Мастер-класс «Развивающие игры и игровые упражнения как средство ознакомления детей с окружающим миром»

Марина Журавлева
Мастер-класс «Развивающие игры и игровые упражнения как средство ознакомления детей с окружающим миром»

Мастер-класс

«Развивающие игры и игровые упражнения как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром»

Составила:

М. Л. Журавлева

воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 3

общеразвивающего вида»

Микунь 2014

Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обучение педагогов ДОУ играм, которые способствуют развитию познавательной активности старших дошкольников.

2. Заинтересовать педагогов ДОУ развивающими играми для использования в своей работе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мяч, развивающая игра «Что внутри», развивающая игра «Кому что нужно».

I. Вводное слово мастера.

Уважаемые коллеги, я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».

Игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Наряду с наблюдениями, подвижными и творческими играми для расширения представлений детей об окружающем мире широко используются развивающие игры. Развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В развивающих играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Развивающие игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях. Развивающие игры оказывают положительное влияние на процесс систематизации знаний дошкольников об окружающем.

В работе я опиралась на технологические концепции игровых методов О. В. Дыбиной, Н. В. Алёшиной, Л. И. Парамоновой, А. И. Сорокиной,В. Перова, Е. А. Алябьевой, Е. О. Севастьяновой, О. В Антоновой. Итогом работы стало повышение качества знаний и повышение познавательной активности детей.

При проведении игр и упражнений в средней группе использовала приёмы с большой долей наглядности: игры-загадки, игры-поиски, игры-поручения, игры-сказки, тесты и другие. Проводила непосредственно образовательную деятельность «Расскажи Незнайке о любимых предметах», «Петрушка идёт трудиться», «Что здесь лишнее», «Нелепицы» и т. д.

Игры проводила на различных этапах непосредственно образовательной деятельности: организационный момент, сообщение темы и цели (загадки, ребусы); изучение нового материала (просмотр слайдов или развивающего мультфильма с обсуждением, игры-предположения); закрепление изученного материала (игры-поручения, игры-поиски).

Затем в старшем возрасте игровые приёмы усложнила, проводила игры-путешествия, игры на восстановление последовательности событий, игры с меньшей долей наглядности, настольные игры, лото. В этом возрасте дошкольники осуществляют воспроизводящую, творческую, поисковую деятельность.

Для того, чтобы сделать игры более красочными, яркими, привлекающими внимание детей я применяю элементы информационных технологий, использую информацию из интернета, провожу занятия с использованием телевизора (картинки, слайды).

Эффективность использования развивающих игр:

- повышается активность детей;

- игра обеспечивает межличностное общение;

- в игре происходит развитие познавательных процессов.

II. Имитация игры.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам поиграть в развивающие игры. Приглашаю 6 человек подойти ко мне и принять участие в играх.

«Что можно делать, с?» «Чем можно делать это.. ?».

Начните так: "Мячик можно бросать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, a еще. "; "Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, a еще.» Попросите ребёнка продолжить.

Или так: «Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на.»; «Пить можно воду, молоко, сок, a еще.».

Или: «Чай пьют, a печенье - едят»; «На кровати лежат, a на стуле -.»; «Гвоздь забивают, a шуруп - завинчивают»; «Рубашку шьют, a шарф -.»; «Котлеты жарят, a суп -.»; «Песок в ведро насыпают, a воду -.»; «Одежду надевают, а Надежду … (одевают)».

Когда суть игры станет понятна, попробуйте поменяться ролями: ребенок начинает, взрослый продолжает.

«Что внутри?»

Покажите (назовите) предмет или место, a ребенок в ответ должен назвать что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места: дом - стол, шкаф - свитер, холодильник - кефир, тумбочка - книжка, пузырек - лекарство, кастрюля - суп, дупло - белка, улей - пчелы, нора - лиса, автобус - пассажиры, корабль - матросы, больница - врачи, магазин - покупатели.

«Назови, одним словом»

Предложите: "Я буду описывать что-то, a ты назови то, о чем я рассказываю, одним словом:

• - часы, которые помогают проснуться?

• - человек, который направляется в дальние страны?

• -Шкаф, куда сохранить продукты ставят?

• -Им горячим мама платье гладит?

• -В нём есть ластик, много ручек,и цветных карандашей?

• -Их мы носим на ногах когда светло и бело?

Ребенок должен назвать слово. Затем поменяйтесь ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребёнка, поэтому надо помочь ему составить описание, если у него не получается.

«Кому что нужно?»

Вариант 1. Назовите человека или животное - в ответ ребенок должен назвать, какой предмет или предметы ему могут понадобиться:

• - парикмахер - ножницы, расчёска;

• - почтальон - сумка;

• - учитель - указка, учебники;

• - продавец - весы, касса;

• - муравей - палочки, листики;

• - пчела - пыльца, нектар;

• - птица - веточки, пух (для гнезда).

Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребёнка.

Вариант 2, усложненный: не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы - чтобы подстригать, весы - чтобы взвешивать покупки и т. д.

Вопросы педагогам:

• - Что развивают развивающие игры и упражнения?

• - Вы считаете эффективными развивающие игры?

• - Как в своей работе вы используете развивающие игры?

III. Этап моделирования.

Предлагаю педагогам разделиться на две команды, и подобрать развивающие игры для тематического дня по ознакомлению с окружающим миром. Первая команда подбирает игры на тему «Путешествие в мир насекомых», а вторая на тему «В мире цветов». Команды могут пользоваться планом конспекта тематического дня и карточками с набором развивающих игр.

IV. Представление результатов работы группы.

Команды представляют свои разработки и озвучивают, какие развивающие игры они подобрали для своего тематического дня и почему.

V. Заключительное слово мастера.

Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие, хочу узнать понравились ли вам представленные развивающие игры, возьмете ли вы что-то для своей работы с детьми. У меня есть смайлики, и вы своё отношение передайте, пожалуйста, с их помощью.

Я хочу закончить своё выступление словами: игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

Литература:

1. Е. А. Алябьева. Тематические дни и недели в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2008.2.

2. Е. А. Алябьева. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

3. А. К. Бондаренко. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.

4. М. М. Борисова. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей

5-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5. Г. Н. Гришина. Игры для детей на все времена. М.: ТЦ Сфера, 2008.

6. О. М. Дьяченко. Чего на свете не бывает? М.: Просвещение, 1991.

7. А. Н. Давидчук. Познавательное развитие дошкольников в игре. М.: ТЦ Сфера, 2013.

8. Е. М. Юрченко. Развивающие игры и упражнения для детей 5-6 лет. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009.

Публикации по теме:

Подарок папе. Фоторамка  «Звезда»Подарок папе. Фоторамка  «Звезда» Совсем скоро все мы будем отмечать замечательный праздник – День Защитника Отечества. Поделка оригами из бумаги «Звезда» актуальна всегда.

Презентация Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП Презентация «Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Мастер-класс «Развивающие игры и игровые упражнения как средство ознакомления детей с окружающим миром»
Опубликовано: 24 февраля 2014 в 14:05
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...