень много булочек, Катя растерялась…

Вопрос: Сколько найдется таких булочек? (2)

Слайд№8

4. Усложняется следующий этап поиск по 4 признакам

цвет-форма – размер- толщина: «Найди ключ от дома»

Обыгрываем ситуацию. Ваня гулял по берегу реки и потерял ключ под одним из этих камней.

Синий-прямоугольный- большой- тонкий

По этим признакам камень всего - один

-ЧТО ВЫ ЗАМЕТИЛИ? ЧЕМ БОЛЬШЕ СВОЙСТВ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ, тем меньше блоков находится…5 мин

Слайд№9 (Кодовые карточки)

На следующем этапе предлагаются игры и упражнения с КОДОВЫМИ карточками, которые используются только в определенном порядке.

цвет- пятно в виде…облака или кляксы (красный, желтый, синий);

форма –соответствующий силуэт

размер-домик (большой маленький);

толщина-в виде фигуры человека (толстый, тонкий)

Слайд№10

Освоены кодовые карточки, дальше –кодировать и декодировать (раскодировать) информацию

Нелепицы: про меня говорят «дереза», кто же я назовите….По кодовым карточкам декодируется признаки блока и выкладывается персонаж

Слайд№11

Затем осваиваем кодовые карточки с отрицанием –перечёркнутые НЕ, а. Уже гораздо сложнее декодировать и кодировать. Попробуем?

Верхнюю квартиру слева. Какие там живут блоки?

Древнекитайское изречение звучит:

То, что я услышал, я забыл,

То, что я увидел, я понял,

То, что я сделал, я знаю!

А теперь поупражняемся в практическом умении

Слайд№12 волшебная дверь)

Принцесса собралась на балл, но не может попасть в свою комнату- там её драгоценности.

Перед нами волшебная дверь, но она не отроется пока вы не назовете признаки по которым изменились блоки. Слева -направо

Кто обратил внимание-какого нет признака? Почему, как выдумаете?

Первое препятствие преодолено. Дверь волшебная открылась

Слайд№13

Драгоценности находятся в сейфе. Чтобы узнать МОДЕЛЬ сейфа нам нужно ДЕКОДИРОВАТЬ название, т е раскодировать.

КОДОВЫЕ КАРТОЧКИ -красный, прямоугольник, большой и толстый.

(фокус группа прочитывает) Проверим?

Слайд№14

(Появляется сейф БЛОК)

Вот мы узнали модель сейфа. У каждого сейфа есть КОД со своей комбинацией. Вот беда…Принцесса забыла код

Слайд№15

(появляется 4 блока)

Красный треугольник большой и толстый, синий треугольник маленький и тонкий, красный квадрат большой и толстый, желтый круг маленький и тонкий.

Поможем принцессе?

В конверте №1 находятся кодовые карточки. При помощи них нужно закодировать любой БЛОК по вашему выбору. Комбинации могут повторяться, но обязательно хоть в одном признаке должен быть код с отрицанием или во всех признаках

УСЛОВИЕ: но это Секрет для соседних столов

В определенном порядке: цвет, форма, величина, толщина.

Читаем код ваш …вслух- пусть все угадывают все. Молодцы! Код придуман и разгадан. СОБРАЛИ КОДОВЫЕ КАРТОЧКИ.

Слайд№16

Открываем сейф- он у вас на столах (КОРОБКА БЛОКОВ, в котором находятся украшения.

В конверте №2 находится карточка, прочитав ДЕКОДИРОВАВ ее вы должны отыскать нужное украшение. Кто нашел, выходите сюда с карточкой и с украшением для Принцессы. Прочитайте и покажите, что вы нашли.

А МЫ проверим.

Слайд№17, 18, 19, 20

Нашли украшения

Слайд№ 21

ВОПРОС; По каким признакам дружат и не дружат украшения. - по парам

Положите украшения в эти шкатулки

Слайд№22

по 2 украшения в красную и желтую

Слайд№23

Принцессе нужно выбрать на балл украшения обладающим общими 3 признаками. Поможете ей?

ПРОВЕРИМ?

Слайд№24

Красный треугольник большой, толстый+ красный большой круг тонкий

синий маленький круг толстый+ красный маленький круг тонкий.

Спасибо большое, мы с вами помогли принцессе отыскать драгоценности

Слайд№25

Существует много разнообразных игр с игровым материалом «Логические блоки Дьенеша», что возможность педагогам придумывать свои сюжеты игр, увлекая детей в прекрасный мир интересных логических игр. А освоив материал, дети сами могут придумывать сюжеты и головоломки.

Слайд№ 26

Рефлексия по методу британского психолога Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Мы с вами поупражняемся в навыках практического мышления

На столе шляпки в которых лежит задание, ШЛЯПКИ на голову которое вы должны прочитать и коротко в течении 15 секунд дать ответ. Нужно отвечать очень коротко 1-2 предложениями.

«Белая шляпа»

Только факты (что узнали, чему научились)

«Зеленая шляпа»

Только «плюсы», что больше всего понравилось

«Черная шляпа»

Только «минусы», что не понравилось

«Красная шляпа»

Говорите только о чувствах или ощущениях (интересно-неинтересно, сложно,) которые у вас возникли в процессе мастер-класса

«Желтая шляпа»

Говорит о том, можно ли воплотить данный материал в работе с детьми

«Синяя шляпа»

Сделайте по всему сказанному выводы обобщения

1. Что узнали, чему научились.

2. «плюсы» и «минусы»

3. можно ли использовать в работе с детьми в ДОУ …. 3 минуты

Слайд№27 ИТОГ Рефлексия Притча

Жил в древности один мудрец. У него было много учеников. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Ранним утром ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. В любой момент готов был сжать руки для своей истины. Пришел к своему мудрецу-учителю и в присутствии всех спросил его:

- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?

- Все в твоих руках--- ответил мудрец.

В наших руках задатки, данные нашим воспитанникам от природы. И то нас зависит, остануться они НЕРАСКРЫТЫМИ или достигнут соответствующих высот.

Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Развитие логического мышления у дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша»
Опубликовано: 4 февраля 2024 в 20:46
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД