Мастер-класс «Развивающие игры и игровые упражнения как средство ознакомления детей с окружающим миром»

Марина Журавлева
Мастер-класс «Развивающие игры и игровые упражнения как средство ознакомления детей с окружающим миром»

Мастер-класс

«Развивающие игры и игровые упражнения как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром»

Составила:

М. Л. Журавлева

воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 3

общеразвивающего вида»

Микунь 2014

Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обучение педагогов ДОУ играм, которые способствуют развитию познавательной активности старших дошкольников.

2. Заинтересовать педагогов ДОУ развивающими играми для использования в своей работе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мяч, развивающая игра «Что внутри», развивающая игра «Кому что нужно».

I. Вводное слово мастера.

Уважаемые коллеги, я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».

Игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Наряду с наблюдениями, подвижными и творческими играми для расширения представлений детей об окружающем мире широко используются развивающие игры. Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В развивающих играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Развивающие игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях. Развивающие игры оказывают положительное влияние на процесс систематизации знаний дошкольников об окружающем.

В работе я опиралась на технологические концепции игровых методов О. В. Дыбиной, Н. В. Алёшиной, Л. И. Парамоновой, А. И. Сорокиной,В. Перова, Е. А. Алябьевой, Е. О. Севастьяновой, О. В Антоновой. Итогом работы стало повышение качества знаний и повышение познавательной активности детей.

При проведении игр и упражнений в средней группе использовала приёмы с большой долей наглядности: игры-загадки, игры-поиски, игры-поручения, игры-сказки, тесты и другие. Проводила непосредственно образовательную деятельность «Расскажи Незнайке о любимых предметах», «Петрушка идёт трудиться», «Что здесь лишнее», «Нелепицы» и т. д.

Игры проводила на различных этапах непосредственно образовательной деятельности: организационный момент, сообщение темы и цели (загадки, ребусы); изучение нового материала (просмотр слайдов или развивающего мультфильма с обсуждением, игры-предположения); закрепление изученного материала (игры-поручения, игры-поиски).

Затем в старшем возрасте игровые приёмы усложнила, проводила игры-путешествия, игры на восстановление последовательности событий, игры с меньшей долей наглядности, настольные игры, лото. В этом возрасте дошкольники осуществляют воспроизводящую, творческую, поисковую деятельность.

Для того, чтобы сделать игры более красочными, яркими, привлекающими внимание детей я применяю элементы информационных технологий, использую информацию из интернета, провожу занятия с использованием телевизора (картинки, слайды).

Эффективность использования развивающих игр:

- повышается активность детей;

- игра обеспечивает межличностное общение;

- в игре происходит развитие познавательных процессов.

II. Имитация игры.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам поиграть в развивающие игры. Приглашаю 6 человек подойти ко мне и принять участие в играх.

«Что можно делать, с?» «Чем можно делать это.. ?».

Начните так: "Мячик можно бросать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, a еще. "; "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, a еще.» Попросите ребёнка продолжить.

Или так: «Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на.»; «Пить можно воду, молоко, сок, a еще.».

Или: «Чай пьют, a печенье - едят»; «На кровати лежат, a на стуле -.»; «Гвоздь забивают, a шуруп - завинчивают»; «Рубашку шьют, a шарф -.»; «Котлеты жарят, a суп -.»; «Песок в ведро насыпают, a воду -.»; «Одежду надевают, а Надежду … (одевают)».

Когда суть игры станет понятна, попробуйте поменяться ролями: ребенок начинает, взрослый продолжает.

«Что внутри?»

Покажите (назовите) предмет или место, a ребенок в ответ должен назвать что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места: дом - стол, шкаф - свитер, холодильник - кефир, тумбочка - книжка, пузырек - лекарство, кастрюля - суп, дупло - белка, улей - пчелы, нора - лиса, автобус - пассажиры, корабль - матросы, больница - врачи, магазин - покупатели.

«Назови, одним словом»

Предложите: "Я буду описывать что-то, a ты назови то, о чем я рассказываю, одним словом:

• - часы, которые помогают проснуться?

• - человек, который направляется в дальние страны?

• -Шкаф, куда сохранить продукты ставят?

• -Им горячим мама платье гладит?

• -В нём есть ластик, много ручек,и цветных карандашей?

• -Их мы носим на ногах когда светло и бело?

Ребенок должен назвать слово. Затем поменяйтесь ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребёнка, поэтому надо помочь ему составить описание, если у него не получается.

«Кому что нужно?»

Вариант 1. Назовите человека или животное - в ответ ребенок должен назвать, какой предмет или предметы ему могут понадобиться:

• - парикмахер - ножницы, расчёска;

• - почтальон - сумка;

• - учитель - указка, учебники;

• - продавец - весы, касса;

• - муравей - палочки, листики;

• - пчела - пыльца, нектар;

• - птица - веточки, пух (для гнезда).

Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребёнка.

Вариант 2, усложненный: не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы - чтобы подстригать, весы - чтобы взвешивать покупки и т. д.

Вопросы педагогам:

• - Что развивают развивающие игры и упражнения?

• - Вы считаете эффективными развивающие игры?

• - Как в своей работе вы используете развивающие игры?

III. Этап моделирования.

Предлагаю педагогам разделиться на две команды, и подобрать развивающие игры для тематического дня по ознакомлению с окружающим миром. Первая команда подбирает игры на тему «Путешествие в мир насекомых», а вторая на тему «В мире цветов». Команды могут пользоваться планом конспекта тематического дня и карточками с набором развивающих игр.

IV. Представление результатов работы группы.

Команды представляют свои разработки и озвучивают, какие развивающие игры они подобрали для своего тематического дня и почему.

V. Заключительное слово мастера.

Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие, хочу узнать понравились ли вам представленные развивающие игры, возьмете ли вы что-то для своей работы с детьми. У меня есть смайлики, и вы своё отношение передайте, пожалуйста, с их помощью.

Я хочу закончить своё выступление словами: игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

Литература:

1. Е. А. Алябьева. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2008.2.

2. Е. А. Алябьева. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

3. А. К. Бондаренко. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.

4. М. М. Борисова. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей

5-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5. Г. Н. Гришина. Игры для детей на все времена. М.: ТЦ Сфера, 2008.

6. О. М. Дьяченко. Чего на свете не бывает? М.: Просвещение, 1991.

7. А. Н. Давидчук. Познавательное развитие дошкольников в игре. М.: ТЦ Сфера, 2013.

8. Е. М. Юрченко. Развивающие игры и упражнения для детей 5-6 лет. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009.

Публикации по теме:

Подарок папе. Фоторамка  «Звезда»Подарок папе. Фоторамка  «Звезда» Совсем скоро все мы будем отмечать замечательный праздник – День Защитника Отечества. Поделка оригами из бумаги «Звезда» актуальна всегда.

Презентация Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП Презентация «Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Мастер-класс «Развивающие игры и игровые упражнения как средство ознакомления детей с окружающим миром»
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 14:05
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...