МААМ-картинки

Дидактические игры по развитию речи на занятиях и в режимных моментах

Елена Марченко
Дидактические игры по развитию речи на занятиях и в режимных моментах

В детском дошкольном учреждении игра является ведущим видом деятельности. Значение дидактических игр по развитию речи на занятиях и в режимных моментах неоспоримо. У детей развивается культура речевого общения, в широком смысле этого понятия, нравственные качества, формируются этические представления и нравственные чувства. Это воспитательные цели. Дидактические игры по развитию речи способствуют снижению психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей мы проводим занятия по развитию речи в игровой форме, подбираем целую систему игр и упражнений, то есть, играя – обучаем. Во все занятия и режимные моменты в группе коррекционной направленности включаются дидактические игры, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, и даже подвижные игры со словом.

Публикация «Дидактические игры по развитию речи на занятиях и в режимных моментах» размещена в разделах

Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся, ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение лексико-грамматическим строем языка. В игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Благодаря использованию дидактических игр по развитию речи, процесс обучения, коррекции и развития проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимодействия различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой структуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений. Именно взаимосвязь различных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Ребенок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности речи, язык произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребенок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Кроме того, игры для развития лексико-грамматического строя речи воспитывают интерес к родному языку, а это чрезвычайно важно для того, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека.

Развитие речи ребенка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Лев Семенович Выготский подчёркивал, что только с помощью глубокого, конкретного, наглядного и практического опыта возможно вхождение отдельных предметов в важный и единый набор в функциональном отношении слов. Иными словами, без практического опыта ребёнка невозможно обогащение словарного запаса ребёнка, так же и формирование определённых грамматических структур.

Контингент, с которым приходится работать, – это дети, у которых страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет не резко выраженное недоразвитие речи и третий уровень речевого недоразвития.

Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т. д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

У большинства детей обиходная фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проступает у этих детей в понимании слов, фраз, пословиц с переносным значением. При достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц, людей разных профессий, частей тела. При ответах смешиваются родовые и видовые понятия. При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный - круглый; переписал - писал. Имея определенный запас слов, обозначающих разные профессии, дети испытывают большие трудности при дифференцированном обозначении для лиц мужского и женского рода. При грамматическом оформлении высказываний встречаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов (в зоопарке кормили белков). В использовании некоторых предлогов (выглянул из двери); в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся существительные мужского и женского рода, единственного и множественного числа, сохраняются нарушения в согласовании числительных с существительными. Слоговая структура характеризуется преобладанием элизий, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях - пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще - перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент - персеверации и добавления слогов и звуков. В беседе, при составлении рассказа преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Присутствуют трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи : темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Каждый логопед вырабатывает свою систему игр и упражнений для более успешной коррекционной работы с детьми.

Цель моего выступления в рамках темы нашей встречи – показать некоторые игры и упражнения, которые я использую в своей коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Я учусь в своей работе уважать незнание и непонимание ребенка, старалась найти причины непонимания, старалась не требовать слепого безоговорочного исполнения всех приказов.

1) Дидактическая игра «Альбом друзей Олененка»

Пособие состоит из двух частей

а) 1 часть – Работа с существительным.

Цель: Повысить уровень понимания ребенком существительных, учить узнавать животных по частям тела, понимать и объединять существительные парами. Уметь высказывать свои суждения, реагируя на вопрос собеседника. Уточнять, пополнять и активизировать словарный запас существительными.

Ход: Перед вами альбом фотографий друзей Олененка. Покажите портрет друга, о котором Олененок говорит так:

У моего друга полосы и копыта

полосы и когти,

грива и копыта,

грива и когти,

рога и крылья,

рога и копыта,

яд и зубы,

яд и жало,

пятна и клыки,

крылышки и пятна,

панцирь и лапы,

хобот и бивни,

бивни и ласты.

Игровая задача словесной игры заключается в быстром подборе существительного по двум заданным существительным. Нахождение точного слова – как ответ на вопрос ведущего. В процессе упражнения дети устанавливают взаимосвязь двух существительных с картинкой – «Фото друга Олененка». Одно из существительных повторяется, другое – ключевое.

б) 2 часть – Работа с двумя глаголами. (Глаголы имеют особое значение при переходе ребенка к фразовой речи, поэтому уточнение, обогащение и понимание словаря действий играет важную роль в формировании речи в целом. Очень важно активизировать глаголы в речи.

Постепенно увеличиваем объем предлагаемых слов. Сначала даем один глагол, ребенок угадывает животное, затем усложняем: даем животное – ребенок подбирает нужный глагол. Дидактическая игра «Назови, кто как кричит?» (Володина)

Цель: учить находить животное по двум глаголам, объединяя их в единый образ, учить понимать взаимосвязь слов-действий; повысить уровень понимания ребенком глагольного словаря. Обогащение глагольного словаря.

Ход: Покажи фотографию друга, о котором Олененок рассказывает:

Мой друг прыгает, чирикает,

прыгает, грызет,

рычит, охраняет,

рычит, нападает,

летает, жужжит,

летает, охотится,

пищит, грызет,

пищит, клюет,

пищит, кусает.

Один глагол повторяется, другой передает новое действие.

2) Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой»

Цель: Понимать значение глаголов, учить объединять их единым смыслом (три глагола)

Ход: Животные решили поиграть с Черепашкой в прятки. Помоги Черепашке найти их.

Кто это? Прыгает, грызет, прячется

Грызет, шуршит, прячется

Прыгает, грызет, рычит

Бодается, жует, блеет

Блеет, жует, пасется

Летает, порхает, охотится

Шипит, извивается, ползает

Крадется, царапает, урчит

Урчит, косолапит, спит

Летает, плавает, шипит

Бодается, мычит, пасется

Стрекочет, летает, прыгает

Стрекочет, прыгает, сидит

Пасется, жует, ревет

Ползает, плетет, ловит

Летает, жужжит, ползает

Прыгает, бегает, лазает

Глаголы подобраны так, что два глагола повторяются, третий – ключевой. Он и дополняет полную картину действия объекта.

3) Дидактическая игра «Наведи порядок на кухне»

Цель: Учить находить по двум заданным прилагательным нужное существительное. Уточнить понимание детьми форм мужского рода, женского рода, среднего рода, развивать понимание соотношения двух прилагательных к существительному. Повысить уровень понимания прилагательных, учить соотносить слово со знакомыми признаками. Обогащать речь детей прилагательными,активизировать их в речи детей.

Глубокая фарфоровая

Стеклянный высокий

Чайная металлическая

Тяжелая чугунная

Электрический красный

Коричневый глиняный

Красная эмалированная

Голубая фарфоровая

Новая прозрачная

Острый железный

4) Дидактическое упражнение «Найди предмет по трем словами-признакам»

Цель: Учить находить предмет по трем прилагательным, понимая взаимосвязь прилагательных между собой, учить понимать и согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже. Уточнить пассивный словарь детей, обогащать речь детей прилагательными.

Ход: Вкусные шоколадных сладкие

Теплый мягкий ноздреватый

Теплая мягкая свежая

Новый современный большой

Старая голубая сатиновая

Легкая шелковая красивая

Пушистый крохотный беззащитный

Высокая кудрявая румяная

Высокая кудрявая ветвистая

Круглый тяжелый полосатый

Современный деревянный вместительный

Овальный дубовый полированный

Удобное мягкое низкое

Красное ароматное наливное

Ароматная красная спелая

Ловкая длинная ядовитая

Из трех предложенных прилагательных два повторяются, одно – новое.

5) Дидактическая игра «Помоги повару»

Цель: Стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь. Уточнить понимание относительных прилагательных по теме «Продукты питания». Учить пониманию значений слов «мучной», «молочный», «мясной» .

Активизация и правильное употребление относительных прилагательных в речи. Повысить уровень понимания ребенком обращенного к нему высказывания взрослого.

Ход: Помоги повару выбрать нужные продукты.

- Где мучной продукт?

Ребенок накрывает нарисованные продукты (баранки, сухари, булку, макароны) крышечкой с изображением мешка с мукой.

- Где мясной продукт?

Ребенок накрывает нарисованные продукты (сосиски, колбасу, сардельки) крышечкой с изображением мяса.

- Где молочный продукт?

Ребенок накрывает нарисованные продукты (масло, творог, йогурт, мороженое, сыр) крышечкой с изображением молока.

Для активизации относительных прилагательных игру можно дополнить, изменив игровую задачу:

Назови продукт и скажи, из чего сделано.

Например, Сыр – это молочный продукт.

6) Дидактическая игра «Большая стирка»

Цель: Учить понимать порядок слов в предложении, учить понимать и исправлять предложения, в которых допущена ошибка. Повысить уровень понимания предложений.

Ход: Исправь ошибку. Скажи правильно.

- Белье постирало Мишку.

Мишка постирал белье.

- Стиральная машина открыла Мишку.

Мишка открыл стиральную машину.

- Панамка достала Мишку из стиральной машины.

Мишка достал панаму из стиральной машины.

- Веревка повесила Мишку на штанишки.

Мишка повесил штанишки на веревку.

В предложениях нарушен порядок слов, нет совпадения с порядком действий.

Это пособие я использую на понимание пространственных прилагательных, на согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

Например, создается игровая ситуация «Помоги Мишке повесить белье»

Инструкция: Повесь зеленое пальто на верхнюю веревку.

Повесь красный свитер на желтую нижнюю веревку.

Дети с ОНР, в особенности если дефект включает дизартрический компонент, испытывает трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов. Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи : существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова.

Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении.

По Александру Николаевичу Гвоздеву отмечается следующая последовательность усвоения предлогов в онтогенезе: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между, по, к, до и другие. В 6-летнем возрасте при нормальном развитии речи, у ребенка 21 предлог.

Правильное употребление предложных конструкций помогает выработать у детей языковое чутье и явление переноса, уточнить пространственное представление, понимать сложные грамматические конструкции предложения, а значит, подготовить ребенка к обучению к школе.

Хотя и появляются позже всех знаменательных частей речи, предлоги все больше и больше детализируются, обогащаются и осмысливаются по мере развития речи ребенка. В этом помогают специальные упражнения и игры.

7) Дидактическая игра «Мы едем, едем, едем…»

Цель: Развивать понимание предложных конструкций, выраженных различными синтаксическими отношениями. Развивать навык правильного употребления предложно-падежных конструкций. Формировать понимание лексического и грамматического значения предлогов.

Ход: Участникам предлагается разместить нужный вид транспорта в зависимости от произнесенного предложения. (Объекты и транспорт обозначены)

ПО ГОРОДУ ЕДЕТ СОВРЕМЕННЫЙ (ЧТО…

К ДОМУ ПОДЪЕХАЛО (ЧТО…

МЧИТСЯ В БОЛЬНИЦУ (ЧТО…

НЕСЕТСЯ К ЗВЕЗДАМ (ЧТО…

СПЕШИТ НА ПОЖАР (ЧТО…

ГРОХОЧЕТ ПО РЕЛЬСАМ (ЧТО…

ОТ ПЛАТФОРМЫ ОТХОДИТ (ЧТО…

ИДЕТ ПО ВОЛНАМ (ЧТО…

ЗА ПРЕСТУПНИКОМ ГОНИТСЯ (ЧТО…

ПО НЕБУ ЛЕТИТ БЫСТРЫЙ (ЧТО…

Мы знаем, как дети любят загадки, с каким восторгом они стараются их загадать, поэтому в занятия включаются множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках – это то, что они развивают воображении, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово. Кроме того, это великолепно организованная словарная работа, пополнение словарного запаса детей синонимами, антонимами.

8) Дидактическая игра «Угадай, что в киндере»

Цель: Формировать умение детей толковать слова.

Ход: Ребёнку предлагается отгадать то, что находится в киндер-сюрпризе.

Например:

-Это посуда,у которой есть ручка,крышка,носик,донышко. (чайник)

-Это домашняя птица. У неё есть крылья, лапы, клюв, гребешок, бородка, шпоры. Эта птица не плавает. Умеет громко петь. (петух).

9) Дидактическое игра «Дерево родственных слов»

Цель: Понимание лексического значения родственных слов, употребление их в речи. Формировать умение устанавливать родственные связи слов.

Ход:

На корне дерева написано слово «ход». Дети подбирают родственные слова к этому слову: выход, вход, ходули, выходной, переход, ходила…

Слово «дом». Дети подбирают родственные слова к этому слову: домик, дома, домашний, домофон, домище, домовитый, домовничать, домосед…

- А слово «домино» будет родственным этому слову?

Осознанное употребление слов, понимание их значения, тренировка в играх навыка словообразования, словоизменения, понимание и практическое употребление грамматических конструкций – все это подготавливает ребенка к обучению в школе.

Именно это является основной целью всего комплекса коррекционных мер в системе работы учителя-логопеда в ДОУ.

Публикации по теме:

Дидактические игры на логопедических занятиях 1. Игра «Дорожка». Цель: -автоматизация звуков в словах и предложениях -дифференциация звуков Л-Р -развитие мелкой моторики Оборудование.

Дидактические игры по развитию диалогической речи дидактические игры по развитию диалогической речи СОРОКА И МЫШЬ 1. Мышка-трусишка, ты треска боишься? 2. Ни крошки не боюсь! 3. А громкого.

Дидактические игры по развитию речи в средней группе Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие.

Образовательная деятельность в режимных моментах .

ФЭМП в режимных моментах в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 12 «Золотая рыбка» Развитие элементарных.

Игры используемые на занятиях по развитию речи Речевые игры и упражнения Угадай-ка Цель: Ориентироваться на окончания слов при согласовании имен прилагательных с именами существительными.

Использование музыкотерапии в режимных моментах Использование музыкотерапии в режимных моментах. Понятие музыкотерапии: Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления.

Картотека художественного слова в режимных моментах Картотека художественного слова в ходе руководства режимными процессами для детей младшего дошкольного возраста Умывание * * * Ай, лады,.

Коммуникативные танцы-игры в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок» с. Александровское МАСТЕР.

Работа в режимных моментах (из опыта работы)Работа в режимных моментах (из опыта работы) Тема: «Экскурсия по экологической тропе» Цель: расширять и уточнять знания о разнообразии и количестве объектов экологической тропы. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по развитию речи на занятиях и в режимных моментах
Опубликовано: 21 ноября 2017 в 01:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД