МААМ-картинки

Мастер-класс «Способы выхода из конфликтных ситуаций педагога в работе с семьей»

Ольга Миногина
Мастер-класс «Способы выхода из конфликтных ситуаций педагога в работе с семьей»

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много : это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.

Причины конфликта :

несоответствие целей,

Публикация «Мастер-класс „Способы выхода из конфликтных ситуаций педагога в работе с семьей“» размещена в разделах

недостаточная информированность сторон о событии,

некомпетентность одной из сторон,

низкая культура поведения и др.

Четыре стадии прохождения конфликта :

возникновение конфликта (появление противоречия);

 осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;

 конфликтное поведение;

 исход конфликта.

Управление конфликтной ситуацией.

При этом работа осуществляется в такой последовательности:

изучение причин возникновения конфликта;

ограничение числа участников конфликта;

анализ конфликта;

разрешение конфликта.

Типы конфликтной личности :

Демонстративный конфликтный тип – резко выражена демонстративная акцентуация, хочет быть постоянно в центре внимания, стремится хорошо выглядеть в глазах других.

Неуправляемый тип – импульсивный, плохо контролируемый, с трудно предсказуемым поведением, часто ведет себя вызывающе, агрессивно, игнорирует общепризнанные нормы поведения, страдает завышенной неадекватной самооценкой.

Целенаправленный конфликтный тип – использует конфликт как средство достижения своих целей, выступает в нем активной стороной.

К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации :

I Соревнование (конкуренция); II Приспособление (улаживание); III Избегание (уклонение);  IV Компромисс; V Сотрудничество.

I Соревнование

 Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого.

Плюсы и минусы данной стратегии:

- упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека.

Сюда можно отнести поведение Тактические действия «Акулы» : -  жестко контролирует действия противника и его источники информации; -  постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами; -  использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением; -  провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки; -  выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность.  

Качества личности: - властность, авторитарность; - нетерпение к разногласиям и инакомыслию; - ориентировка на сохранение того, что есть; - боязнь нововведений, неоднозначных решений; - боязнь критики своего стиля поведения; - использование своего положения с цепью достижения власти; - игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях.

II Приспособление

     Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния.

Плюсы и минусы данной стратегии:

- сохранение хороших взаимоотношений с другим человеком, путем уступчивости,

- отрицательные эмоции уступившей стороны (злость, обида, разочарование и др., а в долгосрочной перспективе потеря доверия, уважения и взаимопонимания между участниками.

Сюда можно отнести поведение плюшевого мишки.

      Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно».

Тактические действия «Плюшевого Мишки» : - постоянное соглашательство с требованиями противника, т. е. делает максимальные уступки; - постоянная демонстрация не признания на победу или серьезное сопротивление; - потакает противнику, льстит.

Качества личности: - бесхребетность – отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях; - желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений; - идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют; - преобладает тенденция отвлекаться при участии в беседе.

III Избегание

Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других. Плюсы и минусы данной стратегии:

- приводит только к накоплению неудовлетворенности и напряжения.

Сюда можно отнести поведение "Черепахи"

Тактический девиз «Черепахи»«Оставьте мне немножко и не трогайте меня».

Тактические действия «Черепахи» : - отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода; - избегает применения силовых приемов; - игнорирует всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их; - отрицает серьезность и остроту конфликта; - систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей. Качества личности: - застенчивость в общении с людьми; - нетерпение к критике - принятие ее как атаки на себя лично; - нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось обойдется»; - неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.

IV Компромисс

Компромисс - это частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта. Плюсы и минусы данной стратегии:

- учитываются интересы всех конфликтующих сторон.

Сюда можно отнести поведение "Лисы" «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить». Тактические действия «Лисы» : - торгуется, любит людей, которые умеют торговаться; - использует обман, лесть для подчеркивания не очень выраженных качеств у противника; - ориентирована на равенство в дележе, действует по принципу: «Всем сестрам – по серьгам». Качества личности: - предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью. Такие качества являются, несомненно, элементом высокой культуры личности; - настороженное отношение к критическим оценкам других людей; - ожидание мягких формулировок, красивых слов; - желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко и открыто.

V Сотрудничество

При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена. Плюсы и минусы данной стратегии:

- стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны – необходимо в любых долгосрочных отношениях.

Сюда можно отнести поведение "Совы" Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю. А Вы?». Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта.

Тактические действия «Совы» : - собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике; - ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений; - обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий, старается опредметить конфликт; - если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.

Качества личности: - в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности; - положительно относится к новациям, переменам; - умеет критиковать, не оскорбляя личности, как говорят, «по делу», опираясь на факты; - использует свои способности для достижения влияния на людей.

Примерный кодекс общения:

Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Психологический тренинг для заведующих «Путь к успеху» «Путь к успеху» Цель: закрепить знание участников про основные стили руководства, выработка поведения в конфликтных ситуациях, усовершенствование.

Влияние конфликтов на физическое и психическое здоровье детей Сколько неприятных моментов приносят в нашу жизнь конфликты. Конечно, без конфликтов трудно представить человеческое общество. Так что же.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Способы выхода из конфликтных ситуаций педагога в работе с семьей»
Опубликовано: 6 февраля 2015 в 08:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД