МААМ-картинки

Мастер-класс «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми в программе Microsoft Power Point»

Оксана Галушина
Мастер-класс «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми в программе Microsoft Power Point»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида№37

Мастеркласс для педагогов по теме:

«Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми в программе Microsoft Power Point"

Подготовила: Галушина Оксана Викторовна, учитель– логопед

Цель: ознакомление и последующее применение педагогами

мнемотаблиц в работе с детьми.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми в программе Microsoft Power Point“» размещена в разделах

1. Раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица»;

2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми.

3. Представить возможности использования программы Microsoft Power Point в создании мнемотаблиц.

Предварительная работа: подборка методического, речевого и наглядного

материала, создание слайдовой презентации, буклета «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми» и мнемотаблиц в программе Microsoft Power Point.

Ход мастер-класса :

1. Презентация опыта работы

(слайд 1) Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Дошкольники - это особый народ. Занятия с ними должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением иллюстративного материала, с использованием музыкального сопровождения. Понимая это, в своей работе учителя-логопеда, стараюсь использовать такие методы работы, которые будут понятны детям.

(слайд 2) В этом мне помогают настольный театр, дидактические и развивающие игры В. В. Воскобовича.

(слайд 3) А так же увлекательная методика «Рисование песком».

Для коррекции речи использую компьютерную логопедическую программу Лизуновой «Игры для Тигры и другие компьютерные игры.

(слайд 4) Мультимедийная презентация - один из современных методов работы с детьми на индивидуальных, подгрупповых и на фронтальных занятиях. Поняла, что используя метод слайдовых презентаций, выполненных в программе Microsoft Power Point, могу заинтересовать детей и проявить свое творчество Возможность использования в них двигающихся, возникающих, дополняющихся персонажей, включение музыки и речи героев помогло мне проводить занятия в интересной и увлекательной для детей форме.

(слайд 5) Использование мультимедийных презентаций даёт более широкие возможности для меня, как для педагога:

• Информационная ёмкость

• Доступность

• Компактность

• Наглядность и эмоциональная привлекательность

• Мобильность

• Многофункциональность

• Интерактивность

• Возможность воспользоваться шпаргалками. Презентация – это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего.

(слайд 6) У детей при этом повышается учебная мотивация, интерес к занятиям, появляется ощущение самостоятельного управления деятельностью и положительные эмоции.

Использование мультимедийных презентаций эффективно при создании проектов, проведении консультаций, педсоветов, мастер-классов с педагогами ДОУ.

(слайд 7) В работе с родителями так же можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний, семинаров-практикумов, мастер-классов с фото- и видео – материалами.

Надеюсь, Вы согласитесь со мной, что мультимедийная презентация позволяет наглядно проиллюстрировать речь выступающего в легко воспринимаемой форме.

Чтобы убедиться в этом на практике, приглашаю желающих поучаствовать в мастер-классе (приглашаются шесть человек).

2. Практическая часть

(слайд 8) В ходе мастер-класса Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», «Мнемотаблица», а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в домашних условиях.

При работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды отмечают, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина?

(слайд 9) Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Одни дети лучше запоминают слова (развита слуховая память - музыкальные, речевые звуки, а другие - зрительные образы (развита зрительная память). Сегодня мы более подробно рассмотрим вопрос развития памяти через формирование образов или ассоциаций.

А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.

Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. Одним из них является…

(слайд 10) Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Слово «Мнемотехника» образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей.

В настоящее время данная технология используется и в детских садах.

Феноменальная память- это не дар. Это навык. Поэтому, для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют…

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

(слайд 11) На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему)- 1 вариант мнемотаблицы. По мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту. Но, что делать, если мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть!

(слайд 12) Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала)- 2 вариант мнемотаблицы.

Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты (участники мастер-класса заполняют ячейки таблицы картинками).

Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст (участники мастер-класса читают стихотворения).

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?

Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки. Например, в стихотворении встречается слово «дерево» и ребёнок отображает его в рисунке, т. е. рисует дерево, и наоборот, когда он смотрит на таблицу, то на увиденный рисунок у него возникает ассоциация со словом «дерево».

Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребёнком дома?

Варианты игр с мнемотаблицами :

1. Восстановить последовательность картинок по памяти;

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те,

которые относятся к данной теме;

3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди

других;

4. Найти лишнюю картинку;

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные

мнемотаблицы);

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает

отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Мы с Вами попробовали создать мнемотаблицы в бумажном варианте. Но ведь почти уже в каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и компьютерные программы. Одна из них Microsoft Power Point, в которой так же можно создавать мнемотаблицы.

Как вы думаете, отличается ли мнемотаблица в компьютерном варианте от мнемотаблицы, выполненной на бумаге? Суть мнемотаблицы ничем не отличается от традиционной, на каждое слово или словосочетание в стихотворении, придумывается изображение, картинка помещается на слайд, в таблицу. Таким образом, «зарисовывается» все стихотворение.

(слайды 13, 14, 15, 16) Сегодня мы попробуем составить мнемотаблицу к отрывку из стихотворения «Праздник урожая» Татьяны Боковой, в программе Microsoft Power Point- 3 вариант мнемотаблицы.

(обращаю внимание на слайд с таблицей и текстом стихотворения) Посмотрите, на экране….(ответы, есть текст и таблица, а картинки (ответы) рассыпались, расставим их по местам и расскажем стихотворение (участники заполняют таблицу, воспроизводят стихотворение).

Как вы думаете, этот приём им пригодится в жизни? А конкретно где? Действительно, это, в дальнейшем, поможет учиться в школе: при написании изложений (для запоминания текста дети могут выстроить цепочку символов, а так же для сочинений и диктантов, при составлении и решении задач. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

(слайд 17) Желаю всем удачи!

Публикации по теме:

Приказ на проведение педагогического совета .

Программа Дня открытых дверей в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области Программа Дня открытых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми в программе Microsoft Power Point»
Опубликовано: 30 сентября 2014 в 23:30
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД